Стабильность, консолидация, независимость

 

Баян ОМАРОВА,

судья Северо-Казахстанского областного суда

 

Приближающийся национальный праздник - День независимости Республики Казахстан является достойным поводом вернуться к истокам становления государственности и осмыслить пройденный за годы суверенности путь.

В первую очередь хочется сказать о тех ценностях, которые являются мерилом цивилизованности и зрелости общества - культуре и духовности.

Именно благодаря духовности мы способны иметь и отстаивать нравственные идеалы, жертвовать собой, любить, проявлять благородство души.

Счастлив тот человек, который пребывает в согласии с собой и в гармонии с окружающим миром. Чтобы достичь этого состояния, человек пришел к пониманию важности вопросов - кто он, для чего он, каково его место в жизни, как найти баланс своего «Я» с окружающим миром.

Такая же проблема стоит и перед обществом (социум, народ, государство). Любое общество - есть система взаимоотношений и взаимосвязей внутри его и вовне. При этом взаимоотношения и взаимосвязи в обществе многообразны: это отношения между материальным и духовным, государственным и частным, между различными национальностями и конфессиями.

 От уровня и качества взаимоотношений всех элементов общества, умения и желания находить общие цели, направления усилий для достижения согласия и мира зависит уровень прогресса в обществе.

В любом обществе должен быть костяк, который бы удерживал его как целостность. В материальном плане ядром общества является самое ценное, основополагающее - территория, народ, государственный язык, государственный суверенитет, экономические ресурсы.

В духовном плане ядром общества является национальная идея.

Не случайно после приобретения государственного суверенитета мы закрепили в Конституции основополагающие принципы деятельности республики, которые отражают суть национальной идеи: общественное согласие и политическую стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм.

Последовательное развитие общества, его адаптация к условиям меняющегося мира обеспечивается введением и формированием новых институтов, к которым можно отнести реформирование политической власти, развитие институтов гражданского общества (самоуправления, НПО), экономических структур, социально-культурной жизни.

В то же время все эти изменения должны укреплять нашу основу, ядро нашей системы, должны учитывать все многообразие и сложность взаимосвязей как внутри системы, так и вовне. А этого можно достичь только путем консолидации - объединением совместных усилий.

И в этом плане много пищи для размышления мне дала книга Президента нашей республики Нурсултана Назарбаева «В потоке истории». Прочитав ее, я испытала чувства, которые трудно передать словами. Это были чувство национальной гордости, любви и непосредственной причастности к судьбе своего отечества, народа, нации, семьи, чувство патриотизма, ответственности…

В книге изложены самые острые вопросы нашего бытия: в чем состоит наша национальная идентичность, какая модель отношений культур современного Казахстана оптимальна, какие скрепы держат наше национальное сознание, как сохранить в стремительно меняющемся мире свое национальное «Я»…

Оптимистический взгляд на будущее нации, на возможность сохранения ее собственного «Я» - не иллюзия. Мы имеем серьезные основания для подобного оптимизма. Казахи - наследники великих цивилизаций - сумели пронести свое национальное «Я» через все исторические вехи. И не только пронести и сохранить, но и приумножить.

В этой книге выделено уникальное средство консолидации казахского кочевого общества, когда немногочисленный народ, рассеянный на огромной территории, тем не менее сохранил национальное единство. Это средство - принцип «жеті ата», когда кланово-жузовое единое тело казахского народа веками органично разрасталось по принципу: все казахи - птенцы одного гнезда, ветви одного дерева, одного корня.

Принцип «жеті ата» как массовый разум народа задавал казахскому народу неустранимую внутреннюю тягу к лучшему, к идеалам предков, у духовному отличию, к истине, вере народа. Зная принадлежность к казахской нации, своих предков до седьмого колена, казахи в любом месте родной земли чувствовали себя членами одной гиперсемьи.

В настоящее время в условиях урбанизированного полиэтнического общества этот принцип не потерял своей актуальности. Однако он не является теперь достаточным и всеобъемлющим. Необходимо учитывать и принимать во внимание интересы других национальностей, искать общие истоки и точки соприкосновения. Именно поэтому возникла потребность в новых формах взаимодействия и консолидации.

 Такой удачной формой взаимодействия является реализованная идея Президента по созданию Ассамблеи народа Казахстана, где представлены все национальности, идет учет национально-этнических интересов. Взаимодействие и согласование интересов всех конфессий демонстрирует проведенный Съезд всех религий. Об открытости нашего общества и готовности сообща решать проблемы свидетельствуют проводимые медиафорумы. Во внешней политике Казахстан участвует в организации и работе таких межгосударственных образований, как СНГ, СВМДА, ШОС, Таможенный союз.

В укреплении стабильности и консолидации общества принимает участие и система правосудия, которая сложилась как самостоятельная ветвь государственной власть лишь в условиях независимого Казахстана. Разрешая конфликты и разногласия, защищая нарушенные права и свободы граждан и организаций, судебная система вносит свой вклад в укрепление правовой культуры общества, формирует правопонимание, утверждает в обществе эталоны правосудия и справедливости.

Обеспечивая в процессуальной форме диалог равных между спорящими, суды, тем не менее, призывают разрешать конфликты и иными способами, которые позволяют сделать акцент не только на правовом аспекте, но и учесть подлинные интересы сторон. Не случайно в положениях Концепций правовой политики 2003 и 2010 годов целью обеспечить доступ к правосудию, защитить права и интересы лиц объединены задачи судов и иных внесудебных органов. Судебная система заинтересована в сотрудничестве и продвижении таких государственных и социальных институтов по урегулированию споров, как третейские суды, медиация, административная юстиция. Потому что все они работают на одно общее дело - погасить конфликт, достичь компромисса, который является правовой основой согласия в обществе.

Задачи предстоит решить немалые - борьба с правовым и духовным нигилизмом, коррупцией, разлагающей основы государственного и общественного строя, необходимо направить в цивилизованное русло разрешение любых вопросов и споров. Эти задачи мы сможем решить сообща, живя в мире и согласии, созидая и укрепляя наш общий дом - Республику Казахстан.

13 декабря 2012, 15:50
Источник, интернет-ресурс: Медиа-корпорации «ЗАҢ» , Прочие

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript