Дорога - символ жизни? запрет на «агрессивную езду»

 

Дина АМИРОВА

 

Дорога, как правило, является символом жизни. Однако количество ДТП в нашей стране заставляет в этом усомниться.

…В Алматы внедорожник «Лексус» на полном ходу на красный сигнал светофора протаранил «Ниссан». Из салона искореженного авто людей вытаскивали с помощью гидравлических ножниц. Погибла мать двоих несовершеннолетних детей, выжившие до сих пор находятся в реанимации. Следствие по данному делу продолжается.

…В Алматы произошла авария с участием 11 автомобилей. По словам очевидцев, автомобиль Subaru врезался в Mitsubishi Montero, задевший еще два транспортных средства. Помимо этого участники дорожно-транспортного происшествия повредили еще семь автомобилей, припаркованных вдоль обочины. Ранее в Алматы на Восточной объездной дороге столкнулось 11 автомашин. Как утверждают опрошенные участники ДТП из-за сложных погодных условий и обледенения трассы многие из них не справились с управлением.

Всего на территории нашей республики за прошедший месяц зарегистрировано 241 ДТП, в результате которых 35 человек погибли и 322 - получили травмы различной степени тяжести.

Говоря о причинах таких крупных аварий, можно сослаться на погодные условия и неважные дороги, однако все же главной будет пресловутый человеческий фактор. Пьяный водитель - потенциальный убийца, однако на него есть управа - штрафы, лишение прав, в том числе и пожизненное, а также уголовная ответственность. Однако алкоголь - не единственный фактор угрозы на дороге. Практически каждый житель Алматы ежедневно становится свидетелем агрессивных выходок водителей на дороге. Подрезают друг друга, соревнуются в скорости на обледенелой дороге, нецензурно бранясь при этом - и это не только юнцы, недавно севшие за руль, но и солидные «агашки» самого авторитетного вида. Горожане, спешащие на работу, вынуждены уворачиваться от дорогих джипов, летящих по встречной полосе с включенной аварийной сигнализацией, причем сотрудники дорожно-постовой службы практически не обращают на них внимания.

Любому участнику дорожного движения понятно, что частое перестроение из одного ряда в другой, резкие маневры с ускорением и таким же внезапным торможением и приближение на опасное расстояние к другим автомобилям представляют угрозу для окружающих. Но опять-таки водители находят уйму причин для оправдания: перегруженные дороги, отсутствие времени и самые любимые - «я настоящий ас, как-нибудь проскочу» и «пешеходы сами виноваты».  

 Самое печальное, что пока такой «великий асс» не станет первопричиной ДТП, он как бы и ни при чем. Подумаешь, стало плохо старику, еле увернувшемуся из-под колес, малоопытный «подрезанный» водитель чудом не вписался в столб. Инкриминировать нечего. Поэтому на днях Генеральная прокуратура РК выступила с предложением о введении административной ответственности за так называемую «агрессивную езду». Кстати, этот вопрос изучается Комитетом дорожной полиции уже несколько лет. По словам председателя КДП Берика Бисенкулова, в 2008 году уже вносилось предложение о введении в законодательство термина «агрессивное вождение транспорта», но данный вопрос не нашел широкой поддержки и указанная норма была отклонена.

Сегодня Комитет дорожной полиции считает необходимым вернуться к вопросу введения понятия «агрессивной езды» и соответствующего наказания за такой стиль вождения автотранспортом. Председатель КДП предложил рассмотреть этот вопрос в рамках заседания рабочей группы по законопроектам «О дорожном движении» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дорожного движения» в Мажилисе Парламента РК.

Необходимо отметить, что в законодательстве ряда зарубежных стран имеется такой состав правонарушения, как агрессивность на дороге (агрессивное вождение). Например, в законодательстве Европейского союза предусмотрены санкции за несоблюдение дистанции в потоке: если при скорости 100 км/час идущая сзади машина приблизится к переднему автомобилю ближе чем на 15 м, водителю второй грозит штраф в 150 евро. В Германии несоблюдение дистанции при движении, стремление согнать с полосы впереди идущую машину является наиболее распространенным видом агрессивной езды. Уголовный кодекс Германии рассматривает это правонарушение как принуждение и предусматривает за него штраф в 250 евро, лишение водительских прав на три месяца, а если действия водителя привели к тяжким последствиям лишение свободы до пяти лет.

Понятие reckless driving (безрассудное вождение) существует и в законодательстве многих штатов США. К примеру, в Калифорнии к агрессивному вождению приравниваются действия водителя, в результате которых «сознательно создается угроза безопасности физических лиц», например, несоблюдение дистанции между машинами. В качестве санкции применяется арест до 90 суток либо штраф на сумму до одной тыс. долларов.

Между тем в действующем законодательстве стран СНГ понятия «агрессивная езда» нет. Однако это все же не повод отказываться от введения данного понятия. Ведь ужесточившееся наказание за непристегнутые ремни безопасности спасло не одну жизнь. Хотелось бы надеяться, что запрет на агрессивную езду сделает наши дороги безопаснее.

12 февраля 2013, 16:44
Источник, интернет-ресурс: Амирова Д., Сайт газеты «Юридическая газета»

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript