Кадровая политика судебной системы

 

Мурат СОЛТЫБАЕВ,

заведующий

Отделом по кадровой работе

Департамента по обеспечению

деятельности судов Верховного Суда РК

(аппарата Верховного Суда РК)

 

Одним из важнейших рычагов в развитии Казахстана как демократического государства является судебная система.

От эффективности отправления правосудия во многом зависят отношение граждан к государственной правовой политике и уровень доверия к власти со стороны общества.

Создание эффективной судебной системы, отвечающей потребностям современного общества, способной стоять на защите конституционных прав и свобод гражданина, - один из главных приоритетов правовой политики государства, достижение которого во многом обеспечивается формированием профессионального кадрового состава судей.

Судьи должны вершить правосудие, только руководствуясь законом и своей совестью. Это особо отметил Президент Н. Назарбаев в Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана», подчеркнув при этом необходимость кардинального пересмотра порядка формирования судейского корпуса.

Наряду с внедрением все более высоких стандартов в различных сферах общественной жизни растут требования к носителям власти и, прежде всего, к представителям ее судебной ветви, по результатам деятельности которой судят о соблюдении законности в государстве.

Следует отметить, что проблемам совершенствования кадрового отбора судей уделяется особое внимание.

Специализированным органом в области подготовки кадров для органов судебной системы и повышения квалификации действующих судей и работников судов с 2004 года является Институт правосудия Академии государственного управления при Президенте РК. Около половины выпускников по окончании обучения направляются на работу в суды, что обеспечивает в дальнейшем пополнение судейского корпуса. Активное участие в учебном процессе принимают судьи, в том числе и Верховного Суда, имеющие большой опыт судейской работы и знание судебной практики, проблемных вопросов и возможностей их разрешения.

Выпускники Института правосудия после двухгодичного обучения в аспирантуре имеют право участия в конкурсе на должность судьи без прохождения стажировки в суде. На сегодняшний день с момента первого выпуска в 2006 году на должности судей назначены 114 магистрантов, или треть от количества всех выпускников Института правосудия.

Еще одним действенным инструментом подбора качественного и профессионального состава на судейские должности, но уже руководящего состава судов, является кадровый резерв, который выступает своего рода фильтром, позволяющим среди действующего состава судей отбирать наиболее опытных, профессиональных сотрудников на руководящую должность. Кадровый резерв формируется для занятия должностей председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда, председателей и председателей судебных коллегий местных судов.

Для отбора кандидатур действуют Республиканская и областные комиссии по кадровому резерву. В настоящее время при рассмотрении кандидатур на руководящие судейские должности предпочтение отдается лицам, состоящим в кадровом резерве, и возможность выдвижения иных кандидатур на руководящие судейские должности сведена до минимума. Данные меры позволили значительно усилить требования и условия для включения судей в кадровый резерв на ту или иную руководящую должность.

Учитывая, что выработка правильной кадровой политики в условиях реформы судебной системы является одним из мощных рычагов совершенствования отправления правосудия, Верховным Судом продолжается работа по повышению требований к профессиональному уровню судей, реализуется комплекс мер, направленных на формирование и обновление судейских кадров.

В настоящее время в рамках поручений Главы государства прорабатываются вопросы ужесточения требований к сдаче квалификационного экзамена кандидатами на должность судьи, в том числе с возможностью применения психологического тестирования кандидатов на должность судьи. Введение психологической оценки кандидата в судьи позволит определить, пригоден ли тот или иной кандидат к работе в должности судьи, обладает ли он необходимыми индивидуально-психологическими и нравственными качествами.

Изучается вопрос прохождения кандидатами в судьи стажировки в суде на постоянной основе. Следует отметить, что данная норма предусмотрена в Конституционном законе «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», однако до настоящего времени она не применяется, в связи с чем зачастую кандидаты в судьи проходят стажировку формально. Ее реализация обеспечит выполнение кандидатом в судьи определенной работы непосредственно под руководством судьи, что не только позволит тщательно изучить профессиональные и моральные качества стажера, будет основой для закрепления у него имеющихся теоретических знаний и получения практических навыков работы судьей, но и окажет реальное содействие в работе судей.

В целом уровень доверия суду как инструменту восстановления нарушенных прав является достаточно высоким. Об этом свидетельствует ежегодно возрастающее количество обращений граждан в суды. При этом в обществе преобладает положительная оценка деятельности судов. По данным социологического опроса, проведенного Центром исследования правовой политики по заказу ПРООН в рамках проекта повышения прозрачности и подотчетности судебной системы в этом году среди участников судебных процессов, более 80 процентов респондентов высказались о справедливости вынесенного судебного решения и лишь 5,5 выразили сомнение в принятом решении.

Тем не менее, в условиях растущих требований к профессиональному и морально-нравственному облику судей органами судебной системы продолжает проводиться последовательная работа по очищению рядов судейского корпуса от лиц, компрометирующих судебную власть.

 В 2011 году по отрицательным мотивам были прекращены полномочия 19 судей, из них пятеро судей освобождены от должности в силу профессиональной непригодности, за истекший период 2012 года освобождены от должности по отрицательным мотивам 11 судей, из которых пятеро судей в силу профессиональной непригодности.

Важное значение придается принятию мер по профилактике и пресечению коррупционных правонарушений в судах. В рамках комплекса проводимых мероприятий по данному вопросу в августе т.г. в Верховном Суде проведено межпленарное заседание с участием председателей и председателей коллегий местных судов, на котором принято решение о создании Судебного Совета по противодействию коррупции под председательством Председателя Верховного Суда в составе председателей надзорных судебных коллегий, председателей областных и приравненных к ним судов, основными задачами которого являются разработка мероприятий по вопросам противодействия коррупции в судебной системе, мониторинг и анализ результатов их реализации. Судебный Совет будет нацелен на формирование в судебной системе нетерпимости к проявлениям коррупции, а также будет осуществлять контроль за ходом выполнения государственных программ по противодействию коррупции.

В свете выработки антикоррупционных мер, а также мер, направленных на повышение качества и открытости правосудия, особую значимость приобретает необходимость широкого распространения информации о деятельности судов, что позволит сделать «прозрачным» движение дел в судах, содержание принимаемых судебных актов. Одним из перспективных направлений в организации данной работы является применение информационных технологий.

За последние годы проведена масштабная работа по технологическому совершенствованию работы судов. Внедрение в судебную практику новых информационных технологий оказалось более чем эффективным. Это и созданная для оперативного извещения участников судебных процессов, ознакомления с вынесенными судебными актами, информирования о движении дела автоматизированная система «Справочник по судебным делам», доступ к которой имеют все желающие через Интернет-ресурсы Верховного Суда и областных судов, а также веб-портал «Электронного правительства Республики Казахстан». Это и продолжающееся оснащение залов судебного заседания системами аудиовидеофиксации, использование которых не только способствует уменьшению нагрузки на судей и секретарей судебного заседания, замечаний на протокол судебного заседания, но и закладывает основу для совершенствования законодательства в сторону упрощения процедуры судопроизводства.

Использованию современных технологий в области подбора, расстановки, оценки и трудовой мотивации кадров при назначении судей также придается большое значение. Создание баз данных и банков данных о кадровом потенциале органов судебной власти дает сегодня весомый результат в прогрессивном движении кадрового обеспечения.

В этом году в рамках работы по совершенствованию системы подготовки и отбора судейских кадров, повышению прозрачности процедур отбора кандидатов в судьи, информатизации судебной системы, создана единая база стажеров кандидатов в судьи.

Введение единого централизованного электронного учета лиц, обратившихся с заявлением о допуске к прохождению стажировки, позволяет вести постоянный мониторинг данных по республике о составе кандидатов в судьи и ходе стажировок, поскольку электронная база содержит все необходимые сведения (анкетные данные кандидата в судьи, дата обращения, сведения о последнем месте работы, принятое по заявлению решение, дату распоряжения, установленный срок стажировки, результаты рассмотрения и т.п.).

Очевидно то, что от суда и судей во многом зависит стабильность в стране, отсюда и требование комплексного решения вопросов, связанных с созданием эффективной кадровой политики в судебной системе. Судебной системой Казахстана сегодня решены задачи, позволившие сделать ее более профессиональной, более открытой и доступной, а главное - эффективно работающей на благо граждан Казахстана, четко обеспечивающей их права и законные интересы. Работу в данном направлении предстоит продолжить.

30 октября 2012, 15:36
Источник, интернет-ресурс: Медиа-корпорации «ЗАҢ» , Прочие

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript