Горячие новости
Читайте также

Роман Кочканян: «Это избавит Алматы от смога»

Фото : 11 февраля 2013, 09:06

Ученые всех стран только и бьются над тем, чтобы придумать сверхэкологичный двигатель. И недавно казахстанские Кулибины разработали собственный «движок», который очистит наши города от смога, передает «Городской портал Алматы».

О том, как заставить «автомобильное сердце» меньше загрязнять природу, рассказывает кандидат технических наук, доцент — Роман Кочканян.

— Роман Арминатович, что за чудо-двигатель вы разработали?

— Более ста лет назад изобрели четырёхтактный двигатель внутреннего сгорания. С тех пор, даже самые безумные идеи от гибрида до «движка» на воде были озвучены учеными. Но все гениальное, как говорится, просто. Наш двигатель работает за счет одновременного открытия двух клапанов: на всасывание и выхлоп. Тогда как в классическом поршневом двигателе они работают поочередно. Уникальный новый двигатель неприхотлив. Он может работать на любом топливе: с помощью газа, бензина или дизеля.

— И сколько времени вы потратили на разработку «движка»?

— Чтобы это чудо-изобретение заработало, нам потребовалось 30 лет. Секрет в том, что нам удалось конструктивно изменить газораспределительный механизм и коллектор. Изначально мы хотели сделать двигатель экономичным, а получилось изобретение еще и экологически чистым. Однако проблема в том, что это новшество до сих пор не испытали, пробы проходили только в лаборатории.

— А что за лаборатории?

— Ну как лаборатории… Наш цех — это мастерские Казахского агротехнического университета им. Сейфуллина. Там нет сверхкомпьютеров и навороченных приборов, как в голливудских фильмах. Только обычные чумазые станки, залитые машинным маслом. Причем мы собственноручно вытачиваем на них многие детали и механизмы.

— Сейчас в ученом сообществе очень много говорят о переходе на альтернативные источники топлива, в том числе на метан и биотопливо. Вы работаете в этом направлении?

Роман Кочканян: «Это избавит Алматы от смога»

— Наши разработки позволяют одновременно использовать несколько видов горючего. Причем можно даже варьировать с разными состояниями вещества. Например, возьмем газ и дизель. С ними можно работать, используя переменную степень сжатия. Военные давно такие многотопливные двигатели используют. Мы считаем, что в этом новизны нет, просто предлагаемые нами конструктивные решения гораздо проще изготовить: берем стандартный двигатель и на 5-7 процентов видоизменяем его конструкцию. Ставим в него свой распределительный вал и коллектор — все, готово! И я могу с уверенностью заявить, что это изобретение по экономичности на уровне мировых достижений. И если его использовать, то выхлопы будут менее токсичны, а значит, и смога станет меньше. Так что, это изобретение вполне может избавить Алматы от смога. А если и не избавит, то существенно снизит его концентрацию…

— А можете конкретнее сказать, насколько токсичных выбросов станет меньше?

— Снижение выбросов вредных веществ в атмосферу составит 30%, а экономия топлива — 15%. Мы уже запатентовали изобретение, однако появится оно в массовой продаже не скоро. Впрочем, детали уже изготовлены, главное, провести сравнительные испытания на прототипе. Но проблема в том, что Казахстан не имеет своих моторостроительных заводов, только сборочные. Надо организовать контракты с такими предприятиями и предложить им новые технические решения.

— Неужели у вашего изобретения нет аналогов в мире?

— Европейские ученые над такой конструкцией давно бьются, но все безрезультатно. А вот нам удалось. Более того, мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Ведь впереди тестирование прототипа, а значит, новые идеи и мечты.

Корреспондент Олег Болдырев


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии