На улучшение таможенного администрирования

 

Инна ЛИТВИНЕНКО,

Северо-Казахстанская область

 

Поставленные Главой государства Н. Назарбаевым в своем Послании народу Казахстана задачи накладывают на сотрудников таможенных органов серьезную ответственность и требуют четкой координации действий по обеспечению повышения благосостояния граждан нашей страны.

С вступлением в силу законов Таможенного союза казахстанское законодательство претерпело существенные изменения, которые сказались и на работе североказахстанских таможенников. Как теперь работает уже «внутренняя» таможня - рассказывает зам. начальника Департамента таможенного контроля по Северо-Казахстанской области Кайрат Курмангалиев.

- Кайрат Арынгазиевич, пожалуй, главным событием последнего времени для североказахстанских таможенников стала внеочередная аттестация…

- В областном Департаменте таможенного контроля внеочередной аттестации подлежали 39 сотрудников подразделений правоохранительного блока. Первыми из них в июне 2012 г. аттестованы Высшей аттестационной комиссией (ВАК) при Президенте РК и подтвердили соответствие занимаемой должности начальник Департамента и его заместитель по правоохранительному блоку. В дальнейшем семь сотрудников правоохранительного блока, относящихся к номенклатуре КТК Министерства финансов РК прошли аттестацию в Центральной аттестационной комиссии в Астане. При этом четверо признаны соответствующими занимаемым должностям, из них один сотрудник рекомендован для зачисления в кадровый резерв или выдвижения на вышестоящую должность, трое - не соответствующими занимаемым должностям, из них один рекомендован к увольнению из таможенных органов РК, остальные к переводу в другие подразделения фискального блока деятельности.

Завершающим этапом аттестации стала работа Региональной аттестационной комиссии. К ее прохождению было допущено 30 сотрудников Департамента, из них двое не проходили аттестацию: один - в связи с временной нетрудоспособностью - по болезни, а второй, осознавая высокие требования, уволился по собственному желанию из таможенных органов.

По итогам работы Региональной аттестационной комиссии, с привлечением в качестве наблюдателей представителей областных филиалов партии «Нур Отан», НЭПК «Атамекен» и СМИ, приняты следующие решения: 20 сотрудников соответствуют занимаемым должностям; 4 - не соответствуют занимаемым должностям и рекомендуются к понижению в должности; 2 - не соответствуют занимаемым должностям и рекомендуются к переводу на другую службу (должность); 2 сотрудника не соответствуют занимаемым должностям и рекомендуются к увольнению из таможенных органов. В то же время пятеро сотрудников из числа соответствующих занимаемым должностям рекомендуются для зачисления в кадровый резерв или выдвижение на вышестоящие должности.

- Как вы оцениваете работу в новом режиме - в условиях реально существующей единой таможенной территории?

- Положительно. Создание Таможенного союза и формирование Единого таможенного пространства на территории трех государств - Казахстана, России и Беларуси - ни для кого не было неожиданностью. Этому предшествовала достаточно качественная подготовительная работа, которая велась по всем направлениям: законодательное регулирование, порядок и технологии межведомственного сотрудничества, обучение персонала новым условиям работы. У нас не возникало сбоев ни с движением товаров, ни со временем оформления.

Разумеется, формирование Таможенного союза, как и всякое преобразование подобного масштаба, сулит новые вызовы. Изменение конфигурации таможенного контроля, оптимизация кадровых ресурсов, перенос таможенной границы на внешние рубежи Таможенного союза стали серьезным испытанием, которое внесло коррективы в нашу деятельность.

Несмотря на это, северо-казахстанские таможенники продолжают свою работу по пополнению бюджета государства. Так, за 9 месяцев 2012 г. прогнозное задание по сбору таможенных платежей и налогов исполнено на 107 процентов, в республиканский бюджет перечислено 1,6 млрд тенге.

- Как на практике работают законодательные новинки?

- Упрощению подверглось значительное количество таможенных правовых норм. Поскольку перемещение товаров по единой территории Казахстана, России и Белоруссии теперь производится без таможенного оформления, то относительно этих перемещений исключены издержки, связанные с таможенным оформлением. Сам процесс перемещения товара значительно упрощен, нет необходимости предоставления контракта, таможенного оформления товара, хранения на таможенных складах и т.д. Соответственно, сокращается время, экономятся расходы, связанные с доставкой грузов.

В работе с другими странами, не входящими в Единое экономическое пространство, сократился срок выпуска товаров. Так, если ранее по законодательству срок выпуска составлял не более трех рабочих дней, то в настоящее время нормами Таможенного кодекса Таможенного союза определен срок выпуска в один рабочий день со дня, следующего за днем регистрации. Срок оформления экспортной декларации сократился до четырех часов.

Увеличились сроки уплаты таможенных пошлин, налогов при ввозе товаров, проведения пост-таможенного контроля, предъявления товаров таможенному органу при предварительном декларировании и ряд других.

В таможенном деле появились новые понятия, например, норма Таможенного союза, касающаяся уполномоченного экономического оператора. Это явилось новшеством для законодательства Казахстана и большим шагом на пути к институту авторизованного экономического оператора, который существует в Европе.

Суть преимуществ, предоставляемых уполномоченному экономическому оператору, состоит в том, что груз, идущий в его адрес, следует с границы прямо на его склад, минуя отметки таможни. В этом случае вся процедура таможенного оформления и таможенного контроля значительно упрощается, что дает возможность минимизировать финансовые и временные затраты на совершение таможенных операций и оптимизировать логистическую цепочку.

- Структура внешнеэкономической деятельности в Северо-Казахстанской области всегда была довольно постоянной. Появились ли новые импортеры-экспортеры, изменился ли ассортимент продукции, пересекающей границу, с появлением общего рынка Таможенного союза?

- Традиционная номенклатура товаров, оформляемых в нашем департаменте, - это экспорт зерновой продукции и импорт товаров для нужд сельскохозяйственных производителей области и промышленных производств областного центра.

Всего же за 9 месяцев 2012 года внешнеторговый оборот Северо-Казахстанской области составил более 648,9 млн долларов США и по сравнению с аналогичным периодом 2011 года увеличился на 164 процента, или на 403,3 млн долларов США.

76 процентов внешнеторгового оборота составляет экспорт. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, он увеличился более чем в три раза и составил 496,1 млн дол. США. В стоимостном выражении основная доля экспорта приходится на пшеницу - 66 процентов, муку - 14 процентов, семена льна - девять процентов и четыре процента на семена рапса. Причем экспорт пшеницы, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, вырос более чем в четыре раза, или на 250,3 млн долларов США.

Импортный товарооборот, основную долю которого составляет оборудование для переработки сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственная техника, составил 152,8 млн долларов США, и вырос на 71 процент. В разрезе импорта отмечается рост ввоза таких товаров, как машины или механизмы для уборки или обмолота сельскохозяйственной продукции, машины для очистки, сортировки или калибровки семян, тракторы, краны, клапаны, вентили и др.

В последнее время в Департамент стали приходить и новые участники ВЭД. Это было вызвано реорганизационными процессами в рамках Единого экономического пространства. Благодаря новым участникам ВЭД в номенклатуре оформляемых департаментом товаров появляются и новые позиции, не характерные ранее для нашего департамента. Это оборудование для переработки молока, импорта которого не было в аналогичном периоде 2011 года, а в текущем году он составил 17 процентов от импортного товарооборота.

Благодаря новым тенденциям мирового рынка расширяется и география внешнеторговых поставок. Среди стран, куда наши предприятия вывозят свою продукцию, появились Йемен, Египет, Судан, Иордания, а среди стран - контрагентов по импорту лидирующие позиции занимают страны Евросоюза, Китай, Украина и США.

- Не секрет, что в рамках происходящих интеграционных процессов в Северо-Казахстанской области планируются изменения в деятельности таможни. Каким вы видите будущее Департамента таможенного контроля в новых условиях?

- Да, с переносом таможенной границы на внешние рубежи Таможенного союза работы у северо-казахстанских таможенников поубавилось. Прошли реорганизационные процессы, прекратили работу девять таможенных постов, прошло значительное сокращение штатной численности Департамента таможенного контроля по Северо-Казахстанской области. В настоящее время основное внимание уделяется работе трех внутренних постов, специализирующихся в основном на экспорте зерновой продукции и импорте товаров для нужд сельскохозяйственных производителей области и промышленных производств областного центра.

Но, несмотря на это, не стоит забывать, что область занимает выгодное стратегическое положение, граничит с такими крупными областями Российской Федерации, как Курганская, Омская и Тюменская. Имеет государственную границу протяженностью 1203 км. В настоящее время в рамках интеграционных процессов наблюдается тенденция по оформлению на наших постах и российских фирм, которые планируют работать на казахстанском рынке. И думаю, что в дальнейшем благодаря грамотной политике по улучшению качества государственных услуг, этот процесс пойдет в сторону увеличения. Количество участников ВЭД, оформляемых в зоне деятельности нашего департамента, будет расти.

Приятно отметить, что на сегодняшний день в нашем департаменте начали оформляться и предприниматели из других областей Казахстана, которые наращивают обороты и планируют совместную работу на долгосрочную перспективу.

- Анализируя пройденный путь, что, на ваш взгляд, стоит усовершенствовать в развитии современных таможенных органов региона и страны в целом?

- В своих выступлениях Президент нашей страны Н. Назарбаев не раз говорил о повышении качества государственных услуг. Одним из приоритетных направлений считаю целенаправленную работу по улучшению таможенного администрирования. В рамках поручения Главы государства, который предложил для развития транзитного потенциала республики наладить работу по принципу пяти «С» - скорость, сервис, сохранность, стабильность и стоимость - казахстанской таможенной службой необходимо продолжить принимать меры по регламентации и стандартизации государственных услуг. В то же время необходимо продолжить информирование участников ВЭД о внедрении новых методов работы, таких как использование системы комплексного управления рисками, которая позволяет проводить селекционный выборочный контроль при таможенных операциях, введение статуса уполномоченного экономического оператора, применение процедуры предварительного и электронного декларирования и др.

Таким образом, перед таможенными органами стоит ряд задач, реализация которых позволит в ближайшее время коренным образом пересмотреть работу по усилению защиты экономических интересов государства, а также содействовать развитию внешнеэкономической деятельности предпринимателей.

26 октября 2012, 15:49
Источник, интернет-ресурс: Медиа-корпорации «ЗАҢ» , Прочие

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript