Новый закон позитивно повлиял на религиозную ситуацию в стране

22 октября 2012, 12:19
Фото:

На днях Казахстан отметил 20-летие Духовного согласия. 18 октября 1992 года в Алматы прошел первый Всемирный Конгресс Духовного согласия. Впервые в истории человечества за одним столом собрались представители всех религий, духовных общественных организаций, деятели культуры и обсудили проблемы духовности. Накануне 20-летия в южной столице состоялось аналогичное мероприятие, в ходе которого чиновники, парламентарии, священнослужители, ученые подвели итоги реализации нового закона о религиозной деятельности и религиозных объединениях, принятого год назад, и рассмотрели другие вопросы, связанные со свободой вероисповедания. Предлагаем вашему вниманию мнения экспертов.

Кайрат Лама Шариф, председатель Агентства РК по делам религий

Вот уже ровно год, как начал действовать Закон о религиозной деятельности и религиозных объединениях. Принятие его для страны стало важным шагом развития духовной жизни народа, регулирования деятельности религиозных объединений, укрепления взаимодействия государства и религиозных конфессий. Предыстория принятия закона известна, поэтому не буду на этом останавливаться.

Сегодня можно констатировать, что новый закон позитивно повлиял на религиозную ситуацию в стране. Реализация его норм позволит более четко, ясно очертить содержание государственных конфессиональных отношений, упорядочить деятельность религиозных объединений, поставить заслон на пути использования религий в деструктивных целях.

Одним из первых шагов Агентства по делам религии стало принятие мер по созданию правовых механизмов реализации закона. Нами инсценированы и правительством утверждены четыре подзаконных акта, регулирующих порядок взаимодействия органов юстиции и Агентства по вопросам регистрации и перерегистрации религиозных объединений, проведению религиоведческой экспертизы, предоставлению государственной услуги по регистрации и перерегистрации лиц, осуществляющих миссионерскую деятельность, а также деятельность Совета по связям с религиозными объединениями при Правительстве. Все эти подзаконные акты уже работают.

Идет активный процесс перерегистрации религиозных объединений, и сейчас мы завершаем его - 24 октября заканчивается прием учредительных документов. Уже сегодня мы видим, что около трети ранее зарегистрированных организаций по разным причинам пойдут на ликвидацию. Останутся те объединения, которые реально существуют и имеют не менее пятидесяти последователей. Это позволит увидеть реальную картину религиозного поля Казахстана и упорядочить деятельность религиозных объединений.

Существенным образом повлиял закон на упорядочение мест проведения богослужения, религиозных обрядов, церемоний, собраний, они теперь проводятся только там, где это определено законом. Таким образом, поставлен заслон попыткам различных организаций беспорядочно проводить религиозные мероприятия, и уж тем более, их не смогут осуществлять незарегистрированные либо не являющиеся религиозными объединения.

Определены четкие рамки проведения миссионерской деятельности. Сейчас департаменты по делам религии в регионах выдают свидетельства установленной формы на миссионерскую деятельность с обозначением конкретной территории его действия, строго соблюдается порядок предоставления этих свидетельств.

Следующее важное направление - религиоведческая экспертиза, позволяющая определить принадлежность религиозного объединения к религии, отсутствие в литературе признаков религиозного экстремизма. Тем самым, экспертиза учредительных документов, образовательных программ, литературы и информационных материалов религиозного содержания, предметов религиозного значения фильтрует и ограждает общество от возможных деструктивных проявлений.

Одновременно во всех областях приняты постановления местных исполнительных органов по определению стационарных помещений для распространения религиозной литературы. Это позволило создать необходимую основу для прекращения ее бесконтрольного распространения.

В целях эффективной реализации закона организована широкая разъяснительная работа среди населения, проведены целенаправленные мероприятия на республиканском, региональном и местном уровне с привлечением средств массовой информации, неправительственных организаций и других институтов гражданского общества по перерегистрации религиозных объединений, осуществлению миссионерской деятельности и другим важным вопросам.

Агентством налажены конструктивные связи с религиозными объединениями, проводятся регулярные встречи с их руководителями, в ходе которых находятся взаимоприемлемые решения по широкому кругу вопросов. Такие встречи, беседы показывают, что закон функционирует, и, кроме отдельных положений по его совершенствованию, жалоб на него со стороны отдельных граждан и религиозных объединений нет.

Кроме того, с учетом предложений Научно-исследовательского аналитического центра Агентства, совместно с экспертами разработаны комментарии к закону, в которых разъясняются практически все статьи закона и в которые включены основные нормативные акты, принятые в рамках его реализации.

Акан Бижанов, председатель Комитета по социально-культурному развитию Сената Парламента РК

С момента обретения нашей страной независимости государственная политика в религиозной сфере строилась с позиции демократического понимания прав и свобод человека, уважительного и толерантного отношения государства к религиям, составляющим духовное наследие народа Казахстана.

В Конституции Казахстана закреплены принципы свободы совести, равенства граждан перед законом, независимо от их религиозных убеждений, невмешательство государства и религиозных организаций в дела друг друга. Ярким подтверждением уважительного отношения государства к религии является указ Президента Нурсултана Назарбаева об объявлении первого дня мусульманского Курбан-айта и Православного Рождества выходными днями. Также свидетельством соблюдения прав граждан на удовлетворение своих духовных потребностей стал заметный за последние 20 лет рост числа религиозных объединений. В Казахстане, как вы знаете, открыт ряд новых мечетей, православных церквей, католических храмов, синагог и других культовых сооружений. Только в этом году в Астане возведены крупнейшие в Центральной Азии мечеть Хазрет Султана, храм Преуспеяния Божьей матери, католический собор в Караганде и другие.

Свой опыт толерантности и межконфессионального мира и согласия Казахстан активно продвигает и на международной арене. По инициативе главы государства с 2003 года в Астане регулярно проводятся съезды лидеров мировых и традиционных религий. Сегодня этот форум является признанной на международном уровне диалоговой площадкой мирового духовного сообщества по рассмотрению проблемных вопросов современности.

Плодотворную законотворческую работу в области развития религиозных отношений проводит и Парламент. В соответствии с требованиями времени взамен действующего с 1992 года закона о свободе вероисповеданий и религиозных объединениях, в 2011 году был принят новый закон о религиозной деятельности и религиозных объединениях. Главной целью его разработки и принятия явилось привидение правового поля, действующего в сфере религиозной политики государства, в соответствие с реалиями современного общественного развития. С учетом этих требований, заложенные в законе нормы регулируют правоотношения между государственными органами, конфессиональными организациями, верующими и неверующими гражданами, устанавливает правовой режим религиозной деятельности, определяет порядок создания, регистрации, реорганизации и ликвидации религиозных объединений.

Позитивной новацией стало введение статьи о религиоведческой экспертизе, давшей возможность обосновывать разрешение спорных вопросов, касающихся религиозной деятельности. В качестве новелл, относящихся к процессу регистрации религиозных объединений, было закреплено положение о дополнительном представлении сведений об основах вероучений. При разработке нового закона была изучена международная правовая практика в этой области, проведен мониторинг общественного мнения, учтены опыт правоприменения предыдущего закона и специфика религиозной ситуации в стране.

Пользуясь случаем, хотел бы выразить благодарность экспертам Организации Объединенных наций и ОБСЕ за практическую помощь в подготовке этого законопроекта. Вопросы реализации данного закона находятся под постоянным контролем парламентариев, в этом плане мы тесно сотрудничаем с уполномоченным органом - Агентством по делам религий и другими государственными институтами. Также хорошие рабочие контакты налажены у нас с представителями гражданского общества, НПО, экспертными научными кругами, теологами, СМИ.

При содействии Комитета Сената в Астане проводится ежегодный форум духовной культуры. Совместно с маслихатом города Алматы, где сконцентрирована научная, духовная элита, организован круглый стол с участием представителей многих религиозных конфессий. Аналогичная работа проведена практически во всех других регионах. Перед принятием законопроекта было изучено общественное мнение, было широкое обсуждение в СМИ, в политических партиях. Очень много предложений поступило от НПО, религиозных объединений, граждан. Сегодня можно с полным основанием утверждать, что принятый в 2011 году закон успешно прошел апробацию. Наглядным свидетельством тому являются отзывы и предложения, поступающие в Парламент по ходу реализации этого закона.

В то же время, правоприменительная практика показывает потребность в подзаконных актах. Вот недавно поступило письмо о необходимости активизации деятельности нашего агентства, выработки подзаконных актов и других нормативных документов, способствующих реализации этого важного, имеющего большое социально-политическое значение, закона.

На мой взгляд, также назрела необходимость дальнейшего совершенствования на основе казахстанского законодательства и опыта ряда зарубежных стран правовых мер по выявлению и пресечению деятельности деструктивных сект и незаконных методов распространения вероучения. Время требует усиления работы в этом направлении путем формирования комплексного подхода к нейтрализации указанных антисоциальных явлений, с учетом их интересов и информационной, я бы сказал, общественной безопасности нашей страны.

Полностью разделяю мнение коллег, что наши граждане, особенно молодое поколение, должны быть надежно ограждены от социально опасного влияния религиозных течений экстремистского и тоталитарного толка. Эта работа не должна быть прерогативой только органов государственного управления, агентства или других государственных структур, в ней активное участие должны принимать общественность, учебные заведения, специалисты и, конечно же, семья.

Роман Подопригора, д.ю.н., профессор Каспийского общественного университета

Вопрос перерегистрации религиозных объединений сегодня самый болезненный. Если не будет проведена перерегистрация, то смысла обсуждать миссионерскую деятельность или распространение религиозной литературы просто нет. Меня часто спрашивают, в том числе представители религиозных объединений, в чем причины проблем перерегистрации. Новый закон позитивно повлиял на религиозную ситуацию в стране

Первое. Если говорить объективно, честно, то никакой перерегистрации нет. Формально мы, конечно, говорим о перерегистрации, поскольку все объединения меняют свои наименования, а это одно из оснований для перерегистрации по закону, но, по сути, это нечто иное, как повторная перерегистрация. Перерегистрация по смыслу действующего законодательства - более техническая процедура, не связанная с тотальной проверкой документов. На практике получается так, что процесс перерегистрации ничем не отличается от регистрации. От религиозных объединений требуют те же самые документы, что предоставляются при первоначальной регистрации, за исключением, может быть, доказательств местонахождения.

Второе. Государственные органы оказались не совсем готовы к реализации положений закона. Председатель Агентства по делам религий сказал, что приняты четыре акта, это действительно так, но давайте посмотрим на даты, когда они приняты. Распоряжение премьер-министра о мерах по реализации закона принимается 28 декабря 2011 года, то есть спустя два месяца после принятия закона. Документы на перерегистрацию начали приниматься только в марте этого года, то есть спустя четыре месяца после принятия закона. Форма списка, которую требуют регистрирующие органы для представления процесса перерегистрации, приобретают юридическую силу в мае этого года, то есть спустя шесть месяцев после принятия закона.

Одна из основных проблем - завышенные требования к количеству учредителей, которые не раз озвучивали во время принятия закона и после него. Если учесть население Казахстана и религиозные традиции в нашей стране, это много. Я уже предвижу примеры из европейских стран, но эти примеры совершенно для других правовых ситуаций.

Еще одна проблема заложена в самом законе, он не очень удачный с точки зрения закрепления организационного построения различных религиозных структур. Яркий пример - православные объединения. Если они сегодня создают местные религиозные объединения, то практически лишены возможности создавать республиканские объединения. Конечно, есть различные юридические лазейки и казуистика, которые можно использовать, но по закону республиканские объединения основаны только на так называемой филиальной структуре, когда есть централизованная организация, имеющая филиалы во всех регионах Казахстана, и филиалы без права юридического лица. Но православные объединения и многие другие объединения изначально основаны несколько на других позициях. Приходы, местные и низовые структуры имеют право юридического лица. Закон, к сожалению, такого построения не учитывает.

Следующий момент - количество документов, сложность в их составлении и представлений. Я читал в СМИ мнение одного сотрудника прокуратуры, который удивляется, какие проблемы, подайте документы и все, все четко определено и закреплено. Но это только на первый взгляд кажется, что надо принести несколько документов и все. На самом деле представляется от 13 до 15, а то и больше документов. Я не по теории знаю, что такое регистрация и то, когда я консультировал в течение этого года различные религиозные объединения, ломал голову, как бы написать, составить положение так, чтобы завтра не было оснований для отказа. На размышление и подготовку тоже уходит время. Представьте себе верующих, которые всегда шарахались от юридических вопросов и контактов с государственными органами. А ведь надо еще знать много нюансов регистрационных процедур, региональные особенности регистрации. В университете мы изучали работы Ленина, где он говорил, что не может быть законности калужско-рязанской. Давно уже не изучают юристы трудов Ленина, но проблема осталась. Например, в Южно-Казахстанской области требуют, чтобы люди приносили книги регистрации граждан. В Алматинской области, несмотря на огромные территории, документы принимают только в одном ЦОН в Талдыкоргане.

Другая проблема связана с произвольным и различным толкованием положения закона государственными органами. Допустим, говорят, что для регистрации религиозного объединения нужно 50 человек. Откуда они должны быть? В законе написано, что это граждане Казахстана и нет никакого указания, на то, что они должны быть с определенной территории. Одни государственные органы считают, что 50 человек действительно должны быть только на территории Алматы, если организация создается в Алматы, другие - я не голословно это говорю, у меня есть два официальных ответа двух государственных органов - полагают, что 50 человек могут быть из разных регионов Казахстана. Конечно, религиозные объединения стали покорно искать 50 человек только из Алматы, поскольку это было доминирующее мнение и настоятельные рекомендации госорганов, но это одна из причин затягивания регистрации.

Еще более жесткие примеры связаны с конкретной практикой отказов. Надо признать, что действительно религиозные объединения допускают ошибки, но есть примеры не очень корректного или просто некорректного использования законодательства регистрирующими органами, вовлеченными в этот процесс. Я не говорю только об органах юстиции, потому что здесь есть проблемы. Например, требуют представления документов, которые на самом деле в законе не указаны - печатные или религиозные материалы, раскрывающие историю возникновения. Их надо представлять в процессе регистрации, а не в процессе перерегистрации. Указывают, что в уставе отсутствуют положения в соответствии с законом, которых на самом деле в законе вы не найдете. Например, сокращенное наименование религиозного объединения. Также смешиваются понятия учредителей или членов.

На мой взгляд, некоторые отказы вообще надо засекретить, чтобы не показывать их широкой публике, настолько очевидны там противоречия законам. Один из примеров, когда религиозные объединения пишут в своем уставе, что верующие родители и церковь несут ответственность за воспитание детей в страхе и наставлении господнем. То есть бояться Бога. Может, вы удивитесь, а может, нет, но сказали, что эта норма нарушает три положения Конституции - Конституции, заметьте! - о не дискриминации по религиозным мотивам, о пытках и насилии и о заботе государства о материнстве, браке, семье и детстве. Ну, нельзя же так иезуитски подходить к трактованию…

Далее - функционирование двух органов. Органом, ответственным за перерегистрацию в Казахстане всегда был орган юстиции. Но в связи с новой ролью, которая отводится Агентству по делам религий, орган юстиции теперь полагается на результат религиоведческой экспертизы, обеспечиваемый этим органом. Помимо собственных религиоведческих вопросов, конечно, Агентство по делам религий еще и оценивает устав на соответствие законодательству. Причем в заключениях, с которыми мне приходилось встречаться, речь почему-то идет о рекомендациях. Органы юстиции оказываются в достаточно сложной ситуации. С одной стороны, вроде как надо прислушиваться к мнению Агентства по делам религий, с другой стороны, это мнение не всегда основывается на законодательстве. Справедливости ради надо сказать, что органы юстиции в отдельных случаях имеют собственное мнение и выносят решение, не смотря на рекомендации Агентства.

Еще один момент, связанный с непрозрачностью и традиционным перекладыванием ответственности. Я слышал, кстати, о совместном приказе, который я пытался найти, но не смог найти, хотя по закону все нормативные акты, а я думаю, что это нормативные акты, подлежат публикации. Религиозным объединениям было бы гораздо проще, если бы результаты религиоведческой экспертизы, как этого, кстати, требуют соответствующие правила, установленные правительством, публиковались, вывешивались на сайт Агентства. Религиозные объединения видели бы и свои проблемы, и претензии госорганов. К сожалению, таких материалов на сайте Агентства нет. Как только материалы попадают в госорган, очень трудно их контролировать. Прямо скажу, что в последнее время эта ситуация изменилась.

Сроки. Не секрет, установленные законом сроки превышаются. По закону полагается 2,5 месяца, на самом деле регистрация идет в течение 4-6 месяцев. Причем речь идет даже о так называемых традиционных объединениях. Недавно я слышал анекдотическую ситуацию, когда напугали сельского священника. К нему приходят полицейские и говорят, что будем делать, наступают последние дни. И только потом священник понял, что речь идет о перерегистрации, ему говорят, давай быстрее перерегистрируйся. Раз уж речь зашла о сроках, то актуальным становится определение, что делать после 25 октября. Я настаиваю, что речь идет не о 24, а о 25 октября и готов доказать свою позицию. По нашему мнению, 25 октября - это такой временной рубеж, после которого органы юстиции могут ликвидировать, инициировать процесс ликвидации. Пока не будет судебного решения, религиозные объединения могут действовать, никто их в правах не поражал. Более того, нам представляется, что нет запрета подавать документы после 25 октября. По большому счету, чтобы правильно решить эту ситуацию, надо продлевать перерегистрацию. О результатах говорить не буду, цифры можно по-разному трактовать, для одних религиозные объединения трагичны, для других радостны. Если возьмем позицию госорганов, которая озвучена в самом начале принятия закона, все нормально. Была цель - упорядочить деятельность религиозных объединений, снизить их количество, эта задача достигается. Другое дело, что среди тех, кто не прошел перерегистрацию, действительно есть мертвые религиозные объединения, а есть реально действующие, не прохождение ими перерегистрации не означает, что они испарятся. Они переходят в иной нелегальный режим существования, с которым государству тоже придется считаться. Правильный подход или нет, покажет время.

Юлия Денисенко, президент Ассоциации центров помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течений

Казахстанское общество столкнулось с такой проблемой как деструктивные культы. Человека приводят туда излечиться от душевной или физической болезни. Взамен он получает новую, куда более страшную, становясь послушной марионеткой в руках кукловода, которого он никогда не увидит, но будет работать на него всю жизнь. Прикрываясь свободой вероисповедания, деструктивные культы забирают у человека не только материальные ценности, но и его жизнь, семью, выдергивают его из общества, а зачастую меняют гражданство и выбирают новых родителей. Новый закон позитивно повлиял на религиозную ситуацию в стране

В отличие от деструктивных религиозных течений, мы выступаем за свободу выбора человека во всех сферах, в том числе религиозной. Но подлинная свобода выбора невозможна без свободы информации. И свобода одного человека, в том числе и религиозная, заканчивается там, где начинается свобода другого.

Хотелось бы остановиться на дефинициях понятий «тоталитарная секта» и «деструктивный культ». Если говорить очень кратко, то тоталитарная секта - это организация, имеющая перед собой две цели - власть и деньги. А деструктивной называется организация, которая разрушает личность, семью, общество и государство. Заметьте, тут нет слов о религии. И не случайно. Не правильно применять эти термины по отношению исключительно к религиозным группам. Сюда же относятся и псевдо медицинские, и псевдо педагогические, и организации со структурой сетевого маркетинга.

…В Казахстане действует 21 центр, который занимается проблемой предотвращения негативного влияния деструктивных культов на общество. 14 из них входят в Ассоциацию центров помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течений. Ежедневно в наши центры обращаются люди, потерявшие своих близких в деструктивных организациях. Сам процесс реабилитации очень сложен, требует совместной работы психологов, психиатров, юристов, консультантов по выходу из культов, социальных работников, членов семей адептов. Иногда конечный результат мы можем видеть только через год, два, а то и три года.

Только в 2011 году в 14 центров, находящихся в составе Ассоциации, обратилось порядка 1200 граждан, реально имеющих проблемы из-за вмешательства культов в их жизнь. По 36-м из этих обращений заведены административные дела. По нашим оценкам, порядка 80 процентов граждан после реабилитации смогут вернуться к полноценной жизни.

Кто же попадает в секты? Работа нашей экспертной группы на протяжении уже нескольких лет показала, что туда попадают люди, во-первых, с какими-то психологическими проблемами. С теми, с которыми и раньше не могли справляться. Например, в детско-подростковом возрасте им помогали справляться родители, школа, какие-то организации типа комсомольской. Когда они становились старше, тоже еще оставались родители. А когда человек сталкивается с проблемой более серьезной, и никого нет рядом, он идет к психологам или в деструктивный культ. Во-вторых, люди с семейными, профессиональными проблемами. Другие гонятся за богатством, которое мифическим способом должен принести в их жизнь культ. И достаточный процент новобранцев составляют психически больные, в том числе те, кто еще не попал на учет. То есть уже в культе происходит проявление психического заболевания. Дальше эта структура способствует тому, что заболевание будет развиваться. Есть там доля и истинно психически больных.

С одной стороны, люди не особо пытаются разобраться, с другой - большая активность самих деструктивных культов. Самое страшное - они прячутся, в том числе за психолого-терапевтической нишей. То есть говорят, что они помогают людям, как психологи и врачи, и люди попадаются на эту удочку.

Практически в любом деструктивном культе обязательно используют психотехники. Это, конечно, не афишируется. Кто же вступит в организацию, если там открыто скажут - мы сделаем из вас зависимую личность такими-то методами? Но у людей, имеющих предпосылки к заболеванию, оно там манифестирует. А если человек уже имеет какое-либо заболевание, оно там расцветает.

Степень вреда в каждом случае огромна. От психического расстройства до самоубийства. Так, одна из последователей организации Ата-жол в Костанайской области покончила собой. Дело в том, что в организации запрещается прием медикаментов и консультации у врачей. Поэтому человеку невозможно своевременно оказать медицинскую помощь, в том числе и психологическую. Часто в оккультных сектах берутся за исцеление больных диабетом, злокачественной опухолью и другими тяжелыми болезнями, что, безусловно, приводит к трагедии.

Еще одна проблема - вовлечение в культ детей и подростков. Через них потом ведется активная пропаганда в учебных заведениях, детских домах, интернатах. Многими сектами молодежь используется для зарабатывания денег - школьники продают орешки, сувениры на улицах, в некоторых случаях занимаются даже проституцией. Я занималась реабилитацией девочки. Школьница 16-ти лет ушла из дома, заявив, что родителей у нее больше нет, и она решила посвятить себя миссионерской деятельности. С этой целью хотела бросить школу и уйти учиться в духовную семинарию. Совместно с психиатрами нам удалось вернуть ребенка в семью. Но писать заявление в полицию об имевшем место психологическом насилии над ребенком семья отказалась, так как не хотела огласки. Аналогично поступает большинство, поэтому официальной статистики по числу пострадавших от сект мы не найдем.

В медицине лечение гипнозом применимо к детям с возраста 6 лет только под наблюдением психиатра. А в сектах психотехники применяют массово, не исключая даже грудных детей. Используются галлюциногенные препараты, которые не только вызывают особые состояния, но и усиливают зависимости. Дети тоже это принимают. Все это может вызвать психическое заболевание у ребенка. Вот таким своего рода пусковым механизмом является деструктивная секта.

Подготовила Торгын НУРСЕИТОВА


Читайте новости zakon.kz в
Показать комментарии

Популярное

все топ новости

НОВОСТИ

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:

Хотите быть в курсе важных новостей?