Особенности проведения проверок налогоплательщиков

 

Жакежанов К.Р.

Главный налоговый инспектор отдела налогового

аудита юридических лиц Налогового управления

по Медеускому району

 

Налоговые проверки - вещь неизбежная. Налоговые проверки бывают разные. При этом необходимо раз и навсегда уяснить, что налоговые проверки - вещь неизбежная, которая рано или поздно будет проведена в вашей компании. В настоящей статье мы постараемся отразить виды налоговых проверок, сроки и процедуру проведения налоговых проверок, а также уточним наиболее важные моменты, на которые необходимо обратить внимание налогоплательщику (налоговому агенту) при налоговой проверке. При этом подготовку к налоговой проверке необходимо проводить не в момент получения извещения о проведении налоговой проверки, а заранее, то есть в процессе осуществление производственной деятельности, начиная с момента регистрации компании. Немаловажно, что чем тщательнее будет проводиться подготовка к налоговой проверке, тем менее ощутимы будут доначисления по результатам ее окончания.

Кроме того, в пользу своевременной и тщательной подготовки компании к началу налоговой проверки говорит и тот факт, что фактически налоговые проверки могут проводиться непрерывно.

Виды налоговых проверок: Согласно пункту 5 статьи 627 Налогового кодекса налоговые проверки подразделяются на:

· Документальные - проверки, связанные с получением и обследованием документов налогоплательщика (налогового агента);

· Хронометражное обследование - проверка, проводимая с целью установления размера фактического дохода за период, в течение которого проводится обследование.

В свою очередь документальные проверки подразделяются на:

· Комплексные - производятся по всем видам налогов и других обязательных платежей в бюджет за налоговый период;

· Тематические - производятся по отдельным видам налогов и других обязательных платежей в бюджет за налоговый период;

· Встречные - является вспомогательной по отношению к проводимой у вашего контрагента комплексной и тематической проверке.

При этом по типам налоговые проверки делятся на:

· Плановые - комплексные и тематические;

· Внеплановые

 

Таким образом, в течение года Налоговый комитет может неоднократно прийти на налоговую проверку, будь то плановая комплексная проверка или внеплановая тематическая или просто тематическая по разным видам налогов. Следует отметить, что внеплановые проверки могут осуществляться за ранее проверенный период.

Срок проведения налоговой проверки:Налоговым кодексом установлены сроки проведения налоговых проверок. Статьей 629 Налогового кодекса определено, что срок налоговой проверки не должен превышать более 30 рабочих дней с даты вручения предписания.

Извещение о проведении налоговой проверки: За 30 календарных дней до начала проведения плановой комплексной или плановой тематической проверки органы налоговой службы направляют или вручает налогоплательщику (налоговому агенту) извещение о проведении налоговой проверки. В извещении указывается вид налоговой проверки, перечень подлежащих проверке вопросов, предварительный перечень необходимых документов, права и обязанности налогоплательщика (налогового агента).

Основание для проведения налоговой проверки: Основанием для проведения налоговой проверки является предписание, содержащее следующие реквизиты:

· Дату и номер регистрации в налоговом органе;

· Наименование налогового органа, вынесшего предписание;

· ФИО либо полное наименование налогоплательщика (налогового агента);

· Идентификационный номер;

· Вид проверки;

· Должности, ФИО проверяющих лиц, а также специалистов, привлекаемых к проведению проверки;

· Срок проведения проверки;

· Проверяемый налоговый период (при документальных налоговых проверках).

Завершение налоговой проверки: Завершением срока налоговой проверки считается день вручения налогоплательщику (налоговому агенту) акта налоговой проверки. Статьей 637 Налогового кодекса установлен порядок завершения налоговой проверки. Так, по завершении налоговой проверки должностным лицом органа налоговой службы составляется акт налоговой проверки с указанием:

· Места проведения проверки, даты составления акта;

· Вида проверки;

· Должностей, ФИО должностных лиц органа налоговой службы, проводивших налоговую проверку;

· Наименование органа налоговой службы;

· ФИО либо полного наименования налогоплательщика (налогового агента);

· Места нахождения, банковских реквизитов налогоплательщика (налогового агента), а также идентификационного номера;

· ФИО руководителей, должностных лиц налогоплательщика (налогового агента), ответственных за ведение налоговой и бухгалтерской отчетности уплату налогов и других обязательных платежей в бюджет;

· Сведений о предыдущей документальной проверке и принятых мер по устранению ранее выявленных нарушений налогового законодательства РК (при проведении комплексных, тематических проверок);

· Проверяемого налогового периода и общих сведений о документах, представленных налогоплательщиком (налоговым агентом) для проведения проверки;

· Подробного описания налогового нарушения со ссылкой на соответствующую норму налогового законодательства РК;

· Результатов налоговой проверки.

Уведомление о результатах налоговой проверки: В соответствии со статьей 638 Налогового кодекса, по завершении налоговой проверки в случае выявлении нарушений органом налоговой службы выносится уведомление о результатах налоговой проверки, которое направляется налогоплательщику (налоговому агенту) в срок не позднее 5 рабочих дней со дня вручения налогоплательщику акта налоговой проверки.

Уведомление должно содержать следующие реквизиты:

· дата и номер регистрации уведомления и акта налоговой проверки;

· фамилия, имя, отчество (при его наличии) либо полное наименование налогоплательщика (налогового агента);

· идентификационный номер;

· сумма начисленных налогов и других обязательных платежей в бюджет, обязательств по исчислению, удержанию, перечислению обязательных пенсионных взносов, исчислению и уплате социальных отчислений и пеней;

· суммы уменьшенных убытков;

· сумма превышения налога на добавленную стоимость, не подтвержденная к возврату;

· сумма корпоративного (индивидуального) подоходного налога, удержанного у источника выплаты с доходов нерезидентов, не подтвержденная к возврату;

· требование об уплате и сроки уплаты;

· реквизиты соответствующих налогов и других обязательных платежей в бюджет и пеней;

· сроки и место обжалования.

 

 Согласно статье 608 НК, налоговые обязательства, отраженные в уведомлении о результатах налоговой проверки подлежит исполнению в течение 30 рабочих дней со дня, следующего за днем вручения уведомления налогоплательщику (налоговом агенту).

Уведомление должно быть вручено налогоплательщику (налоговому агенту) лично под роспись или иным способом, подтверждающим факт отправки и получения. При этом уведомление, направленное одним из нижеперечисленных способов, считается врученным, если:

· По почте заказным письмом с уведомлением - с даты отметки налогоплательщиком (налоговым агентом) в уведомлении почтовой или иной организации связи;

· Электронным способом - по истечении 5 рабочих дней со дня отправки уведомления органом налоговой службы.

 Особо следует отметить, что в соответствии со статьей 667 НК, в течение 30 рабочих дней со дня вручения налогоплательщику (налоговому агенту) уведомления, в вышестоящий налоговый орган может быть подана Жалоба на уведомление о результатах налоговой проверки. При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 666 НК налогоплательщик (налоговый агент) вправе обжаловать уведомление о результатах налоговой проверки в суд.

Исполнение налогового обязательства налогоплательщика (налогового агента), не выполненного в установленные сроки, может обеспечиваться следующими способами:

1) начислением пеней на неуплаченную сумму налогов и других обязательных платежей в бюджет, в том числе авансовых и (или) текущих платежей по ним;

3) приостановлением расходных операций по кассе налогоплательщика (налогового агента) - юридического лица, структурного подразделения юридического лица, нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, частного судебного исполнителя и адвоката;

4) ограничением в распоряжении имуществом налогоплательщика (налогового агента) - юридического лица, структурного подразделения юридического лица, нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, частного судебного исполнителя и адвоката.

Способы обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства применяются в сроки, установленные статьями 611 - 613 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Далее Налоговый Кодекс). До начала применения способов обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства налогоплательщику (налоговому агенту) направляется уведомление в соответствии с главой 84 Налогового Кодекса.

В случае непогашения налоговой задолженности способы обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства, за исключением способа, указанного в подпункте 1) пункта 1 статьи 609 Налогового Кодекса, не применяются в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов), имеющих налоговую задолженность в размере менее 6-кратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

Если иное не установлено настоящим пунктом, способы обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства не применяются в следующих случаях:

1) признания судом налогоплательщика банкротом - с момента возбуждения производства по делу о банкротстве;

2) введения реабилитационной процедуры в отношении налогоплательщика - со дня вступления в силу определения суда о применении реабилитационной процедуры.

При этом в отношении таких налогоплательщиков в случае неисполнения ими в срок налогового обязательства, возникшего после введения реабилитационной процедуры, применяются способы обеспечения исполнения такого обязательства в порядке, установленном настоящей главой;

3) принудительной ликвидации:

банков, накопительных пенсионных фондов - с даты возбуждения судом дела о принудительной ликвидации;

страховых (перестраховочных) организаций - с даты вступления в законную силу решения суда о принудительной ликвидации.

В случае обжалования уведомления о результатах налоговой проверки и (или) решения вышестоящего органа налоговой службы, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы на уведомление, применение способов обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства, за исключением способа, указанного в подпункте 4) пункта 1 статьи 609 Налогового Кодекса, приостанавливается до вынесения решения по результатам рассмотрения жалобы.

При неуплате налогоплательщиком (налоговым агентом) сумм штрафов применяются способы обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства, указанные в подпунктах 2) - 4) пункта 1 статьи 609 Налогового Кодекса, без уведомления налогоплательщика (налогового агента) на основании постановления суда о принудительном взыскании сумм штрафов.

В случаях отсутствия у структурного подразделения юридического лица банковских счетов либо отсутствия или недостаточности у структурного подразделения юридического лица денег на его банковских счетах и в кассе для погашения налоговой задолженности налоговый орган применяет способы обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства, указанные в подпунктах 2), 3) и 4) пункта 1 статьи 609 Налогового Кодекса, к налогоплательщику - юридическому лицу, создавшему данное структурное подразделение.

В случае непогашения налоговой задолженности структурного подразделения юридического лица после применения к нему способов обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства в порядке, при наличии у юридического лица более одного структурного подразделения налоговый орган применяет способы обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства, указанные в подпунктах 2) и 3) пункта 1 статьи 609 Налогового Кодекса, одновременно ко всем структурным подразделениям такого юридического лица.

Счета государственных учреждений, открытые в уполномоченном государственном органе по исполнению бюджета, приравниваются к банковским счетам, а уполномоченный государственный орган по исполнению бюджета приравнивается к организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций.

 Налоговые органы применяют меры принудительного взыскания налоговой задолженности налогоплательщика - юридического лица, структурного подразделения юридического лица, нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката, кроме случаев обжалования уведомления о результатах налоговой проверки и (или) решения вышестоящего органа налоговой службы, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы на уведомление. До начала применения мер принудительного взыскания налогоплательщику (налоговому агенту) направляется уведомление о погашении налоговой задолженности в соответствии с главой 84 Налогового Кодекса.

При взыскании налоговой задолженности налогоплательщика, осуществляющего деятельность по соглашению о разделе продукции в составе простого товарищества (консорциума) в случаях, когда исполнение налоговых обязательств возложено на оператора в соответствии с подпунктом 2) пункта 3 статьи 308-1 Налогового Кодекса, меры принудительного взыскания, предусмотренные настоящей главой, применяются в отношении налогоплательщика и (или) оператора. Окончательный размер взыскания не должен превышать сумму, указанную в уведомлении о погашении налоговой задолженности.

Меры принудительного взыскания не применяются в следующих случаях:

1) при наличии у налогоплательщика (налогового агента) налоговой задолженности в размере менее 6-кратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, - со дня образования такой задолженности;

2) признания судом налогоплательщика банкротом - с момента возбуждения производства по делу о банкротстве;

3) введения реабилитационной процедуры в отношении налогоплательщика - со дня вступления в силу определения суда о применении реабилитационной процедуры.

При этом в отношении таких налогоплательщиков в случае возникновения налоговой задолженности после введения реабилитационной процедуры применяются меры принудительного взыскания такой задолженности в порядке, установленном настоящей главой;

4) принудительной ликвидации:

банков, накопительных пенсионных фондов - с даты возбуждения судом дела о принудительной ликвидации;

страховых (перестраховочных) организаций - с даты вступления в законную силу решения суда о принудительной ликвидации.

 Принудительное взыскание налоговой задолженности производится в следующем порядке:

1) за счет денег, находящихся на банковских счетах;

2) со счетов дебиторов;

3) за счет реализации ограниченного в распоряжении имущества;

4) в виде принудительного выпуска объявленных акций.

При неуплате налогоплательщиком (налоговым агентом) сумм штрафов применяются меры принудительного взыскания, без уведомления, на основании постановления суда о принудительном взыскании сумм штрафов.

В случаях отсутствия у структурного подразделения юридического лица банковских счетов либо отсутствия или недостаточности у структурного подразделения юридического лица денег на его банковских счетах и в кассе для погашения налоговой задолженности налоговый орган взыскивает сумму налоговой задолженности путем применения мер принудительного взыскания к налогоплательщику - юридическому лицу, создавшему данное структурное подразделение.

В случае непогашения налоговой задолженности структурного подразделения юридического лица после применения к нему мер принудительного взыскания в порядке, указанном в части первой настоящего пункта, при наличии у юридического лица более одного структурного подразделения налоговый орган применяет меру принудительного взыскания, указанную в подпункте 1) пункта 3 статьи 614, одновременно ко всем структурным подразделениям такого юридического лица.

Счета государственных учреждений, открытые в уполномоченном государственном органе по исполнению бюджета, приравниваются к банковским счетам, а уполномоченный государственный орган по исполнению бюджета приравнивается к организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций.

 

 

 

 

22 октября 2012, 13:19
Источник, интернет-ресурс: Прочие

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript