От укрепления законности до полной независимости

 

Мирамбек НАГАШЫБАЕВ,

председатель апелляционной

коллегии по уголовным делам

Западно-Казахстанского

областного суда

 

История нашей государственности на современном этапе начинается с того момента, когда Глава государства, будучи еще председателем Верховного Совета Казахской ССР, исходя из стремления многонационального народа республики к построению демократического, независимого, миролюбивого, правового государства, основанного на принципах самоопределения, незыблемости прав и свобод человека, политическом, экономическом и идеологическом многообразии общества, подписывал 10 декабря 1991 года Закон «Об изменении наименования Казахской Советской Социалистической Республики», которым КазССР переименована в Республику Казахстан. Тем же Законом обязывалось внести соответствующие изменения в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР и Декларацию о государственном суверенитете Казахской ССР, законы и иные акты государственных органов Казахской ССР.

В последующие годы, в 1992-1994 гг., Президент страны подписывает ряд очень значимых и необходимых стране законодательных актов.

На основе Конституции РК 1995 года создано новое конституционное право, в соответствии с которым прочно утвердилась президентская форма правления, наиболее приемлемая для нашего государства. Произошло разделение единой государственной власти на три ветви. Все более плодотворно функционирует постоянно действующий двухпалатный Парламент. Приняты меры по укреплению и совершенствованию исполнительной власти. Создана единая судебная система, обеспечена независимость судей. Важной составной частью судебно-правовой реформы явилась реорганизация судов и системы правоохранительных органов, направленная на повышение эффективности их правозащитной деятельности.

Введен порядок пожизненного назначения судей, в формировании судейского корпуса участвуют все ветви власти и судейское сообщество, реализованы меры, повышающие статус и уровень обеспеченности судей.

Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» выдвинул перед судебной системой задачу дальнейшего совершенствования органов правосудия, прежде всего на уровне районного (городского) суда.

Упор именно на это звено судебной системы обусловлен тем, что основное количество всех рассматриваемых дел подсудно районным судам, в которых проходит первое знакомство граждан и юридических лиц с отправлением правосудия.

Судьи районных судов находятся в непосредственном контакте с населением. Моральный и профессиональный облик судьи играет здесь особую роль и предполагает постоянный общественный контроль за соблюдением ими этических норм.

Важнейшим направлением развития судебной власти остается дальнейшее укрепление независимости судей. В настоящее время вопросы независимости судей от исполнительной власти, гарантии несменяемости судей, иммунитета на законодательном уровне в основном решены. Главной становится задача утверждения их реальной независимости, в первую очередь путем создания необходимых социальных гарантий.

Важной проблемой остается разработка эффективных мер защиты судей, свидетелей и потерпевших от угроз со стороны преступных сообществ.

В целях дальнейшего совершенствования судебной системы рассмотрен и решен вопрос развития института экономических, административных, ювенальных (по делам несовершеннолетних) и других специализированных судов.

Важным звеном правовой политики и механизма ее реализации являются подготовка и обучение кадров судейского корпуса, меры по повышению образовательного и профессионального мастерства судей.

Находится на стадии кардинального реформирования и совершенствования система и организация работы исполнительного производства. Важным аспектом в этом направлении стало создание структурных подразделений Министерства юстиции Республики Казахстан на уровне районного звена, на которые возложены обязанности по исполнению судебных решений, определений и постановлений по гражданским делам, приговоров и постановлений по уголовным делам в части имущественных взысканий, а также исполнение в предусмотренных законом случаях, решений и постановлений иных органов, разрешение обращений граждан и юридических лиц по вопросам исполнительного производства.

Законодательно расширено применение процессуального судебного контроля за исполнением судебных решений.

Сейчас, в соответствии с поручениями Главы государства в русле осуществляемых в Казахстане демократических преобразований, повсеместного утверждения признания прав человека в качестве высшей ценности, адекватно современным угрозам и вызовам разрабатываются новые редакции Уголовного, Уголовно-процессуального, Уголовно-исполнительного кодексов, Кодекса об административных правонарушениях и других законодательных актов. Думается, в проектах будут учтены рекомендации международных правозащитных структур и международные обязательства страны.

Все эти преобразования и новшества в законодательной среде были осуществлены за годы независимости нашей страны. В Казахстане за все время независимости реализуется продуманная, целостная стратегия реформирования экономики и политической системы. Именно в Казахстане создана уникальная модель по культивированию юридических, политических и управленческих новелл Запада на цивилизованной почве Востока. С самого момента обретения Казахстаном государственной независимости Первый Президент Нурсултан Назарбаев поставил перед страной трудную, но посильную задачу «строительства сильного суверенного государства с социально ориентированной рыночной экономикой». И благодаря своему национальному Лидеру Казахстан в короткие исторические сроки такое государство практически построил.

14 декабря 2012, 12:07
Источник, интернет-ресурс: Медиа-корпорации «ЗАҢ» , Прочие

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript