О неконституционности некоторых
норм Налогового Кодекса

Жангельды Сулейманов, налоговый адвокат
Алматинской  городской коллегии адвокатов

 

Согласно ст. 26 Конституции РК, никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда. К имуществу, в том числе относятся и деньги, как наличные, так и находящиеся на банковских счетах. То есть, согласно Конституции РК, никто не может быть лишен своих денег, иначе как по решению суда, вступившего в законную силу.

Но Налоговый кодекс РК содержит противоречащую ст. 26 Конституции РК норму, которая предоставляет право налоговым органам самостоятельно, без решения суда, лишать денег налогоплательщиков. Согласно ст. 615 Налогового кодекса РК, взыскание суммы налоговой задолженности с банковских счетов налогоплательщика производится на основании инкассового распоряжения налогового органа, которое составляется налоговым органом на основе имеющихся на лицевом счете налогоплательщика данных о сумме налоговой задолженности на дату его составления.

Таким образом, налоговые органы имеют право лишать имущества в виде денег, которые принадлежат юридическим и физическим лицам, не по решению суда, как указано в ст. 26 Конституции РК, а на основании своих распоряжений. Законодатель в нарушение Конституции РК, приравнял к решению суда инкассовое распоряжение налоговых органов, а налоговые органы к судам.

Такое неконституционное право налоговых органов без решения суда лишать денег налогоплательщиков, кроме своего формального противоречия Конституции РК, также имеет негативный практический характер, так как лишает налогоплательщиков другого конституционного права, предусмотренного ст.13 Конституции РК, на судебную защиту своих прав и свобод.

Конечно, такое право очень удобно и выгодно для налоговых органов, так как им не нужно готовить обоснованные заявления в суд о вынесении решений о взыскании задолженности, не нужно участвовать в судебных заседаниях, не нужно доказывать в суде обоснованность своих требований, не нужно обжаловать решения об отказе требований о взыскании, и главное, не нужно нести ответственность в случае незаконного или необоснованного взыскания налоговой задолженности.

И напротив, такое неконституционное право налоговых органов создает множество проблем налогоплательщикам. При вынесении инкассового распоряжения, налогоплательщик оказывается в положении оправдывающегося, и не может оппонировать налоговым органам, так как инкассовое распоряжение неукоснительно и немедленно исполняется банками. И налогоплательщик, только после списания денег со счета, может обжаловать такое списание. Но для такого обжалования нужны ресурсы как человеческие, так и финансовые.

Думаю, что необходимо привести в соответствии с Конституцией РК, право налоговых органов по взысканию задолженности, отменив инкассовые распоряжения и предусмотрев только судебный порядок взыскания налоговой задолженности.

Еще одной близкой и актуальной проблемой для налогоплательщиков является наложение «ареста» на банковские счета налогоплательщиков. Так, согласно ст. 611 Налогового кодекса РК органы налоговой службы вправе при определенных основаниях, а их сейчас семь, производить приостановление расходных операции по банковским счетам налогоплательщика. Такое приостановление налогоплательщики называют арестом счета.

Наложение ареста на счет вызывает для налогоплательщика значительные неудобства и проблемы. Налогоплательщик не имеет возможности исполнять свои денежные обязательства ни перед партнерами по бизнесу, ни перед работниками. Что конечно, оказывает негативное влияние, как на сам бизнес, так и наносит имущественный вред налогоплательщику. Налогоплательщик предпринимает огромные усилия для того, чтобы снять, иногда и необоснованный, арест счета, затрачивая на это много времени и сил.

Данная санкция часто бывает несоразмерна основаниям ареста. Так может быть наложен арест на многомиллионные счета налогоплательщика за несвоевременное представление такой отчетности, согласно которой вообще не возникает обязанности платить налоги.

Также имеются случаи, когда по технической ошибке, несвоевременно представлена налоговая отчетность. Либо налоговая отчетность своевременно представлена, но ошибочно не разнесена на лицевой счет. Либо ошибочно возращено почтовой организацией уведомление налогового органа. То есть, в перечисленных случаях, при отсутствии вины налогоплательщика, может быть необоснованно и несправедливо наложен арест на счет.

Кроме того, что само законное право налоговых органов на арест счетов довольно спорное, налоговые органы нередко злоупотребляют и самим таким правом. Есть случаи, когда налоговые органы вообще накладывают арест по основаниям, не указанным в ст. 611 Налогового кодекса РК. Так, например, иногда налоговые органы накладывают арест за не подписание протокола или постановления об административном правонарушении, хотя такого основания для ареста в Налоговом кодексе нет.

Считаю, что наложение ареста должно осуществляться в судебном порядке, чтобы была соблюдена ст. 13 Конституции РК, согласно которой каждый имеет право на судебную защиту своих нарушенных прав. Тогда, налоговые органы должны будут подавать ходатайства или заявления в суд, который и будет решать вопрос об аресте счета. В свою очередь, у налогоплательщиков появится возможность защищать свои права. И конечно, значительно уменьшаться случаи необоснованных арестов счетов.

22 октября 2012, 15:29
Источник, интернет-ресурс: Сулейманов Ж.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript