В ПАРЛАМЕНТЕ /Р. Мукашев/

Zakon.kz Zakon.kz

Мы продолжаем знакомство с нашим депутатским корпусом.

Р. Мукашев, председатель Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан

1956 года рождения, казах, образование высшее, Карагандинская высшая школа МВД СССР, юрист, Адъюнктура Академии МВД СССР (г. Москва), кандидат юридических наук, доцент, депутат Верховного Совета Республики Казахстан XII и XIII созывов, Мажилиса Парламента Республики Казахстан II, IV и V созывов,

член политического совета народно-демократической партии «Нур Отан», избран по партийному списку. Ранее занимал должность руководителя представительства Президента Республики Казахстан  в Парламенте Республики Казахстан.

В ПАРЛАМЕНТЕ

 

Мы продолжаем знакомство с нашим депутатским корпусом.

Р. Мукашев, председатель Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан

 

В ПАРЛАМЕНТЕ /Р. Мукашев/Визитная карточка

1956 года рождения, казах, образование высшее, Карагандинская высшая школа МВД СССР, юрист, Адъюнктура Академии МВД СССР (г. Москва), кандидат юридических наук, доцент, депутат Верховного Совета Республики Казахстан XII и XIII созывов, Мажилиса Парламента Республики Казахстан II, IV и V созывов,

член политического совета народно-демократической партии «Нур Отан», избран по партийному списку. Ранее занимал должность руководителя представительства Президента Республики Казахстан  в Парламенте Республики Казахстан.

Награждён орденами «Құрмет» (2001 г.), «Парасат» (2010 г.). Заслуженный работник МВД РК, Почётный сотрудник ГСК РК. Воинское звание - полковник.

Женат. Имеет сына Даурена (1978 г.р.) и дочь Алию (1988 г.р.).

 

- Рахмет Желдыбаевич, какие законодательные  акты на сегодня готовит Ваш комитет, и в каких изменениях они  нуждаются?

- В четвертом созыве Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе, будучи головным, рассмотрел 99 законопроектов, большая часть которых - 78 - вступили в силу. При этом за период работы четвертого созыва проведено около 1300 заседаний комитета и иных рабочих органов Парламента.

 

- Можно остановиться на самых важных, рассмотренных Вашим комитетом, и коротко прокомментировать предлагаемые изменения?

- Закон «О внесении дополнения в Конституцию Республики Казахстан» установил конституционные основы назначения и проведения внеочередных выборов Президента Республики Казахстан. В целях реализации этих норм внесены изменения и дополнения в ряд конституционных законов.

Конституционный закон по вопросам совершенствования законодательства в сфере обеспечения деятельности Первого Президента Республики Казахстан - Лидера нации закрепил статус Лидера нации, по праву принадлежащего Первому Президенту Республики Казахстан, предусмотрел гарантии обеспечения его деятельности. Соответствующие поправки внесены также в УК и ряд иных законов.

Поправки в Конституционный Закон «О выборах в Республике Казахстан» позволили ввести правовой механизм, гарантирующий формирование Мажилиса Парламента  Республики  Казахстан  с  участием  не   менее   двух   политических  партий.

Согласно поправкам в Закон «О политических партиях» до 40 тыс. человек снижено количество членов политической партии для их регистрации, решены вопросы организационно-партийной деятельности.

Закон по вопросам оперативно-розыскной деятельности усовершенствовал оперативно-розыскную деятельность и усилил гарантии соблюдения прав граждан при осуществлении специальных оперативно-розыскных мероприятий.

Закон по вопросам применения меры пресечения в виде ареста привел существующее уголовно-процессуальное законодательство в части санкционирования ареста в соответствие с Конституцией Республики Казахстан, согласно которой санкционирование ареста и содержание под стражей допускается лишь с санкции суда.

Закон «О противодействии бытовому насилию» установил правовые основы для предупреждения и пресечения бытового насилия, обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина в сфере семейно-бытовых отношений. Урегулированы вопросы деятельности организаций по оказанию помощи пострадавшим от бытового насилия.

Закон по вопросам смертной казни привел уголовное, уголовно-процессуальное законы в соответствие с нормами Основного закона об установлении  смертной казни только за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, а также за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании.

Закон «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» наряду с государственной системой исполнения внедрил институт частных судебных исполнителей. Введение института частных судебных исполнителей позволило разгрузить государственную систему исполнения без дополнительных бюджетных затрат.

Закон по вопросам совершенствования правоохранительной деятельности и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства сузил вариативность в санкциях конкретных статей, гуманизировал  уголовный закон в части либерализации экономических преступлений.

Согласно Закону «Об амнистии в связи с двадцатилетием государственной независимости Республики Казахстан» проводится амнистия в отношении граждан, осужденных за преступления небольшой и средней тяжести.

Нельзя не сказать о рассмотренных нашим Комитетом 15 законах, разработанных во исполнение Указа Президента «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан» от 17 августа 2010 года.  В рамках интервью нет возможности подробно останавливаться на каждом, поэтому ограничусь их перечислением:

- поправки в Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», законы «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан» и «О судебных приставах» и Закон по вопросам исполнения исполнительных документов, организации работ по учету, хранению, оценке и дальнейшему использованию имущества, обращенного (поступившего) в республиканскую собственность;

- законы «О правоохранительной службе» и по вопросам правоохранительной службы;

- Закон по вопросам совершенствования деятельности органов прокуратуры;

- Закон по вопросам совершенствования деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения общественной безопасности;

- Закон по вопросам дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и усиления гарантий законности в уголовном процессе;

- Закон по вопросам противодействия неправомерному захвату бизнеса и собственности (рейдерству);

- Закон «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» и сопутствующие поправки в законодательные акты;

- Закон «О медиации» и сопутствующий закон;

- Закон по вопросам исключения противоречий, пробелов, коллизий между нормами права различных законодательных актов и норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений.

 

- А какие проекты сегодня лежат в Вашей неотложной  папке?

- На данный момент Комитет рассматривает следующие проекты законов:

- законопроект «О лоббировании» и соответствующие поправки в ряд законов. Разработать такой законопроект Лидер нации поручил еще в ноябре 2008 года на Антикоррупционном форуме. Законопроект направлен на реализацию конституционного права граждан на участие в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей.

Несомненно, что данный законопроект активно обсуждается бизнес-сообществом, которое поднимает ряд спорных вопросов. Среди них - вопросы аккредитации лоббистов, сужение перечня общественных отношений, по которым законом разрешается осуществлять лоббирование;

- законопроект по вопросам государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств. Этот документ позволит реализовать задачу, поставленную в апреле 2011 года Президентом страны - предоставить полную свободу бизнесу по принципу «разрешено все, что не запрещено». Существующий разрешительный порядок регистрации юридического лица будет заменен уведомительным, и соответственно, упрощаются регистрационные и разрешительно-лицензионные процедуры. Все это позволит снизить финансовые и, главное, временные затраты предпринимательства на создание бизнеса;

Следующий законопроект по вопросам введения  уголовной ответственности юридических лиц разработан в целях предупреждения, выявления и пресечения преступлений со стороны руководителей и менеджеров компаний в интересах юридического лица.  Вместе с тем, этот законопроект неоднозначно воспринят депутатским корпусом и общественностью. Отдельные его положения законопроекта спорны, депутаты и общественность высказывают сомнения в своевременности введения данного института.

Здесь хочу отметить, что данный законопроект в  ближайшем будущем будет отозван;

- законопроект по вопросам закрепления компетенции государственных органов на законодательном и (или) подзаконном уровнях разработан в целях реализации нормативного постановления Конституционного Совета Республики Казахстан. Согласно постановлению компетенция государственных органов может устанавливаться не только Конституцией и иными законами, но и подзаконными актами.

Поэтому из действующих законов исключаются нормы, регулирующие функции государственных органов, которые не относятся к важнейшим общественным отношениям, в контексте пункта 3 статьи 61 Конституции;

- законопроект по вопросам исключения противоречий, пробелов, коллизий между нормами права различных законодательных актов и норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений, разработан в целях реализации Концепции правовой политики Республики Казахстан на 2010-2020 гг. Концепцией отмечена необходимость освобождения действующего законодательства от устаревших и дублирующих норм, восполнения пробелов в правовом регулировании, устранения внутренних противоречий в действующем праве;

- проект закона «Об удостоверяющих личность документах» совместно с сопутствующим законопроектом определяет правовые основы документов, удостоверяющих личность. Устанавливается требования к оформлению, выдаче, замене, сдаче, изъятию и уничтожению документов, удостоверяющих личность;

- проект Закона по вопросам реализации статьи 78 Конституции Республики Казахстан инициирован депутатами Мажилиса  Парламента и вносит соответствующие поправки в УПК, ГПК и КоАП.

При реализации названной статьи Конституции возникают проблемы процессуального характера касательно прекращения уголовного дела,  приостановления производства по уголовному делу и пересмотра в порядке надзора вступивших в законную силу судебных актов. Аналогичные проблемы имеются и по делам об административных правонарушениях.

 

- Спасибо.

 

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
0
КОММЕНТАРИИ
Главная Топ LIVE Все
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления