Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Сразу три одноактных балета представил зрителям Государственный академический театр танца РК

Фото : 6 апреля 2012, 14:00

Сразу три одноактных балета - «Сон Маргариты», «Евгений Онегин» и «Серп и молот» - представил зрителям Государственный академический театр танца РК под руководством народного артиста РК, лауреата Государственной премии РК и Международной Сократовской премии в области культуры и искусства Булата Аюханова.

Чем интересен Булат Аюханов? Своей оригинальностью и непредсказуемостью. Его постановки не всегда можно втиснуть в прокрустово ложе классических канонов. Но то, что он показал на этот раз, превзошло все ожидания - он заставил танцевать… Ленина! По-моему, это первый и пока единственный опыт такого рода. Раньше вождь мирового пролетариата если и появлялся на балетной сцене, то уж точно не выделывал классических па. На вопрос, что подвигло его на столь неожиданный шаг, Булат Газизович ответил так:

- Мы - воспитанники того, советского времени… Балет «Серп и молот» - это наша история, он посвящен идеям равенства и братства на трудовом фронте.

Надо сказать, что балет условно можно разделить на три части, и каждая из них посвящена определенному отрезку истории. Первая, связанная с Лениным, - это послереволюционные годы, поэтому вождь мирового пролетариата не зовет на штурм Зимнего, а показывает пример трудового энтузиазма на пролетарских субботниках.

Созданию соответствующего настроения способствует знаменитая музыка Георгия Свиридова «Время, вперед». Правда, пафосное звучание этой мелодии получает, на мой взгляд, несколько ироничный оттенок, когда на сцене появляется знаменитое бревно, которое Владимир Ильич помогает нести товарищам по партии, - образ, перекочевавший в анекдоты. Хотя, по словам Булата Аюханова, он не преследовал цель иронизировать над историей, скорее, наоборот, хотел показать жестокость ушедшего века, когда платой за революционные достижения становились изломанные судьбы людей. Не случайно сцена, где женщины трудятся на полях, решена необычно - балерины танцуют в масках старух с изможденными лицами.

- Я хотел сказать, что такая каторжная жизнь преждевременно превратила их в старух, - поясняет балетмейстер. - Вспомните слова Некрасова о женщине, которая «коня на ходу остановит, в горящую избу войдет». Ведь во время войны женщины взвалили на свои хрупкие плечи тяжелый мужской труд: на заводах они варили сталь, добывали уголь в забоях, на селе - пахали землю, сеяли и убирали урожай.

Война - тема второй части балета на музыку Александра Александрова «Священная война». Органично в нее вплетена трогательная сцена свидания матери с сыном, уходящим на фронт («Романс» Георгия Свиридова), в исполнении заслуженного деятеля РК Гульфиды Гафуровой и Альмурата Салихова. Третья часть - победа на музыку Дмитрия Шостаковича «Праздничный вальс». Вот так, сжато, но очень выразительно и эмоционально Аюханов показал большой отрезок нашей истории в одноактном балете.

Сразу три одноактных балета представил зрителям Государственный академический театр танца РК- У меня в планах была постановка и второй части балета, - пояснил он, - где должен был появиться Карл Маркс, звучать Интернационал - «Вставай, проклятьем заклейменный»… Сталин с трубкой, которая превращается в топор. А в завершение - Амантай в чапане, в этой роли я хотел выйти сам. Мне подарили такой огромный чапан, что в него влезут не только Ленин со Сталиным, но и Карл Маркс с Фридрихом Энгельсом (смеется). Вот там был бы и юмор, и сарказм. На эту постановку денег не хватило.

Но средств, отпущенных театру танца министерством, хватило еще на два одноактных балета - «Евгений Онегин» на музыку П. Чайковского в обработке Михаила Плетнева и «Сон Маргариты» на музыку Игоря Корнелюка.

По словам Булата Аюханова, «Евгений Онегин» - это вечная тема любви. Вечные темы поднимает и балет «Сон Маргариты», созданный по мотивам романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» в постановке ученицы Аюханова Гульнар Камаловой. Она не только великолепная балерина (танцевала партию Маргариты), но оказалась и не менее талантливым хореографом.

- Приятно, когда ученики умнее и талантливее тебя. Я считаю, Гульнар Камалова - это новое имя в балетмейстерском искусстве, - с нескрываемой гордостью оценил ее работу Булат Газизович. - А сам балет не только о большой жертвенной любви, но и о вечных темах добра и зла, таланта и власти. Ведь творчество - это такая территория, где порой трудно расправить крылья даже очень талантливому человеку, каким является в романе Мастер (этот образ очень неплохо, на мой взгляд, воплотил лауреат Государственной молодежной премии «Серпер» Ерик Оспонов). И вот как бы опосредованно Булгаков дает нам ориентиры, как надо жить, как не поддаваться дьявольскому искусу. А творческие люди, они, как дети, кто-то преодолевает этот натиск зла и идет вперед, а кто-то и поддается дьяволу…

И все-таки на первом плане здесь, как и в балете «Евгений Онегин», великая любовь, которая правит миром.

- Всегда говорю: я романтик, опоздавший на поезд современного жестокосердия. И хорошо, что опоздал! Свой праздник я несу с любовью к людям, чтобы не сбежала красота.

От Аюханова красота точно не сбежала, не случайно на всех его вечерах балета национальная тематика всегда переплетена с классикой - «Лебедь» Сен-Санса, «Коппелия» Делиба, «Испанская рапсодия» Альбениса, «Болеро» Равеля…

Елена БРУСИЛОВСКАЯ

Алмат


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии