Сегодня Казахстан оказался в окружении очагов террористической, этнорелигиозной и социальной напряженности

Zakon.kz Zakon.kz
В Казахстане за семь лет предотвращено 46 терактов

Сегодня Казахстан оказался в окружении очагов террористической, этнорелигиозной и социальной напряженности

 

Сегодня Казахстан оказался в окружении очагов террористической, этнорелигиозной и социальной напряженностиМировой экономический кризис, порождающий социальные потрясения, возникновение новых очагов террористической и этнорелигиозной напряженности - все это современные вызовы, на которые необходимо реагировать оперативно, а в идеале - превентивно. О том, как это удается Казахстану, в интервью с заместителем секретаря Совета безопасности республики - заведующим секретариатом Совбеза, Козы-Корпешем ДЖАНБУРЧИНЫМ.

- Козы-Корпеш Есимович, трансформируются ли приоритеты Казахстана в сфере обеспечения национальной безопасности в связи с глобальной рецессией? Сегодня Казахстан оказался в окружении очагов террористической, этнорелигиозной и социальной напряженности

- Обеспечение минимального негативного влияния мирового кризиса на экономику республики - само по себе есть один из главных приоритетов в сфере обеспечения национальной безопасности. Очевидно, что мы должны оперативно реагировать на все процессы и тенденции, происходящие в мировой экономике, при необходимости внося коррективы в свою экономическую политику.

Как известно, Казахстан одним из первых в мире принял меры по снижению последствий первой волны глобального кризиса. По поручению Главы государства Правительство, Национальный банк и другие госорганы разработали комплекс антикризисных мер, и их реализация позволила нашей стране достойно выйти из зоны кризиса и обеспечить рост экономики.

Отмечу, что в конце декабря прошлого года Президентом республики утверждена новая Стратегия национальной безопасности на предстоящие 5 лет. Ее принятие и реализация во многом продиктованы необходимостью корректировки приоритетов Казахстана в сфере обеспечения национальной безопасности, в том числе в связи с глобальной рецессией.

В числе основных факторов, определяющих национальную безопасность в сфере экономики, следует выделить уровень устойчивости финансовой системы к кризисным явлениям, эффективность и конкурентоспособность национальной экономики, ее адаптированность к конъюнктуре международной политики.

Поскольку упомянутая стратегия принята в посткризисный период, в ней учтены факторы обеспечения безопасности страны с учетом возможного повторения сценариев развития событий 2008 года в мировой финансово-экономической системе.

В настоящее время существует вероятность повторения кризисных явлений. На совещании по вопросам развития предпринимательства, которое прошло 22 июня текущего года, Глава государства дал поручение Правительству быть готовым к возможному повторению глобального финансово-экономического кризиса. В связи с этим Кабмином принимаются меры относительно утверждения пошагового антикризисного плана для обеспечения стабильных макроэкономических условий и сохранения роста экономики. План включает в себя конкретные и достаточные меры в случае возможного ухудшения состояния мировой экономики.

В целом для минимизации негативных последствий и адекватного реагирования на происходящие кризисные явления видится целесообразной дальнейшая реализация мер по всемерному продвижению отечественного бизнеса, индустриализации и инновационному развитию экономики страны, усилению ее конкурентоспособности.

- Насколько эффективны диалоговые площадки (например, съезды лидеров мировых и традиционных религий) для достижения общественного согласия?

- Общеизвестно, что такие диалоговые площадки, как Съезд лидеров мировых и традиционных религий, советы по связям с религиозными объединениями, Конгресс религиоведов Казахстана, созданные Президентом Нурсултаном Назарбаевым, играют огромную роль в деле достижения общественного согласия и доверия в стране. Не секрет, что обострение социальной и политической обстановки, выражающееся в межнациональных и межконфессиональных конфликтах, представляет собой серьезную угрозу для национальной безопасности.

Считаю, что в нашей республике ведется системная работа по созданию эффективных диалоговых площадок и налаживанию механизмов конструктивного диалога, в том числе между государством и религиозными объединениями.

Состоявшиеся в Астане по инициативе Главы государства в 2003, 2006, 2009 и 2012 годах съезды лидеров мировых и традиционных религий внесли весомый вклад в процесс достижения общественного согласия.

За прошедший период этот форум получил широкое международное признание, став действенной диалоговой площадкой религиозных лидеров. С каждым разом расширяется число участников, которые представляют не только конфессии и религиозные течения, но и политическое, научное сообщество, СМИ, НПО...

На IV съезде реализована идея Президента Казахстана о создании Совета религиозных лидеров как руководящего органа съезда. Осуществление данной инициативы выведет межрелигиозный диалог на новый высокий уровень.

Создаваемая при совете специальная комиссия позволит вырабатывать рекомендации на высоком уровне и в последующем направлять их в такие авторитетные международные структуры как ООН, ОБСЕ, ЮНЕСКО...

Практика показала, что большинство рекомендаций участников форума учитывается в планах работы ряда государственных органов нашей страны.

Важную роль в этом вопросе также играют советы по связям с религиозными объединениями. Деятельность таких советов при акимах Астаны и Алматы, областей направлена на организацию взаимодействия с религиозными объединениями и укрепление межконфессионального согласия на региональном уровне. Это позволяет решать актуальные региональные проблемы на ранней стадии.

Убежден, все указанные диалоговые площадки не только в области религии, но и в других сферах жизнедеятельности общества служат эффективным механизмом регулирования межконфессиональных отношений, а также поддержания общественного согласия в стране.

- Какие ключевые законодательные инициативы и правительственные решения приняты в последнее время в области сохранения стабильности в обществе?

- На мой взгляд, перечень законодательных инициатив и правительственных решений, регулирующих отношения в области сохранения стабильности в обществе, является достаточно широким и исчерпывающим.

В частности, я бы выделил принятый в октябре 2011 года Закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», направленный на совершенствование правового урегулирования общественных отношений в данной сфере.

В начале текущего года принят Закон «О национальной безопасности», направленный на сохранение, в том числе внутриполитической стабильности в обществе.

Кроме того, в конце прошлого года Главой государства подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам государственного социального заказа». Целью данного документа является совершенствование системы государственной поддержки НПО, повышение ответственности субъектов общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государственного социального заказа по эффективному освоению выделяемых бюджетных средств.

Из правительственных решений я бы выделил «Программу занятости-2020». Она разработана по поручению Главы государства относительно социально-экономической модернизации общества. Программа реализуется уже второй год подряд, и ее главной целью является повышение доходов населения за счет обеспечения устойчивой и продуктивной занятости.

Если в 2011 году она осуществлялась в пилотном режиме, то, начиная с 2012 года - выполняется широкомасштабно и повсеместно. Она должна содействовать продвижению кадрового потенциала для реализации программ индустриально-инновационного развития и совершенствованию системы оказания социальной помощи. Ее участниками могут стать безработные, малообеспеченные и самозанятые граждане.

Не секрет, что реализация эффективной политики занятости относится к одному из основных социальных приоритетов государства. Обеспечение достойной занятости является основой социальной защиты населения, главным средством роста общественного богатства и повышения качества жизни.

- Каково состояние борьбы с терроризмом (в том числе кибертерроризмом), сепаратизмом и экстремизмом, наркотрафиком и трансграничной организованной преступностью?

- Эти вопросы стали предметами рассмотрения на заседаниях Совета безопасности и его межведомственных комиссий. Сегодня Казахстан оказался в окружении очагов террористической, этнорелигиозной и социальной напряженности. Это, прежде всего Афганистан и зона свободных племен на афганско-пакистанской границе.

Наряду с внешними факторами существует ряд внутренних проблем, способствующих втягиванию граждан Казахстана в различные экстремистские течения и секты.

Сегодня, по некоторым экспертным оценкам, до 10% населения страны можно отнести к глубоко религиозным людям, строго соблюдающим обряды и предписания соответствующих религий. Отмечается стабильный рост желающих больше знать о религии, участвовать в религиозных практиках, соблюдать религиозные нормы.

Само по себе повышение степени религиозности не должно нести в себе конфликтного потенциала. Однако отдельные международные террористические и религиозно-экстремистские организации предпринимают целенаправленные шаги по закреплению своего влияния на территории Центрально-Азиатского региона, в том числе и нашей страны.

В этих целях эмиссары таких организаций предпринимают попытки вовлечения граждан Казахстана в террористическую деятельность.

Особое беспокойство вызывают процессы распространения радикальной религиозной идеологии в Интернете. Ни для кого не секрет, что Всемирная сеть обеспечивает террористическим организациям практически свободную возможность осуществлять пропаганду своей идеологии и вербовать сторонников. Там размещается большое количество видеосюжетов, прославляющих «подвиги» моджахедов, инструкций по изготовлению самодельных взрывных устройств, тактике террористических действий в различных условиях.

Как известно, в результате такой «промывки мозгов» в последнее время в Казахстане осуществлен ряд террористических актов.

В последнее время нам удалось на ранней стадии выявить и пресечь конкретные факты распространения радикальной идеологии и организации террористической деятельности. Всего с 2005 года предотвращены попытки совершения 46 насильственных экстремистских акций террористического характера. Осуждено более 300 человек, причастных к террористической и экстремистской деятельности. Изъято более 200 единиц огнестрельного оружия, свыше 5 тысяч боеприпасов к ним, более 50 единиц взрывчатых веществ общим весом свыше 400 килограмм.

Отмечу, что антитеррористическая деятельность не должна ограничиваться только силовыми акциями специальных служб и правоохранительных органов. Без поддержки и понимания общества, патриотично настроенных граждан бороться с этим злом крайне сложно.

В определенном смысле - это дело всех и каждого. Каждый житель страны должен проявлять бдительность, в том числе, не поддаваться на идеологические уловки и провокации экстремистов, какой бы маской они не прикрывали свое истинное лицо.

- Как выстраивается работа в этом направлении с государствами-партнерами в рамках ОДКБ и ШОС?

- Уязвимость государств перед лицом так называемых «сил трех зол» стала импульсом для многостороннего сотрудничества в сфере борьбы с транснациональными угрозами глобальной и региональной безопасности.

В связи c этим работа в данном направлении с государствами-партнерами в рамках ОДКБ и ШОС проводится должным образом.

Так, в рамках ОДКБ в 2008 году утверждена Программа совместных действий по формированию системы информационной безопасности государств - членов организации. Также в рамках программы разработан и введен в действие проект под наименованием операция «ПРОКСИ». Указанная операция предусматривает реализацию скоординированных оперативно-розыскных, профилактических, специальных технических и иных мероприятий, направленных на борьбу с проявлениями терроризма, экстремизма, сепаратизма и других преступлений, совершаемых с применением современных информационных технологий.

До настоящего времени проведены 3 операции: 1 в 2009 году и 2 - в 2010-м, в числе которых впервые, по решению СКБ ОДКБ, проведена региональная операция «ПРОКСИ - ЮГ 2010».

Что касается ШОС, то актуальность данных вопросов привела к созданию Региональной антитеррористической структуры (РАТС). С момента создания РАТС ШОС (2004 г.) приоритеты ее первоначальной задачи содействия компетентным органам государств - членов Организации по обеспечению безопасности в регионе существенно изменились с учетом новых угроз и вызовов. Так, целенаправленно ведется работа, в ходе которой анализируются и обобщаются устремления, тенденции, формы и методы деятельности террористических группировок, угрожающих безопасности пространства ШОС. Указанные материалы направляются в компетентные органы сторон, а также публикуются в информационных бюллетенях для использования в практической деятельности.

За последние годы РАТС ШОС продолжена работа по расширению сотрудничества с международными и региональными организациями по вопросам противодействия современным вызовам и угрозам, в том числе разработке Совместного плана действий по реализации основных направлений Глобальной контртеррористической стратегии ООН в Центральной Азии и имплементации ее положений в национальные законодательства.

Для углубления партнерства государств - членов ШОС по вопросам противодействия вышеуказанным вызовам и угрозам современности, как считает казахстанская сторона, в ближайшие годы необходимо сконцентрировать общее внимание на развитии идей, ранее выдвинутых Главой нашего государства.

Так, учитывая, что в последнее время Интернет наряду с распространением положительного потока знаний и информации используется и для внедрения идеологии терроризма, сепаратизма, экстремизма и расширения наркобизнеса, считаем необходимым создать в рамках ШОС специальный орган, выполняющий функции «Киберпола» против интернет-агрессий.

- Какие механизмы прогнозирования создаются для предупреждения кризисных явлений и как они себя зарекомендовали?

- В число национальных интересов государства входит защита населения и территории Казахстана от угроз, возникающих при чрезвычайных ситуациях и военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, в мирное и военное время.

В целом в пределах законодательно установленной компетенции все государственные органы на постоянной основе отслеживают возможность возникновения кризисных явлений, внешние и внутренние факторы, могущие оказать негативное влияние на состояние защищенности национальных интересов в политической, экономической, информационной и военной сферах. Сфера компетенции госорганов четко сформулирована в Законе «О национальной безопасности». С учетом существующих полномочий в каждом государственном органе используются и совершенствуются необходимые инструменты прогнозирования кризисных явлений по различным сферам безопасности.

Среди кризисных явлений я бы особо выделил своевременное предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Для принятия своевременных мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций МЧС совместно с другими госорганами подписали совместные приказы по взаимному обмену гидрологической информацией, а также информацией гидрометеорологического обеспечения.

В целях реализации задач, поставленных Главой государства по итогам 8-го Форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России, МЧС прорабатывается вопрос создания совместной системы с РФ космического мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Сейчас осуществляется выработка приоритетных направлений создания совместной системы космического мониторинга. Они направлены на прогнозирование масштабных паводков и наводнений, крупных ландшафтных пожаров, возможных аварий на объектах разведки, добычи и транспортировки углеводородного сырья в акватории Каспия, в том числе нефтяных аварийных выбросов и загрязнений...

В целях предупреждения и оценки риска чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их возможных последствий ежегодно корректируются и утверждаются приказом МЧС паспорта безопасности территорий областей, Астаны и Алматы, каталоги угроз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, паспорта селе-, лавинно-, оползне-, паводкоопасных участков объектов республики, расположенных в зонах их воздействия, паспорта акваторий областей, Астаны и Алматы.

В целом, считаю, что указанные выше инструменты по предупреждению кризисных явлений зарекомендовали себя с положительной стороны, и работа по их совершенствованию продолжается.

Владимир ОСИПОВ

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
0
КОММЕНТАРИИ
Главная Топ LIVE Все
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления