Казахстан в мировом рейтинге налогообложения: цель - сохранить лидерство

Несмотря на то, что в Казахстане работа по упрощению документооборота для предпринимателей ведется на протяжении нескольких лет, этот год не станет исключением. Фискальные органы намерены внести новые поправки в законы, чтобы снизить время, необходимое налогоплательщикам для выполнения своих налоговых обязательств. Одновременно с этим в стране проводится ревизия всех действующих налоговых льгот на предмет их эффективности, передает BNews.kz.

Ежегодно Всемирный Банк проводит оценку состояния бизнес климата в 183 странах по 11-ти индикаторам рейтинга «DoingBusiness» (рейтинг, определяющий легкость ведения бизнеса). По индикатору «Налогообложение» в рейтинге Всемирного банка «DoingBusiness 2011» Казахстан поднялся на 14 позиций по сравнению с предыдущим годом и занял 39 место среди 183 стран. Уже на тот период это было самое высокое место среди стран СНГ.

Через год наша страна поднялась сразу до 13 позиции (резко поднявшись на 26 (!) ступенек). Тогда основным фактором, повлиявшим на улучшение позиций, стал эффект от введения нового Налогового кодекса, что позволило улучшить составные индикатора «Налогообложение». Так, общая налоговая ставка (в процентах прибыли) в Казахстане одна из самых низких среди 183 стран мира - 28,6 % (тогда как, например, в странах Европы и Центральной Азии - 40,4%), количество выплат составило 7 платежей (37 выплат), а время, необходимое налогоплательщикам для выполнения своих обязательств - 188 часов (302 часа).

По итогам «Doing Business-2013», озвученным международными экспертами в конце прошлого года, наша страна немного потеряла в рейтинге, став 17-ым государством в мире по легкости работы с фискальными органами (уступив на 4 позиции), хотя при этом показатели по общей налоговой ставке, количеству выплат и времени, необходимого налогоплательщикам для выполнения своих обязательств, остались на уровне предыдущего года.

Падение в мировом рейтинге заставило фискальные органы нашей страны задуматься о том, чтобы сохранять лидерские позиции в этом направлении, не уступая другим странам мира, проводящим реформы в этом направлении.

Как сообщил в ходе недавней коллегии Министерства финансов глава ведомства Болат Жамишев, в 2011 году в Казахстане было проведено сокращение налоговой отчетности на 30 процентов, в 2012 году - еще на 30 процентов.

К примеру, с прошлого года объем налоговой отчетности в стране был сокращен с 751 страницы до 274 страниц, что позволило сократить время составления документа в 2,5 раза. Для сравнения, в 2008 году юридические лица должны были сдавать 1320 страниц налоговой отчетности.

Этому способствовало подписание Главой государства в июле 2011 года Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам налогообложения».

В этом документе регламентирован порядок регистрации нерезидентов, уточнен порядок налогообложения отдельных видов доходов иностранцев. Этот закон также более детально расписывает порядок возврата нерезиденту подоходного налога, удержанного Казахстаном, а также порядок проведения процедуры взаимного согласования спорных вопросов с компетентными органами иностранных государств.

Приведение законов в соответствие с международными нормами, упрощение отчетности и оживление экономики после мирового финансового кризиса привели к тому, что налоговые поступления в бюджет страны в 2011 году увеличились на 47 процентов по сравнению с показателем 2010 года. В апреле 2011 года впервые в истории сумма собранных налогов превысила показатель в один биллион тенге (один биллион 261 миллиард тенге). Для сравнения: за аналогичный период 2010 года бюджет страны пополнился на 858 миллиардов тенге.

Если же говорить об итогах 2012 года, то план по доходам в компетенции налогового комитета в целом по государственному бюджету был исполнен на 102,1 процента, или сверх плана было обеспечено поступление в 60,2 миллиарда тенге. За 2012 год налоговыми органами было доначислено налогов, платежей и пени в сумме 297,1 миллиарда тенге.

По словам председателя налогового комитета Минфина Ануара Джумадильдаева, несмотря на сокращение объемов документов, которые требуются от казахстанских предпринимателей, имеются проблемы, связанные с неэффективным управлением органов налоговой службы и чрезмерной зарегулированностью налоговых бизнес-процессов. Главный налоговик страны убежден, что в нашей стране для улучшения позиций в мировом рейтинге необходимо снизить время, требуемое для исполнения налоговых обязательств.

«В 2012 году нами создана рабочая группа, которая описала в виде блок-схем процесс привлечения к административной ответственности налогоплательщиков. Результаты показали, что на первый взгляд простой процесс, урегулированный законодательно, имеет десятки подпроцессов и по времени очень продолжителен. Мы вышли с инициативой упрощения процедур, Правительство и депутаты поддержали предложения. С первого января 2013 года уже действуют поправки, в частности: из субъекта административной ответственности исключены должностные лица; в качестве меры взыскания внедрено «предупреждение» вместо налагаемого штрафа; при согласии налогоплательщика им может быть оплачен штраф без составления протокола», - отметил глава налогового комитета в ходе коллегии Минфина.

Он добавил, что в целях принятия системных мер в структуре налогового комитета создано отдельное подразделение по моделированию бизнес-процессов, утверждена концепция, проведено обучение сотрудников, разложены 12 мега-процессов, состоящие из 500 подпроцессов.

«К примеру, процедура автоматизированного камерального контроля очень сложна. Она состоит из более десятка процессов и по времени очень длительна. Она составляет более 30 рабочих дней. В случае предоставления налогоплательщиком нескольких корректировок проверка проводится по каждой, что делает данный процесс очень трудоемким и затратным. На данный момент рассматриваются модели, «как должно быть». Один из вариантов полностью меняет подход к камеральному контролю. Смещая акцент с обязательности исполнения к уведомительному характеру, то есть рассматривая его как услугу, налоговый орган в более упрощенной форме извещает налогоплательщика об ошибках. А в случае не реагирования налогоплательщиком на извещение налоговые органы не будут «гоняться» за ним, а использовать данную информацию в общей системе управления рисками для последующего контроля», - проинформировал Ануар Джумадильдаев.

Кроме того, в настоящее время есть ряд проблем в части налоговой апелляции. В Казахстане назрела необходимость создания досудебного органа, независимого от налоговых органов. Кроме того, нужно решить проблему высоких процентов спорных доначислений по актам проверок. Необходимо также создать базу по официальным позициям налоговых органов по спорным вопросам налогового законодательства. Для этого фискальными службами совместно с бизнес-сообществом ведется совместная работа, прорабатываются вопросы с международными консультантами. К первому июля этого года налоговый комитет намерен выработать согласованные предложения по совершенствованию процесса обжалования.

По-прежнему большая работа ведется в части упрощения документооборота и расширения функций портала электронного правительства (www.egov.kz). В прошлом году 85 процентов налоговой отчетности было представлено в электронном виде. В настоящее время в информационных системах налоговых органов реализован широкий спектр услуг, но есть и проблемы, связанные с загруженностью серверов в отчетный период. Есть и недоработки при использовании электронных цифровых ключей.

В этом году будет введен ив эксплуатацию резервный серверный центр в поселке Акколь Акмолинской области, что позволит снизить нагрузку и перераспределить мощность на пиковые периоды.

Параллельно с этим в настоящее время фискальный орган, по поручению Главы государства, проводит ревизию всех действующих налоговых льгот на предмет их эффективности. По предварительному анализу, имеется 281 налоговая льгота, из которых 163 нестандартные, их и предстоит рассмотреть наиболее тщательно. Министр финансов в ходе недавней коллегии своего ведомства поручил налоговому органу завершить эту работу до первого мая текущего года.

По словам Премьер-министра страны Серика Ахметова, основной задачей налоговой политики в 2013 году «должно стать повышение эффективности налоговых льгот в целях стимулирования приоритетных секторов экономики и инноваций».

В целом, как показывают исследования социологов, примерно 80 процентов налогоплательщиков готовы платить налоги добровольно, а если и не уплачивают, то из-за незнания законодательства, и только 20 процентов налогоплательщиков сознательно уклоняются от уплаты налогов. Чтобы выводить таких нерадивых предпринимателей (и коррумпированных чиновников) «на чистую воду», в стране вводится всеобщее декларирование.

Законопроект, регламентирующий данный процесс, будет подготовлен Министерством финансов уже в первой половине 2013 года. «Эта работа сейчас ведется, концептуально, в целом, подходы отработаны и это еще одно очень важнейшее направление, которым мы сейчас занимаемся», - сообщил министр финансов в ходе коллегии министерства. Сам процесс по введению всеобщего декларирования в Казахстане планируется внедрить уже в 2017 году.

Айжан Бектасова


12 февраля 2013, 09:47
Источник, интернет-ресурс: ИА BNews.kz

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript