У казахстанских банков нет денег — депутат Гульжана Карагусова

У казахстанских банков нет денег. Такое мнение на первом заседании дискуссионного клуба «Атамекен Форум» на тему «Почему нам нужно концептуально новая система денежно-кредитной политики?» высказала председатель Комитета по финансам и бюджету Мажилиса парламента РК Гульжана Карагусова, передает BNews.kz.

«Я хочу сказать, что, раньше, несмотря на то, что 70% выдаваемых кредитов, а может быть, иногда даже больше, банки отдавали торговле и инфраструктуре, и заемные деньги, которыми пользовались банки для выдачи кредитов — это, в своей основе, небольшая доля наших депозитов, а остальное — это заемные деньги, которые они брали под низкие проценты за рубежом. Внутри, у нас в Казахстане, денег, которые отечественные банки могли бы аккумулировать и давать кредиты — их-то, по сути, у банковских учреждений, нет. Это вопрос, который нужно решать. Для внутренних решений в некоторых системах эти деньги дает центральный банк», — поделилась Гульжана Карагусова.

Очевидно, депутат, гиперболизируя ситуацию, имела в виду такой классический инструмент в практике центральных банков, которым является политика учетной ставки, т.е. установление ставки процента за кредиты, которые центральный банк предоставляет коммерческим банкам. За получение этих кредитов коммерческие банки должны платить. Коммерческие банки предоставляют центробанку платежные обязательства - векселя. Это могут быть как собственные векселя банков, так и обязательства третьих лиц, имеющиеся в банках. Центральный банк покупает, учитывает эти векселя, удерживая при этом определенный процент в свою пользу.

Например, Федеральная резервная система в США не позволяет банкам злоупотреблять возможностью получения столь дешевых денег. Ресурсы ФРС предоставляются коммерческому банку лишь после тщательной экспертизы, выявляющей истинные мотивы обращения банка в центральный финансовый орган. Но даже в случае выдачи кредита Федеральный резерв устанавливает специальный контроль за деятельностью банка, чтобы выявить и проанализировать причины его неудач. Необходимо отметить, что суммарная помощь Федерального резерва банковской системе обычно не превышает в любой момент времени двух миллиардов долларов, что составляет ничтожную долю денежной массы США.

После принятия Акта о либерализации депозитных институтов и денежном контроле в 1980 году все депозитные институты получили возможность доступа к подобному «дисконтному окну» ФРС. Частные лица, товарищества (партнерства) и корпорации также могут пользоваться дисконтным окном для получения ссуд при «необычных безотлагательных обстоятельствах». В самом деле, именно дисконтное окно позволяет ФРС считаться национальным кредитором последней инстанции. Таким образом, дисконтное окно добавляет стабильности финансовой системе, особенно в кризисные периоды.

Акт о федеральном резерве от 1913 года требует, чтобы все ссуды, выданные через дисконтное окно, были обеспечены. На практике в качестве обеспечения используются ценные бумаги правительства США. Процент, взимаемый по кредитам, выданным через дисконтное окно, называется учетной ставкой. Эта ставка устанавливается советами директоров региональных резервных банков каждые 14 дней, но должна быть утверждена Советом управляющих. Хотя теоретически каждый округ ФРС может иметь различные учетные ставки, на практике эта ставка едина для всех 12 округов, так как экономика США в целом очень сильно интегрирована. Учетная ставка изменяется нечасто. Так, за десятилетие 1980-х годов, например, эта ставка менялась всего 28 раз с интервалами между каждым изменением от 2 недель до 20 месяцев. Исторически минимальная ставка составляла 0,5% в период между 1942 и 1946 годами; максимальная ставка 14% действовала с мая по ноябрь 1981 года.

Между тем, как поясняется на портале «Мировая экономика, финансы и инвестиции», в настоящее время термин «учетная ставка» не совсем корректен. Сегодня выдаваемые ФРС ссуды накапливают процент, который уплачивается при погашении. Однако до 1971 года ФРС выдавала ссуды на основе дисконта, то есть процент по ссуде вычитался в момент её предоставления. Термин «дисконтное окно» возник из-за того, что в прошлом для получения ссуды банки должны были приносить ценные бумаги, служащие обеспечением, и передавать их через окошко кассира. Иногда ФРС повышает ставку на 2-4%, особенно для крупных депозитных институтов, которые пользуются дисконтным окном слишком часто. Цель этого повышения - свести к минимуму злоупотребления. В самом деле, дисконтное окно воспринимается как крайняя мера, к которой учреждение может прибегать при отсутствии других возможностей выполнить свои обязательства. Другими словами, ФРС рассматривает пользование дисконтным окном как привилегию, а не как право.

Ссуды, выданные через дисконтное окно, обычно имеют форму корректировочных кредитов (adjustment credit), то есть кредитов, выданных на цели покрытия краткосрочного дефицита резервов. ФРС также предоставляет сезонные кредиты небольшим учреждениям, чтобы помочь им справиться с сезонными колебаниями в притоке или оттоке средств. Сезонные кредиты недоступны учреждениям с объемом средств на депозитах, превышающим 500 млн. долл., так как, по мнению ФРС, такие учреждения способны покрыть свои потребности с помощью денежного рынка. Названные две формы ссуд независимы друг от друга, то есть наличие сезонной ссуды не влияет на возможность привлечения депозитным институтом корректировочного кредита.

Изменения учетной ставки влияют на стоимость привлечения депозитными институтами резервов для поддержки роста депозитов. Так как изменения учетной ставки влияют на поведение депозитных институтов, она является важным инструментом осуществления денежно-кредитной политики.

Айгерим ТУКУШЕВА


7 февраля 2013, 15:32
Источник, интернет-ресурс: ИА BNews.kz

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript