Горячие новости
Читайте также

Андрей Эшпай открыл свою мастерскую в Алматы

Фото : 7 февраля 2013, 12:00

Один из самых именитых и уважаемых кинорежиссеров России Андрей Эшпай в прошлом году возглавил высшие курсы Казахской национальной академии искусств им. Т. Жургенова и набрал к себе в мастерскую в Казахстане учеников.

О том, как ему удается вести активную творческую деятельность в России и преподавать в Алматы, он рассказал читателям «ЛИТЕР-Недели».

ЛИТЕР-Неделя: Андрей Андреевич, вы известный и чрезвычайно востребованный режиссер, что заставило вас жить на два города - Москву и Алматы?

А.Э.: Сегодня в нашем современном мире и нашей профессии это явление не столь редкое и необычное, и когда мой друг Сергей Азимов на международном кинофестивале «Киношок» в Анапе рассказал мне, что в Алматы на базе Академии искусств им. Жургенова создан проект подобия знаменитых Высших режиссерских курсов Госкино СССР и уже набран первый курс во главе с именитыми мастерами кинематографа и педагогами Ираклием Квирикадзе и Евгением Гинзбургом, меня это заинтересовало, потому что колыбель обучения любой национальной кинематографии должна раскачиваться на родной благодатной культурной почве. Тем более что в условиях суверенности бывших братских республик, привлекая выдающихся мастеров, имеющих огромный опыт, не только сохраняется общее кинематографическое пространство, но и происходит, на наш взгляд, симбиоз и проникновение разных культур и национальных киношкол. Именно тогда я для себя отметил, что казахи опережают время, которое может дать блестящие результаты. Ведь гораздо эффективнее мне представляется, когда мастер за один учебный год трижды или четырежды на неделю или десять дней приезжает и интенсивно, максимально сконцентрированно проводит лекции и мастер-классы с теми, кого он сам тщательно отобрал. При сегодняшнем уровне коммуникации и обмена информацией - Интернет, видеоконференции - можно находиться в постоянном творческом контакте не только с мастерской, но и с каждым конкретным учеником. И тогда не нужно ребят срывать с насиженных мест, я уже не говорю о том, что государству это обходится гораздо дешевле. И когда мне поступило предложение возглавить мастерскую, я это воспринял с большим интересом. Главная проблема - время, которого всегда не хватает. Хочу признаться, что преподавательская деятельность очень важна для меня - это как бы дорога со встречным движением, я не только отдаю, но и получаю иногда гораздо больше.

ЛИТЕР-Неделя: Возглавив в прошлом году высшие курсы, насколько ваши ожидания оправдались прежде всего в отношении интеллектуального и образовательного уровня отобранных «счастливчиков». Ведь высшие курсы - это и глубокое знание жизни, и способности, дарованные свыше.

А.Э.: Конечно, состав был «неоднородным», так же, как и везде. Но в целом хочу сказать сразу, при всей полярности уровня знаний поступающих, в целом меня, признаюсь, приятно удивил общий высокий уровень тех, кого мы отобрали. Они во многом превосходят своих сверстников из России, при яркой национальной самобытности некоторых из них. Понимая свою крайнюю ответственность за судьбы своих молодых будущих коллег, я пригласил на отборочные экзамены и на преподавание Владимира Фенченко, которого считаю педагогом от бога. Он имеет совместный опыт преподавания с К. Шахназаровым, К. Хотиненко и др. Сегодня я могу сказать о том, что высшие курсы как прецедент, которого не было на постсоветском пространстве, себя уже реально оправдывают. А опасения, что мы не можем присутствовать в Алматы на постоянной основе, компенсируются тем, что я даю задания, регулярно их проверяю, корректирую, к тому же приезжают мои помощники, доценты ВГИКа, да и в самой академии достаточно сильный преподавательский состав, на который можно опираться. Поэтому ни я, ни обучающиеся не ощущаем нашей отдаленности и разобщенности.

ЛИТЕР-Неделя: А не получится ли, скажем, какое-либо разочарование в ваших восхитительных тонах?

А.Э.: В профессии кинорежиссера заранее всегда сложно и опасно делать прогнозы, слишком непредсказуема эта профессия, она связана с таким огромным количеством объективных факторов, что порой отдельная личность не в состоянии преодолеть эти барьеры. Но при этом я могу сказать, что у меня в группе есть замечательные ребята, такие как Байтукенов Тулеген, Жилисбаев Талгат, Мукашева Инна, Митнев Антон и другие. Должен заметить, что во всяком случае недостатка в талантливых, пытливых умах и пылких сердцах не ощутил. А это самое главное, что требуется в нашей профессии.

Профессия режиссера, сценариста, оператора требует жизненного опыта, мудрости, сформированного мировоззрения, которых нет у вчерашних выпускников школ. Профессиональные учебные программы высших курсов направлены на подготовку высококвалифицированных кадров и позволяют приобрести навыки практической творческой (постановочной) работы. Конечным результатом обучения на высших курсах является защита творческой работы (фильма). Так что перспективы есть, планы долгосрочные, будем работать.

ЛИТЕР-Неделя: В последнее время звучит критика по поводу сдачи иностранного языка во время вступительных экзаменов в магистратуру, в частности на высшие курсы. Кроме того, часто звучит критика в адрес необъективности при приеме в творческие вузы.

А.Э.: Вы знаете, раз есть правила поступления в вуз, утвержденные уполномоченным органом, то, конечно, надо их соблюдать. Однако я думаю, что для специальностей искусства важным является проведение творческих экзаменов, по которым бы производился отбор талантливых молодых соискателей. Не каждая творческая личность раскрывается сразу, Бернард Шоу начал писать пьесы в 60 лет, поэтому нужно иметь большое терпение. Ошибок при выборе чаще всего не бывает, за редким исключением, когда человек ошибается сам в себе при выборе своей жизненной стези. Надо сказать, что за творческие экзамены отвечают руководители мастерских.

ЛИТЕР-Неделя: Достаточно часто идут разговоры, что студентам не хватает средств для съемок учебных и дипломных работ. Что вы думаете по этому поводу?

А.Э.: Поскольку у вас высшие курсы обеспечиваются дипломом государственного образца, конечно, должно быть и соответствующее финансирование. Кинематограф, пожалуй, самый трудоемкий и затратный вид искусства, и, конечно, снять хороший фильм на стипендию и деньги родителей практически невозможно. Поэтому и моя работа как преподавателя зависит от этой прозы жизни. Во ВГИКе еще с советских времен выделяются бюджетные средства на выполнение дипломных работ, эта традиция выделения полноценного бюджета на каждого студента сохраняется и по сей день. Моя задача - помочь внедрить эту практику и в Казахстане.

ЛИТЕР-Неделя: Сам ВГИК - это уникальное явление, где собрались представители разных стран и континентов, культур и мировоззрений.

В нашей академии обучаются, за редким исключением, в основном казахстанцы. У вас нет ощущения сужения информационных горизонтов?

А.Э.: Но в академии существует программа академической мобильности, и, насколько я знаю, магистранты высших курсов в течение семестра уже отучились в Нью-Йоркской киноакадемии и практику проходили на студиях Голливуда, а также проходили стажировку во ВГИКе и других местах. Дай бог каждому такое… Было бы замечательно, если бы весь мой курс мог проучиться в течение семестра во ВГИКе.

ЛИТЕР-Неделя: Как вы считаете, практикующему режиссеру важно ли знание теории искусства?

А.Э.: Вообще, меня восхищает Казахстан. Обладает амбицией быть «впереди планеты всей». Да, хорошо, что напомнили, я знаю, что в академии действует докторантура PhD в области искусства, чего нет еще и в России. Кинорежиссура - один самых сложных видов искусства, и кинорежиссер должен обладать широчайшими знаниями практически во всех областях человеческой деятельности, не говоря про вопросы искусства. Конечно, не все режиссеры могут претендовать на докторскую степень, но режиссуру двигали такие исследователи, как Сергей Эйзенштейн, Сергей Герасимов, Михаил Ромм, и на их трудах базируется преподавание кинорежиссуры. В этой связи я был бы несказанно горд, если бы кто-то из моего курса получил в будущем докторскую степень.

ЛИТЕР-Неделя: Алма-Ата сыграла в свое время немаловажную роль в кинематографе, когда во время войны сюда были эвакуированы киностудии «Мосфильм» и «Ленфильм». Здесь снимался знаменитый «Иван Грозный» С. Эйзенштейна. Связи казахстанского кинематографа с Россией вроде бы никогда не обрывались. А почему сейчас так мало встречного движения? В киноиндустрии Казахстана работало и работает более сотни профессионалов, окончивших ВГИК. Этот студенческий дух свободы и творчества и сегодня помогает казахстанскому кинематографу успешно развиваться. Несмотря на все трудности переходного периода и финансовых кризисов, в настоящее время фильмы выходят на экраны.

А.Э.: Связь Казахстана с Россией - это реальность, которая была, есть и будет. Мы очень похожи - мы свободолюбивы, мы умеем работать, мы мобилизуем все свои внутренние силы в трудные времена. И мы всегда побеждаем! В этом отношении взаимодействие Академии Жургенова и ВГИКа наверняка приведет к хорошим результатам. Ощущаю, что традиционное казахское гостеприимство распространяется и на деловую сферу. При решении любых творческих вопросов мы всегда находим поддержку и в руководстве академии. Кстати, руководитель академии сам музыкант и восторженно отзывается о моем отце, и, конечно, мне это очень приятно.

Мне симпатизирует международный фестиваль студенческих фильмов «Бастау», на котором произошло еще одно, на мой взгляд, событие особой важности - подписание Меморандума об открытии Международной ассоциации ведущих киношкол. Меморандум подписали ректоры ведущих в мировом масштабе творческих высших учебных заведений, а также руководители известных центров современного кино, таких как Нью-Йоркская киноакадемия, ВГИК им. С. Герасимова и др. И, как мне сказали, список расширяется.

ЛИТЕР-Неделя: Андрей Андреевич, мы знаем вас как успешного кинорежиссера, снявшего множество фильмов, среди них и такие многосерийные фильмы, как «Дети Арбата», «Иван Грозный», которые благодаря показу по телевидению стали известными широкой аудитории. Какие ваши дальнейшие творческие планы?

А.Э.: Недавно завершил картину по А. И. Куприну «Впотьмах» и пока не хотел бы раскрывать планы на будущее.

Гульсум ЖУНУСОВА, Алматы


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии