Следствие эмоционального дискомфорта

 

А. САМЕТОВА,

гл. специалист

Специализированного межрайонного

суда по делам несовершеннолетних

Западно-Казахстанской области

 

Расследование преступлений, совершенных подростками, имеет значительные особенности, которые обусловлены психологией несовершеннолетних, степенью их развития, способностью реально оценивать происходящие события и т. п.

В силу недостаточного жизненного опыта, повышенной внушаемости подросток не способен в полной мере осознавать значительность совершаемых преступлений.

Нередко подростки совершают те или иные противоправные деяния (мелкие кражи, хулиганство) на почве озорства, не понимая до конца значения и последствий своих действий. Поэтому к задержанию, аресту несовершеннолетнего, привлечению его к уголовной ответственности надо подходить осторожно, тщательно выяснять мотивы совершенного им правонарушения, отличать озорство и шалость от преднамеренного преступления. Неоправданный арест или предание подростка суду могут пагубно повлиять на дальнейшее его воспитание. Необходимо исключить факты привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних, которые совершили действия, лишь формально подпадающие под признаки преступления, но в силу малозначительности не представляющие общественной опасности. Главная задача нашего законодательства состоит в том, чтобы на основе глубокого выяснения личности подростка, его окружения, обстоятельств правонарушения определить пути его исправления, как правило, без применения мер уголовного наказания.

Борьба с преступностью несовершеннолетних требует особенно четкой организации труда. Здесь недопустимы не только малейшие отступления от закона, минимальные отклонения от его прямых предписаний; здесь непростительны, как ни в каком другом деле, даже малейшие педагогические или психологические ошибки, бестактность.

Подростковый возраст - трудный период психического развития, труден он в первую очередь для самого подростка. Действительно, в возрасте 10-16 лет организм ребенка претерпевает качественные изменения, в этот период происходит перестройка всей физиологической системы. Подростку свойственны быстрая утомляемость и другие осложнения, снижающие внимание, самоконтроль, скорость и адекватность реагирования на педагогические воздействия. Такие перемены в организме подростка как раз и становятся причиной раздражительности и неуравновешенности или проявляются в виде депрессивного состояния, вялости, апатии.

Причиной многих преступлений среди несовершеннолетних выступает воспитание, которое обусловливает в большинстве случаев искаженное формирование личности и последующий переход несовершеннолетних на преступный путь. Именно в семье детям прививаются правила поведения. Весь дальнейший процесс становления личности основывается на нравственных устоях, заложенных в характере человека семьей. Практически все специалисты (социологи, психологи, педагоги) так или иначе касаются проблем семьи как социального института семейного воспитания.

Если говорить о составе и структуре семьи, то чаще всего совершают правонарушения дети из неполной семьи и дети, оставшиеся без попечения родителей. Отсутствие в семье одного из ее членов - отца или матери, а то и обоих родителей - обстоятельство, откладывающее серьезный отпечаток на сознание и характер подростка. Но в то же время сам по себе факт воспитания ребенка в неполной семье не может и не должен рассматриваться как фатально неизбежное криминогенное обстоятельство.

Еще одним из ключевых моментов является нравственная атмосфера в семье. Нравственная обстановка в решающей степени определяется характером взаимоотношений между членами семьи, прежде всего отношениями между взрослыми ее членами и подрастающим поколением. Хуже всего, когда ребенок ощущает себя чужим и беспомощным в семейном окружении, тем более, когда понимает, что это окружение ему просто враждебно. Такая тенденция опасна тем, что в трудных жизненных ситуациях подростки могут обратиться за помощью «к улице». Но, пожалуй, крайней стадией семейного неблагополучия, перечеркивающей саму возможность нормального нравственного формирования личности ребенка, подростка в семейной среде, является прямая агрессивность родителей по отношению к нему. Лишенные в морально неблагополучной семье эмоционального комфорта подростки прямиком попадают под влияние улицы. Здесь-то они и получают то, чего не получили ни в школе, ни в семье: удовлетворение потребностей в общении и самоутверждении, зачастую активно осваивая антиобщественные установки. Одну из основных ролей в воспитании и формировании личности наряду с семьей играет школа, функции которой заключаются не только в том, чтобы дать полный багаж знаний, но и в создании у ребенка морально-нравственных устоев. На самом деле вся воспитательная работа в школе сводится к занесению в дневник замечаний относительно поведения. Сейчас в большинстве учебных заведений практически не ведется работа по воспитанию учащихся, а она особенно нужна тем, кто нуждается в индивидуальном подходе.

13 декабря 2012, 16:43
Источник, интернет-ресурс: Медиа-корпорации «ЗАҢ» , Прочие

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript