Связующее звено между обществом и государством

 

Мереке Габдуалиев,

к.ю.н., ведущий научный сотрудник

отдела Института законодательства МЮ РК

 

В новом Законе «О местном государственном управлении и самоуправлении» остается нерешенным вопрос формирования в стране реального института местного самоуправления.

В своем Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» Н. Назарбаев указал на необходимость регионального развития и развития малых городов - «Сильный Казахстан - это прежде всего сильные регионы». Новая региональная политика в первую очередь основывается на развитом институте местного самоуправления.

Не вызывает сомнения, что в настоящее время для нашей страны приобретает первостепенное значение проблема построения теоретически обоснованной, эффективно действующей модели местного управления и самоуправления. Этот вопрос после майских конституционных реформ 2007 года приобрел еще большую актуальность. В ежегодном Послании Конституционного Совета РК «О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан» было указано на необходимость принятия пакета законодательных актов, направленных на реализацию конституционных новаций, устанавливающих принципы формирования и осуществления местного самоуправления, порядок назначения акимов и полномочия маслихатов.

В свете принятия Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам местного государственного управления и самоуправления» значимым является вопрос о выявлении на теоретическом уровне всех возможных моделей взаимоотношений государства и местного самоуправления, установления особенностей казахстанской модели.

Формирование местного самоуправления для Казахстана - одна из трудных задач реформирования казахстанской государственности, поскольку опереться на аналогичный отечественный опыт не представляется возможным. Убежден, что принятие вышеназванного закона не снимает с повестки дня проблемы поиска оптимальной модели местного самоуправления.

Определяющим началом становления и формирования модели местного самоуправления выступают положения Конституции об утверждении Казахстана демократическим государством (п. 1 ст. 1), а также о том, что Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления (п. 1 ст. 2).

Свое нормативно-содержательное наполнение институт местного самоуправления находит также в ст. 33 Конституции РК о том, что граждане имеют право направлять индивидуальные и коллективные жалобы в органы местного самоуправления, право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления.

Институт местного самоуправления нашел свое отражение в Разделе VIII Конституции РК «Местное государственное управление и самоуправление». В п. 1 ст. 89 Конституции РК закреплено, что в Республике Казахстан признается местное самоуправление, обеспечивающее самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Важным является то, что на конституционном уровне закрепляются формы осуществления местного самоуправления. Так, согласно п. 2 ст. 89 Конституции РК, местное самоуправление осуществляется населением непосредственно, а также через маслихаты и другие органы местного самоуправления в местных сообществах, охватывающих территории, на которых компактно проживают группы населения.

Конституционное определение того, что местное самоуправление осуществляется «непосредственно», позволяет внести изменения и дополнения в Закон «О местном государственном управлении и самоуправлении», в соответствии с которыми следует перечислить и уточнить формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления (местный референдум, муниципальные выборы, голосование по отзыву депутата и члена выборного органа местного самоуправления, сход граждан, правотворческая инициатива граждан, публичные слушания, собрание граждан, собрание делегатов, опрос граждан, обращения граждан в органы местного самоуправления и др.). Такая необходимость вызвана и отсутствием опыта существования местного самоуправления в нашей стране.

К сожалению, в законе из непосредственных форм осуществления местного самоуправления назван лишь сход граждан. В п. 1 ст. 39-3 Закона РК «О местном государственном управлении и самоуправлении» закреплено, что для обсуждения вопросов местного значения путем прямого волеизъявления могут проводиться собрания (сходы) местного сообщества.

В новом Законе «О местном государственном управлении и самоуправлении» остается нерешенным вопрос формирования в стране реального института местного самоуправления в понимании Европейской Хартии местного самоуправления.

Не определены и четкие различия местного государственного управления и местного самоуправления, поскольку органы, через которые происходит осуществление или реализация местного государственного управления и самоуправления, совпадают.

Маслихат одновременно является органом местного государственного управления (ст. 85 Конституции РК) и органом, через который осуществляется населением местное самоуправление (п. 2 ст. 89 Конституции РК). Акимат - коллегиальный орган, возглавляемый акимом, осуществляющий в пределах своей компетенции местное государственное управление и самоуправление на соответствующей территории. Более того, в законе определено, что как аппарат акимата, так и аппарат маслихата являются «государственным учреждением».

В законе остается до конца не решенным вопрос, что относится к предметам ведения органов местного самоуправления, а что - органов государственной власти. Отсутствие четкой грани между «делами государства» и «делами местного сообщества», а также «раздвоение» акимов и маслихатов позволяет прийти к выводу о наличии в правовой жизни Казахстана признаков конституционно-правовых фикций.

Вообще бланкетный характер конституционно-правовой нормы о том, что «организация и деятельность местного самоуправления в Казахстане регулируется законом» (п. 3 ст. 89 Конституции РК), позволяет именно на законодательном уровне решить вопросы по выбору оптимальной модели института местного самоуправления в стране. Тем более, считаю непозволительным определение механизма реализации непосредственных форм осуществления местного самоуправления на подзаконном нормотворческом уровне.

Закон «О местном государственном управлении и самоуправлении» устанавливает, что порядок проведения собрания (схода) и принятия решений определяется областными (города республиканского значения и столицы) маслихатами (п. 2 ст. 39-3). Результатом такого нормотворчества со стороны областных маслихатов стало принятие положений о сходе граждан, противоречащих политико-правовой природе института местного самоуправления.

Принципиально важным считаю наличие в Конституции РК нормы, что «гарантируется самостоятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных законом» (п. 4 ст. 89).

Таким образом, Конституция 1995 года является базой для развития института местного самоуправления в Казахстане и позволяет решить этот вопрос на уровне законотворчества (в этом смысле - потенциал Основного Закона далеко не исчерпан). Поэтому, думаю, что ныне действующая редакция Закона «О местном государственном управлении и самоуправлении» является не последней.

Уровень доверия населения к государственной власти во многом зависит от доверия населения к органам местного самоуправления, которые решают повседневные проблемы граждан. Будучи связующим звеном между обществом и государством, выступающим органической частью системы сдержек и противовесов (работающих не только по горизонтали, но и по вертикали) местное самоуправление необходимо для строительства правового государства.

6 апреля 2012, 10:12
Источник, интернет-ресурс: Медиа-корпорации «ЗАҢ» , Прочие

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript