Горячие новости
Читайте также

В Сенате Парламента РК обсудили совершенствование законодательства по вопросам субсидирования сельского хозяйства

Фото : 9 июля 2012, 13:55


Вопросы совершенствования законодательства по вопросам субсидирования сельского хозяйства обсуждены в рамках «круглого стола» в Сенате Парламента РК

В мероприятии, организованном Комитетом по природопользованию и развитию сельских территорий, приняли участие депутаты Сената, представители министерств: сельского хозяйства, финансов, экономического развития и торговли, институтов развития АО «КазАгроФинанс», «КазАгроинновация», сельскохозяйственных формирований. Обратившийся с приветственным словом к участникам «круглого стола» вице-спикер Сената Кайрат Ищанов подчеркнул важность обсуждения в свете задач развития агропромышленного комплекса, поставленных главой государства в Послании текущего года. Отметив актуальность задач развития аграрной отрасли, как в обеспечении продовольственной безопасности государства, так и в условиях функционирования ЕЭП, вступления в ВТО, К. Ищанов акцентировал внимание на вопросах государственной поддержки отрасли.

Как сказал вице-спикер, направления субсидирования получили закрепление в Водном кодексе, законах «О племенном животноводстве», «О семеноводстве», «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий». Нормами последнего документа определено 15 направлений субсидирования. Кроме того, в рамках поддержки АПК ежегодно в республиканском бюджете (в виде целевых текущих трансфертов) для областных бюджетов, бюджетов городов Астаны и Алматы, предусматриваются соответствующие средства. Приоритетным направлением Программы развития агропромышленного комплекса на 2010-2014 годы также являются вопросы субсидирования. В ходе «круглого стола» выступили и ответили на вопросы депутатов министр сельского хозяйства А. Мамытбеков, вице-министр финансов Л. Карамзина, экономического развития и торговли А. Ескендиров, ответственный секретарь, руководители АО «КазАгроФинанс» Н. Малелова, «КазАгроИнновация» С. Кенебаев, глава Ассоциации производителей мяса М. Мусанов, «Союза птицеводов Казахстана» Р. Шарипов и другие. В завершение обсуждения, председатель профильного Комитета Б. Жылкышиев высказался за дальнейшее совершенствование законодательства по поддержке АПК и акцентировал внимание на направлениях законотворческой работы, способствующей укреплению аграрной отрасли, повышению конкурентоспособности сельхозпродукции на мировых рынках.

Министерство юстиции презентовало проект Закона РК по вопросам дальнейшей декриминализации финансово-экономических преступлений

В Министерстве юстиции РК прошла презентация проекта Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшей декриминализации финансово-экономических преступлений». Органом разработчиком данного законопроекта является Минюст РК. В презентации приняли участие депутаты Парламента РК, представители Администрации Президента РК, Конституционного Совета, Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью, Верховного Суда РК, Генеральной прокуратуры РК, Комитета национальной безопасности РК, Министерств внутренних дел, финансов, неправительственных организаций, а также ученые-правоведы. Данным законопроектом предусмотрена декриминализация финансово-экономических преступлений, в рамках которой предлагается исключить из Уголовного кодекса Республики Казахстан статью 192 «лжепредпринимательство». В связи с невысокой степенью общественной опасности из санкций некоторых статей Уголовного кодекса предлагается исключить наказание в виде лишения свободы. Кроме того, судебная практика свидетельствует о том, что возмещение материального ущерба, причиняемого в результате экономических преступлений, осуществляется в порядке гражданского судопроизводства и является малоэффективным. В этой связи предлагается восстанавливать нарушенные материальные права потерпевших уголовно-правовыми средствами, путём введения такого вида наказания, как «двукратное возмещение материального ущерба». Дополнительно вводятся альтернативные наказания в виде исправительных работ и ограничения свободы. По словам директора Департамента законодательства М. Жуманиязова, в прошлом году гуманизация уголовного законодательства, в том числе норм об экономических преступлениях, была проведена в два этапа. Первый этап проведен путем принятия Закона по вопросам дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и усиления гарантий законности в уголовном процессе от 18 января 2011 года №393-IV. В частности, данным законом смягчены санкции по 45 составам экономических преступлений, в том числе путем исключения ареста (18 статей) и лишения свободы (13 статей) как видов наказания. Также из Уголовного кодекса были исключены 5 статей (ст.ст.195, 197, 201, 223 и 225). Кроме того, в Уголовный кодекс Республики Казахстан введена норма, предусматривающая административную преюдицию применительно к статье 198 (Заведомо ложная реклама).

Второй этап гуманизации был осуществлен Законом по вопросам совершенствования правоохранительной деятельности и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства от 9 ноября 2011 года №490-IV. Так, законом значительно увеличены размеры крупного ущерба по 9 статьям, пороги крупного размера - по 4 статьям. Вследствие этого была ограничена возможность применения ряда статей УК, в числе которых ст.ст.190 (Незаконное предпринимательство), 191 (Незаконная банковская деятельность), 192 (Лжепредпринимательство) и др. Вместе с тем резерв для совершенствования уголовного законодательства сохраняется. «Для разработки законопроекта по вопросам дальнейшей декриминализации финансово-экономических преступлений, приказом Министра юстиции создана рабочая группа, в состав которой вошли представители Генеральной прокуратуры, Агентства финансовой полиции, Министерств финансов, внутренних дел, экономического развития и торговли, а также Союза «Атамекен» и общественных объединений. Целями разработки и принятия рассматриваемого законопроекта являются защита предпринимательства от необоснованного вмешательства правоприменительных органов путем общей либерализации и оптимизации ответственности за экономические преступления и эффективное восстановление прав потерпевших, нарушенных в результате совершения экономических преступлений. Законопроектом предусматривается внесение соответствующих поправок, направленных на декриминализацию и депенализацию (смягчение санкций) отдельных составов экономических преступлений; совершенствование норм об экономических преступлениях, а также ответственности за их совершение, в том числе путем введения альтернативных лишению свободы видов наказания. В ракурсе вносимых в Уголовный кодекс изменений также совершенствуется Уголовно-исполнительный кодекс. Кроме того, в данном направлении гармонизируются нормы уголовно-процессуального законодательства и законодательства об административных правонарушениях».

Направлениями дальнейшего совершенствования уголовного законодательства являются:

- полная декриминализация с переводом в плоскость административно-деликтного законодательства - 1 состав преступления (статья 198 УК РК «Заведомо ложная реклама»);

- частичная декриминализация путем сужения оснований привлечения к уголовной ответственности - 3 статьи УК РК, предусматривающие 7 составов преступлений (ст.192 «Лжепредпринимательство», ст.192-1 «Совершение субъектом частного предпринимательства сделки (сделок) без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность» и ст.193 «Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем»);

- исключение лишения свободы, снижение верхнего предела лишения свободы, закрепление альтернативных видов наказаний, не связанных с лишением свободы (привлечение к общественным работам, исправительные работы, ограничение свободы) - 12 составов преступлений;

- сокращение формальных составов путем их перевода в число материальных, сужение количества альтернативных общественно-опасных последствий и др. - 3 состава (ст.202 УК РК «Нарушение порядка выпуска эмиссионных ценных бумаг», ст.216 УК РК «Преднамеренное банкротство», ст.219 УК РК «Представление заведомо ложных сведений о банковских операциях»);

- расширение сферы применения административной преюдиции - 1 состав преступления (ч. 1 ст.199 «Незаконное использование товарного знака»);

- введение нового наказания в виде «двукратного возмещения материального ущерба» - 30 составов преступлений, предусматривающих причинение ущерба.

Суть вышеуказанных поправок сводится к следующему.

1. Полной декриминализации, с переводом в плоскость административно-деликатного законодательства, подвергается статья 198 УК РК «Заведомо ложная реклама».

Предпосылкой для выработки данного предложения, в определенной степени, явилась незначительная степень общественной опасности преступления.

Именно с учетом данного обстоятельства, в рамках масштабной гуманизации уголовного законодательства, проведенной в прошлом году, применительно к этой статье введена административная преюдиция. Это означает, что для привлечения лица к уголовной ответственности по статье 198 УК РК, необходимо на него наложить административное взыскание согласно КоАП.

Кроме того, меры административного взыскания в виде штрафа за данное правонарушение намного больше и ощутимее чем штраф, предусмотренный в статье 198 УК РК: от 100 до 1000 МРП либо административный арест до 45 суток (штраф по УК РК - от 200 до 500 МРП).

Изучение международного опыта показало, что в России состав заведомо ложной рекламы исключен из Уголовного кодекса в 2003 году.

По данным Комитета по правовой статистике Генеральной прокуратуры за 6 лет (2006-2011 гг.) по рассматриваемой статье зарегистрировано 10 преступлений.

При этом за последние 2 года - всего 1 преступление.

2. Частичной декриминализации подвергаются 3 статьи, предусматривающие 7 составов преступлений.

На сегодняшний день по прежнему актуальна проблема уголовной ответственности за лжепредпринимательство. Данный вопрос обсуждался на различных уровнях, однако проблема сохраняется. В 2011 году по статье 192 УК зарегистрировано 438 преступлений, из них прекращено уголовных дел - 278, в том числе по реабилитирующим основаниям - 258 или 58,9%.

Главной составляющей указанной проблемы выступает вопрос вовлечения в орбиту уголовного преследования добросовестных контрагентов лжепредприятий, имевших когда-либо взаиморасчеты с обнальными фирмами. Позиции государственных органов по данному вопросу в рамках двух этапов гуманизации УК РК также были неизменными. И в настоящее время, в рамках созданной в Министерстве юстиции рабочей группы, данный вопрос также активно обсуждается. При этом выражаются различные позиции, высказываются разные мнения. Однако вопрос о том, что проблема все-таки существует, ни у одного из государственных органов не вызывает сомнений. «В этой связи заинтересованными государственными органами предложение об исключении из Уголовного кодекса статьи 192 (Лжепредпринимательство) поддерживается единогласно. Вместе с тем, чтоб решение одной проблемы не породило еще большую проблему, необходимо выработать оптимальную модель привлечения к уголовной ответственности лжепредпринимателей и лиц уклоняющихся от налогов с помощью последних. При этом необходимо максимально вывести из-под «удара» добросовестных предпринимателей, имевших сделки с «обнальщиками». Вопрос не простой, но решив его, мы сможем направить работу правоохранительных и фискальных органов в правильное русло. В настоящее время в Министерстве финансов действует межведомственная рабочая группа по вопросам противодействия лжепредпринимательству, в состав которой также входят представители ГП, АБЭКП, МЮ», - сказал он. По словам М. Жуманиязова, данной группой выработана позиция, в рамках которой значительно сужается сфера применения статей 192 УК РК «Лжепредпринимательство» и 192-1 УК РК «Совершение субъектом частного предпринимательства сделки (сделок) без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность». Так, предлагается данные статьи исключить из УК РК. При этом устанавливается уголовная ответственность за неуплату налогов, включая содействие в этом третьим лицам, в том числе путем создания легитимного предприятия без цели предпринимательской деятельности либо совершение мнимых сделок. В этой связи в статью 221 УК «Уклонение гражданина от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет» и статью 222 УК РК «Уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций» включаются признаки неуплаты налогов, совершенные указанными способами. Это позволит уменьшить давление на добросовестных контрагентов лжепредприятий и вмешательство в их дела. В настоящее время в обсуждаемый сегодня законопроект включены данные предложения. Также в статью 193 УК «Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем» вносятся поправки, сужающие сферу ее применения. Предлагается установить уголовную ответственность за легализацию денежных средств или иного имущества, приобретенного только преступным путем. За легализацию средств, приобретенных иным незаконным способом (помимо преступного способа) предлагается установить административную ответственность.

3. Исключение лишения свободы, снижение верхнего предела лишения свободы, закрепление альтернативных видов наказаний, не связанных с лишением свободы (привлечение к общественным работам, исправительные работы, ограничение свободы) предусмотрена по 12 составам преступлений.

Так, наказание в виде лишения свободы исключается из 2-х составов преступлений. Это часть 2 статьи 203 УК РК «Внесение в реестр держателей ценных бумаг заведомо ложных сведений» и статья 205-1 УК РК «Утрата документов и сведений, составляющих систему реестров держателей ценных бумаг».

В санкциях 2-х составов преступлений лишение свободы заменяется на ограничение свободы:

- часть 1 статьи 190 УК «Незаконное предпринимательство»;

- часть 1 статьи 191 УК «Незаконная банковская деятельность».

5 составов преступлений переводятся из категории средней тяжести в категорию небольшой тяжести.

Это делается путем снижения верхнего предела лишения свободы с 3-х до 2-х лет.

Данная мера применяется по следующим составам:

- часть 2 статьи 200 УК «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну»;

- статья 202 УК «Нарушение порядка выпуска эмиссионных ценных бумаг»;

- статья 216 «Преднамеренное банкротство»;

- статья 216-1 «Доведение до неплатежеспособности»;

- статья 217 «Ложное банкротство».

«Хочу отметить, что данные позиции на сегодняшний день являются рабочими проектами и их дальнейшая проработка будет осуществляться в рамках рабочей группы», - отметил он. Расширение санкций альтернативными лишению свободы наказаниями также является смягчающим фактором. В этой связи в санкции 5 составов преступлений предлагается включить наказания в виде привлечения к общественным работам, исправительные работы и ограничение свободы. Это части 1 и 2 статьи 190 «Незаконное предпринимательство», части 1 и 2 статьи 191 «Незаконная банковская деятельность» и часть 2 статьи 208 «Нарушение порядка и правил маркировки подакцизных товаров акцизными марками и (или) учетно-контрольными марками, подделка и использование акцизных марок и (или) учетно-контрольных марок».

4. Сокращение формальных составов путем их перевода в число материальных, сужение количества альтернативных общественно-опасных последствий и др. - 3 состава.

Формальный по конструкции состав преступления, предусмотренный статьей 202 УК «Нарушение порядка выпуска эмиссионных ценных бумаг» предлагается перевести в число материальных путем включения в диспозицию нормы последствия в виде причинения крупного ущерба. Это означает, что основанием уголовной ответственности за данное преступление будет являться только причинение ущерба в результате его совершения. Наличие альтернативных общественно-опасных последствий совершенного преступления создает определенные трудности в правоприменении. В этой связи в статье 216 УК РК «Преднамеренное банкротство», исключается формулировка «или иные тяжкие последствия». Таким образом, уголовная ответственность по данной статье будет наступать в случае причинения только крупного ущерба, без иных последствий. Кроме того коррупциогенной нормой является формулировка о возможном причинении вреда в виде «или могли привлечь». Данное понятие установлено в статье 219 УК «Представление заведомо ложных сведений о банковских операциях». Исключение указанной формулировки позволит устранить возможность для двоякого толкования статьи 219 кодекса правоприменительными органами.

5. Сфера административной преюдиции будет расширена за счет распространения данного института в части 1 статьи 199 УК РК «Незаконное использование товарного знака».

В этой связи корректируется статья 145 КоАП «Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или фирменного наименования». Регулирование общественных отношений в сфере незаконного использования товарного знака административно-деликтным законодательством в полной мере отвечает требованиям обеспечения экономической безопасности государства, защиты прав и законных интересов предпринимательства.

6. Также законопроектом предусмотрено введение нового для системы казахстанского уголовного законодательства вида наказания «двукратное возмещение материального ущерба», альтернативного лишению свободы.

Двукратное возмещение материального ущерба будет вводиться в санкции 30 составов экономических преступлений, предусматривающих причинение ущерба. Данный вид наказания устанавливается как альтернатива лишению свободы и носит восстановительный характер. Судебная практика свидетельствует о том, что возмещение материального ущерба, причиняемого в результате экономических преступлений, осуществляется в порядке гражданского судопроизводства и является малоэффективным.

Введение данного наказания позволит наиболее полно обеспечить реализацию принципа справедливости не только по отношению к обвиняемому, но и к потерпевшему.

«Следует особо подчеркнуть, что, практически 30 лет назад, в рекомендациях R (81) 12 Комитета министров Совета Европы по вопросам экономической преступности (25 июня 1981 года) была указана целесообразность введения в качестве самостоятельного вида уголовного наказания за экономические преступления компенсацию потерпевшим причиненного вреда. Введение данного вида наказания в целом корреспондируется с проектом Концепции Уголовного кодекса в новой редакции, разработанным Генеральной прокуратурой. В этом ракурсе особое внимание в данной Концепции уделяется вопросам возмещения потерпевшим вреда, причиненного в результате совершения преступлений, в том числе с использованием уголовно-правовых инструментов. Кроме того, в проекте Концепции УК РК в новой редакции предусмотрено введение института уголовной ответственности юридических лиц, по отношению к которым отмечается, что «уголовный закон должен быть нацелен на максимальное возмещение и заглаживание причиненного ущерба, минимизацию вредных последствий, восстановление социальной справедливости»».

Введение данного наказания предлагается по следующим составам:

- ч. 1 ст.190 «Незаконное предпринимательство»,

- ч. 1 ст.191 «Незаконная банковская деятельность»,

- ч. 1 и ч. 2 ст.194 «Незаконное получение и нецелевое использование кредита»,

- ч. 1, ч. 2 и ч. 3 ст.196 «Монополистическая деятельность»,

- ч. 1 и ч. 2 ст.199 «Незаконное использование товарного знака»,

- ч. 2 ст.200 «Незаконно получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну»,

- ст.202 «Нарушение порядка выпуска эмиссионных ценных бумаг»,

- ст.202-1 «Непредставление информации либо представление заведомо ложных сведений должностным лицом эмитента ценных бумаг»,

- ч. 2 ст.203 «Внесение в реестр держателей ценных бумаг заведомо ложных сведений»,

- ст.204 «Представление заведомо ложных сведений профессиональными участниками рынка ценных бумаг»,

- ч. 1 и ч. 2 ст.205 «Нарушение правил проведения операций с ценными бумагами»,

- ч. 1 ст.208 «Нарушение порядка и правил маркировки подакцизных товаров акцизными марками и (или) учетно-контрольными марками, подделка и использование акцизных марок и (или) учетно-контрольных марок»,

- ч. 1 и ч. 2 ст.215 «Неправомерные действия при банкротстве»,

- ст.216 «Преднамеренное банкротство»,

- ст.217 «Ложное банкротство»,

- ст.218 «Нарушение законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности»,

- ч. 1 и ч. 2 ст.220 «Незаконное использование денежных средств банка»,

- ч. 1 и ч. 2 ст.221 «Уклонение гражданина от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет»,

- ч. 1, ч .2 ч. 3 и ч. 4 ст.222 «Уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций»,

- ч. 4 ст.227 «Неправомерный доступ к компьютерной информации, создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ»).

Также в рамках «круглого стола» прошло обсуждение проблемных вопросов, часто возникающих при согласовании законопроекта с государственными органами.

Сенат рассмотрел поправки в законодательство РК по вопросам реализации 78-й статьи Конституции

В Комитете Сената Парламента РК по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам рассмотрен проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам реализации статьи 78 Конституции РК». Законопроект направлен на урегулирование вопросов правовых последствий признания Конституционным Советом РК неконституционными законов или иных нормативных правовых актов. Проектом Закона вносятся поправки в Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный кодексы, а также в Кодекс об административных правонарушениях. Концептуально одобренный документ направлен на рассмотрение палаты.

Упрощение перемещения товаров и автомашин на территории ТС

В Комитете по экономическому развитию и предпринимательству рассмотрен проект Закона «О ратификации Соглашения об осуществлении транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Таможенного союза». Документ направлен на упрощение перемещения товаров и автомобильных транспортных средств на единой таможенной территории Таможенного союза и определение единых подходов по осуществлению транспортного (автомобильного) контроля.

Соглашением предусматривается осуществление транспортного контроля за проездом автомобильных транспортных средств через внешнюю границу ТС в соответствии с национальным законодательством государств-участниц, что позволит обеспечить беспрепятственное перемещение пассажиров, багажа и грузов автомобильными транспортными средствами. При этом органы транспортного (автомобильного) контроля взаимно признают документы, оформленные ими по результатам транспортного (автомобильного) контроля. Данное Соглашение совершено в июне 2011 года в Москве.

Проект Закона направлен на рассмотрение палаты.


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии