Высшие ценности - человек, его права и свободы

 

С принятием в 1995 году Конституции граждане Казахстана получили возможность защищать свои права и решать практически все споры в суде.

Высшие ценности - человек, его права и свободы (Бектас Бекназаров, председатель Верховного суда Республики Казахстан)Принятию Конституции 1995 года предшествовала долгая, напряженная работа. Анализировались многочисленные конституции, особенно внимательно - принятые во второй половине XX века.

«Для нас было важно понять главное: как в странах, находящихся на различных ступенях развития, имеющих многообразные социокультурные, национальные и иные особенности и различные правовые системы, конституции решали главную задачу - способствовали укреплению стабильности, повышению благосостояния народа и развитию демократии. Широка была и география поиска: Европа, Азия, Северная и Латинская Америка. Я лично законспектировал и проанализировал двадцать конституций мира» - так вспоминает об этом периоде Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев на страницах книги «Казахстанский путь». Как отметил Глава государства, сегодня не только международные эксперты, но и лидеры ведущих государств мира признают успешным казахстанский опыт реформ. Лидерство Казахстана основывается на удачно выбранной политико-экономической модели переходного периода: сильная президентская власть плюс быстрые и энергичные экономические реформы. Наша модель заключалась в синтезе радикальных, но не «шоковых» реформ, ориентированных на построение основ рыночной экономики и демократизацию, но не ослабление государственной власти.

«Визитной карточкой» нового Казахстана стала Стратегия «Казахстан-2030». Мы движемся вперед в соответствии с обозначенными Стратегией приоритетами. Именно в этом документе, принятом в 1997 году, были четко сформулированы долгосрочные цели государства и определены конкретные пути их достижения. Назначение Стратегии состоит во множестве функций. Среди них главная - обеспечение основных принципов и положений Конституции Республики Казахстан, заложенных прежде всего в ее первой статье. Статье, где говорится о том, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

Реализация данных принципов осуществляется посредством решения всей полноты задач государственного строительства - от макроэкономических до повседневных, каждая из которых одинаково важна для простых граждан страны. Продолжение реформы судебной власти и правоохранительных органов - одно из направлений в достижении приоритета № 3 Стратегии «Экономический рост, базирующийся на развитой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций».

«Я убежден, что защищать гражданина в правовом государстве должен не Президент, не руководитель региона и не министр, а суд. Без справедливого и честного суда, совершенной правовой базы не может быть стабильного и цивилизованного общества. Здоровую экономику, которая является основой такого общества, можно создать, только установив рыночный правовой режим и утвердив жесткое исполнение государственным аппаратом, всеми гражданами и юридическими лицами Конституции и законов. В этой работе важно все: создать адекватную правовую базу; утвердить на вершине юридической пирамиды суд, стоящий на страже Конституции, защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц. А также сформировать качественную судебную систему, которая подчиняется только закону, где быстро и неукоснительно исполняются судебные решения, действуют только компетентные и добросовестные работники», - отметил Глава государства на страницах книги «Казахстанский путь».

Глубокие политические и социально-экономические преобразования, происшедшие за 20 лет независимости республики, обусловили серьезные изменения роли и значения многих традиционных правовых институтов. К числу таких важных, жизненно необходимых и имеющих глубокие исторические корни относится и институт судебной защиты прав человека и гражданина.

С принятием в 1995 году Конституции граждане Казахстана получили возможность защищать свои права и решать практически все споры в суде. Каждому гарантируется судебная защита от любых неправомерных действий государственных органов, организаций, должностных и иных лиц, ущемляющих или ограничивающих права, свободы и законные интересы, предусмотренные Конституцией и законами республики.

Статья 14 Конституции Республики Казахстан утверждает, что все равны перед законом и судом. Наряду с другими принципами судопроизводства принцип равенства перед законом и судом нашел отражение и в процессуальном законодательстве. В частности, в соответствии с пунктами 2, 3 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан, в ходе гражданского судопроизводства никому из граждан не может быть отдано предпочтение, и никто не может подвергаться дискриминации по мотивам их происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждения, места жительства или по любым иным обстоятельствам. Никому из юридических лиц не может быть отдано предпочтение, и ни одно из них не может подвергаться дискриминации по мотивам места их нахождения, организационно-правовой формы, подчиненности, формы собственности и других обстоятельств.

На принципиально новых положениях основано уголовное законодательство. К ним относятся законность, демократизм, гуманность, экономия мер уголовных репрессий, равенство граждан перед законом, справедливость и другие руководящие принципы, обязательные для соблюдения органами уголовной юстиции при решении конкретных вопросов борьбы с преступностью.

С учетом экономических реалий претерпели изменения финансовая, банковская, налоговая, страховая и другие отрасли законодательства. Гражданское процессуальное законодательство стало эффективным инструментом обеспечения прав и законных интересов граждан.

Принятие на основе анализа мировой практики нового Гражданского кодекса, который развил частное право, утвердил в полном объеме право собственности, методы гражданско-правового регулирования, равенство субъектов экономических отношений, отвечало в условиях быстрого развития рыночных отношений требованиям серьезной реконструкции гражданского права.

Получили развитие организационные основы судебной системы, гарантии самостоятельности и независимости судей, качество их профессиональной подготовки.

Нынешний период реформирования судебной системы отличается исключительной насыщенностью событий. Судебная система страны во главе с Верховным судом, представляя самостоятельную ветвь власти, продолжает свою работу в русле совершенствования модели казахстанского правосудия. С 17 февраля текущего года в законодательство о судебной системе Казахстана внесены изменения и дополнения, направленные на повышение уровня доверия граждан к судебной системе и создание условий, искореняющих волокиту. В соответствии с новым законом судами апелляционной инстанции не допускается направление дел в районные (городские) суды на новое рассмотрение. Тем самым исключается неоправданная волокита в судебном разбирательстве, необходимость повторного обращения граждан в суды. На новое судебное рассмотрение возможно только направление дел, рассмотренных с участием присяжных заседателей.

Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его оглашения, что ускоряет начало его исполнения.

Кассационная инстанция наделяется правом рассмотрения дел на предмет проверки законности применения норм права всех вступивших в законную силу судебных постановлений. Такая форма позволит кассации повысить эффективность своей работы.

Верховный суд Республики Казахстан осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах надзор за деятельностью местных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Одной из основных задач является специализация судов. На сегодня на территории нашей республики работают специализированные уголовные, экономические, административные, военные суды. С 2007 года в порядке эксперимента в двух городах - Астане и Алматы - работают специализированные суды по делам несовершеннолетних. Положительные результаты показали необходимость создания этих судов и в других регионах страны. Поэтому 4 февраля текущего года Указом Президента Республики Казахстан специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних образованы в каждой области.

Создано единое информационное пространство в судебной системе. В деятельность судов внедряются новейшие достижения информационных технологий: автоматизированный документооборот, видеоконференц-связь, аудио-, видеофиксация судебных процессов, информационные киоски.

На сегодня в Республике Казахстан функционируют 377 местных и приравненных к ним судов, в которых ежегодно рассматривается более 1 млн. дел.

Штатная численность местных судов республики составляет всего 2 181 единицу, вместе с тем кадровый состав судей с 2009 года обновился более чем на четверть. Кроме того, в порядке реализации норм Закона от 17 февраля 2012 года о создании специализированных апелляционных коллегий в текущем году Высшим судебным советом и Верховным судом проведен анализ деятельности руководящего состава всех областных и приравненных к ним судов. В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 2 июля 2012 года состав председателей коллегий областных судов обновлен более чем на 60%. В рамках норм Закона от 17 февраля 2012 года один из основных акцентов сделан на укреплении судейской независимости.

Бангалорские принципы поведения судей (Гаага, 26 ноября 2002 года), основанные на Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте о гражданских и политических правах, декларируют, что «независимость судебных органов является предпосылкой обеспечения правопорядка и основной гарантией справедливого разрешения дела в суде».

Всеобщая хартия судей, принятая Международной ассоциацией судей 17 ноября 1999 года, требует обеспечения гарантий неприкосновенности судей. «Судья не может быть смещен, временно отстранен или отстранен от должности, если это не предусмотрено законом и только по решению в надлежащем дисциплинарном порядке. Судья должен назначаться пожизненно или на такой другой период и условия, при которых независимость судебной власти не подвергается опасности».

Основываясь на международных критериях оценки уровня независимости судей, Верховным судом был принят ряд организационных мер.

Законом от 17 февраля 2012 года в целях исключения внутриведомственного давления на судей в республике упразднены дисциплинарно-квалификационные коллегии судей. Полномочия по возбуждению дисциплинарного производства, рассмотрению дисциплинарных дел в отношении судей были переданы Судебному жюри. Судебное жюри функционирует на сегодня только при Верховном суде с соответствующим представительством судей районных, областных судов и Верховного суда. Правом отмены решений дисциплинарного органа об освобождении судей по отрицательным мотивам наделен Высший судебный совет.

Судебная система наиболее заинтересована в обеспечении высокого профессионального уровня судейского корпуса. Помимо совершенствования нормативно-правовых механизмов принимаются исчерпывающие организационные меры к повышению личной ответственности и квалификации судей.

На постоянной основе изучается и анализируется работа каждого судьи, им дается объективная оценка органами судейского сообщества (на пленарных заседаниях и оперативных совещаниях судов, комиссиях по судейской этике, Судебном жюри).

Безусловно, уровень общественных ожиданий от работы судов неизмеримо выше, чем от работы любого другого государственного органа. Поэтому Верховным судом принимаются исчерпывающие меры по повышению уровня доверия граждан к судебной системе.

Взаимодействие со средствами массовой информации Верховный суд рассматривает как важное и ответственное направление в деятельности. В суде не просто введена должность пресс-секретаря, а фактически создана полноценная пресс-служба, которую возглавляет профессиональный журналист. В Верховном суде определен отдельный судья-координатор работы со средствами массовой информации. В каждом областном суде определены ответственные лица (судьи или работники аппарата) по связям со СМИ. Их задача - грамотно подготовить соответствующую информацию в виде анонсов, сообщений, пресс-релизов, аналитических материалов. Очень важно, чтобы журналисты правильно использовали официальную информацию из желания внести в нее какие-то коррективы, согласовывали бы правовую сторону вопроса с авторами пресс-релизов, а не отдавали предпочтение ложно понимаемой сенсационности материала. Такое доверие важно для всех, и у нас есть многочисленные примеры делового сотрудничества творческих коллективов СМИ и судов, результатом которых являются телевизионные программы, глубокие по содержанию публикации журналистов, судей и работников аппарата судов, что положительно сказывается как на авторитете суда, так и самих СМИ.

Достаточно развиты интернет-ресурсы Верховного и областных судов. На сегодня решения судов по открытым процессам находятся в общедоступных информационных базах «Справочник по судебным делам», «Банк судебных актов». На постоянной основе ведется работа по проведению форумов «Суды и СМИ Казахстана».

Одним из масштабных проектов является создание Гильдии судебных репортеров Казахстана. Инициаторами создания выступили Союз судей Республики Казахстан, международный фонд защиты свободы слова и Союз журналистов Казахстана.

Одним из основных инструментов оценки деятельности судов выступает социологический опрос. Для выявления уровня доверия и удовлетворенности граждан качеством работы судов Центр исследования правовой политики совместно с Программой развития Организации Объединенных Наций в первом полугодии 2012 года реализовали независимое социологическое исследование в судах Республики Казахстан.

Его результаты свидетельствуют о положительной тенденции в оценке деятельности судов и некотором повышении уровня доверия населения к судам.

В ходе исследования было опрошено около 6 000 участников судебных процессов и профессиональных юристов в 114 судах 14 областей Казахстана, а также в городах Астане и Алматы.

Опрос проводился посредством анкеты, разработанной с учетом международных критериев оценки деятельности судов. Его участникам предлагалось оценить профессиональный уровень судьи, качественные показатели судебного разбирательства, справедливость и беспристрастность рассмотрения дел. Поведение судей и соблюдение ими Кодекса судейской этики являются важным фактором в оценке степени беспристрастности судей. Судебная власть должна выносить свои решения на основании фактов, в соответствии с законом, при исключении любых прямых или косвенных ограничений, неправомерного влияния, побуждений, давлений, угроз и помех, откуда бы они ни исходили и чем бы ни мотивировались. Комитет ООН по правам человека указал в одном из решений, что право быть выслушанным независимым и беспристрастным судом абсолютно не может подлежать каким-либо ограничениям. Данный принцип означает, что к суду предъявляются объективные требования беспристрастности, согласно которым обе стороны имеют равное процессуальное положение.

Согласно Кодексу судейской этики Республики Казахстан, «судья должен быть вежливым, терпимым, тактичным и уважительным в отношении участников судебного разбирательства. Судье следует требовать аналогичного поведения от всех лиц, участвующих в судопроизводстве».

82,4% опрошенных выразили доверие судьям. Более 80% опрошенных были довольны уровнем справедливости рассмотрения дел. В 90 случаев из 100 судьи внимательно выслушивают выступления сторон в судебном процессе.

Профессиональный уровень судей оценивался с позиций компетентности, уровня знаний и коммуникабельности судей. Профессионализм судей был оценен на высоком уровне в 65% случаев.

В ходе анкетирования особое внимание было уделено качеству работы сотрудников канцелярий судов. Вопросы, содержащиеся в анкете, были нацелены на выявление уровня профессионализма сотрудников канцелярий, этичности и корректности при выполнении служебных обязанностей, открытости и свободного доступа.

Большинство респондентов были удовлетворены поведением сотрудников канцелярии. Так, более 75% опрошенных отметили дружелюбность и уважительное отношение со стороны работников канцелярий судов.

Таковы основные моменты проведенного исследования. В целом хотелось бы отметить, что данное независимое исследование показало весьма позитивную картину о деятельности судов республики. Тем более если учесть, что опрашивались не просто случайные люди, а именно участники судебных процессов - те, кто вовлечен в орбиту судебных разбирательств и сам непосредственно столкнулся с работой суда.

Последовательная и взвешенная правовая политика позволила выстроить за годы независимости Казахстана судебную систему, отвечающую в целом общепризнанным международным стандартам и принципам. В сентябре 2011 года Центральным советом Международной ассоциации судей (MAC) Союз судей Республики Казахстан признан полноправным членом этой авторитетной международной организации. Из стран Содружества Независимых Государств на сегодня в состав МАС вошли только Украина, Молдова, Армения и Азербайджан (экстраординарный член).

Как отметил Глава государства на страницах книги «Казахстанский путь»: «Сегодня наша страна живет по Конституции 1995 года. С ее принятием Казахстан окончательно утвердился в выборе пути своего дальнейшего развития. Этот Основной закон, принятый на всенародном референдуме, стал, по сути, общественным договором, в соответствии с которым власть взяла на себя обязательства по утверждению Казахстана демократическим, светским, правовым и социальным государством, а граждане принимали ответственность за соблюдение Конституции и законов страны. Такие взаимные обязательства создают прочную основу для дальнейшего успешного развития общества и государства и позволяют нам уверенно смотреть в будущее».

И в этом усматривается важная роль, отведенная судебной системе в правовом и демократическом государстве. Суд призван обеспечить защиту гражданских, социально-экономических и политических прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией, а также обеспечить возможность государству и обществу развиваться дальше в рамках очерченного правового поля. И на сегодня судебная система Казахстана имеет тот созидательный потенциал и ресурс, которые при верном и целенаправленном использовании позволят стране и обществу стабильно и устойчиво развиваться.

 

Бектас Бекназаров,

председатель Верховного суда Республики Казахстан

1 сентября 2012, 12:56
Источник, интернет-ресурс: Газеты «Казахстанская правда» , Бекназаров Б.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript