Профессиональная и системная модернизация

 

C. Нуров,

председатель Специализированного

межрайонного экономического суда

Костанайской области

 

Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» - огромный и всеобъемлющий программный документ.

Задачи, поставленные в нем по продолжению судебной реформы и усилению эффективности правосудия, устранению бюрократизма и волокиты, упрощению процедур судопроизводства и внедрению инновационных технологий, должны быть решены комплексно и последовательно.

Представляется, что для их решения в сфере деятельности специализированных экономических (и не только экономических) судов страны необходимо уяснение нескольких важных аспектов.

Одной из существующих проблем экономических судов является отсутствие четкого разграничения подсудности. Следствием этого являются возвраты исков и отказы в их принятии, пересылки по подсудности сотен дел, возникновение процессуальных и иных жалоб сторон, временные, финансовые и организационные затраты, умаление имиджа судебной власти.

Например, из-за отсутствия в законодательстве указания на территориальную подсудность дел о государственных закупках получается следующая ситуация: если договор заключен, но не выполняется, то дело рассматривается по месту его исполнения, то есть по месту нахождения заказчика, например, в Костанае. А вот если ответчик уклоняется от заключения договора, то иск надо предъявлять по месту его нахождения, то есть, например, в Шымкенте. Поскольку далеко не все государственные учреждения знают об этом, все свои иски по делам о государственных закупках они направляют в экономические суды своей области, после чего начинается работа по определению подсудности и возвраты исков. Если бы в ГПК РК имелось указание о том, что дела в сфере государственных закупок рассматриваются по месту нахождения заказчика, проблема была бы снята автоматически.

Кроме того, в соответствии с пунктом 25-15 нормативного постановления Верховного Суда РК № 18 протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя может быть обжалован в экономический суд. А само дело об административном правонарушении может рассматриваться в районном или специализированном административном суде. Получается, что два разных суда рассматривают фактически один и тот же вопрос, то есть дублируют друг друга, и производство по одному из дел необходимо приостанавливать. Гораздо проще было бы рассматривать протокол об административном правонарушении в административном судопроизводстве, оценивая его как одно из доказательств.

Ярким примером отсутствия конкретизированной подсудности являются дела о банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Всем давным-давно ясно и понятно, что они относятся к подсудности экономических судов. Но ни в ГПК РК, ни в законодательстве о банкротстве об этом нет ни одного слова. Формулировка ст. 30 ГПК РК о подсудности дел специализированным экономическим судам содержит термин «споры», в то время как дела о банкротстве относятся к делам особого производства и к ним этот термин неприменим.

Второй аспект - внедрение инновационных технологий судопроизводства, которые неразрывно связаны с повышением уровня прозрачности и доступности правосудия. Современная работа веб-сайтов судов, справочно-информационных киосков, уведомления сторон посредством электронной почты и «смс», видеофиксация судебных процессов становятся нормой. Но эта работа определенно сдерживается из-за двух негативных факторов. Первым фактором является необходимость технического переоснащения судов, что требует значительных материальных затрат. Существующего бюджета Верховного Суда на это просто не хватит.

Необходима государственная программа по этому вопросу.

Второй фактор - устаревшая модель электронного судопроизводства ЕАИАС. Новая «платформа» должна отвечать новым требованиям времени. Кроме того, она должна сопрягаться с системой «электронного правительства» и облегчать работу судов.

Например, было бы гораздо эффективнее, если бы при вынесении определения об обеспечении иска путем ареста недвижимого имущества ответчика суд через новую «платформу» автоматически размещал бы его в реестре обременений органов юстиции, а не выписывал бумажный экземпляр и почтой направлял его судебным исполнителям для так называемого немедленного исполнения. Аналогично можно и снимать обременения. Такой путь и ускорял бы все производство, и препятствовал бы коррупционным правонарушениям, когда за несколько часов перед обременением (в обычном порядке) ответчик внезапно овладевает способностью читать чужие мысли и тут же отчуждает свое имущество.

В целом, на полное электронное судопроизводство в порядке пилотного проекта возможно перевести рассмотрение дел о государственных закупках. От государственной пошлины государственные учреждения по делам этой категории освобождены, их предыдущая переписка и итоги госзакупок формировались электронно, заявки поставщиков также поступали электронно, что во многом облегчает извещение сторон.

При необходимости допроса лиц, находящихся на значительном расстоянии от суда, а также учитывая природно-климатические условия (закрытые в зимнее время автотрассы, отмены авиасообщений и др.), возможно было бы использовать видеосистемы типа «скайп» и приглашать свидетелей не в суд за 500 или 1000 км, а в ближайший районный суд. Соответствующую подписку они дают там, после чего по электронной почте она незамедлительно поступает судье.

Третий аспект современной деятельности экономических судов связан с развитием института медиации. Здесь до сих пор существуют законодательные «неувязки». Так, в статью 248 ГПК РК, регламентирующую порядок и последствия прекращения производства по делу, в том числе при заключении соглашения об урегулировании спора в порядке медиации, до сих пор не внесено дополнение о том, что в этом случае сторонам возвращается уплаченная государственная пошлина. В то же время в Налоговом кодексе (пп. 1-2 п. 1 ст. 548) такое положение имеется.

Таким образом, суд лишен возможности со ссылкой на ГПК РК указать о возврате госпошлины в своем судебном акте, а стороне необходимо лишний раз обращаться в налоговые органы с соответствующим заявлением.

Одной из основных проблем внедрения медиации является отсутствие конкретного государственного органа, отвечающего за становление медиации в Казахстане в приемлемые сроки и имеющего на это конкретные программные суммы из государственного бюджета. Построить что-либо, в том числе в правовой сфере, можно только при наличии строителя, то есть ответственного органа и надлежащих финансовых средств.

К сожалению, этот вопрос на уровне Правительства не проработан.

Упрощение судопроизводства включает в себя и упрощение делопроизводства, и исключение тех громоздких, затратных и фактически ненужных процедур, которые давно себя изжили.

Например, в экономических судах республики обжалуется в апелляционном и кассационном порядке около 15-20 процентов от вынесенных судебных решений.

Спрашивается, зачем судьи тратят время на составление мотивированных решений по оставшимся делам, которые никем не обжалуются и практически сразу оседают в архивах судов? Достаточно внести изменения (в ст. 229 ГПК) о том, что мотивированное решение выдается по заявлению стороны, и судьи освободятся от огромной нагрузки.

Точно так же давно пора освободиться от выписки исполнительных листов, которые секретари судебных заседаний составляют путем простого сканирования и копирования судебных решений. Необходимо разработать единую форму резолютивной части судебного решения и указать в законодательстве, что этот документ с печатью суда и отметкой о вступлении в законную силу является исполнительным документом. А от выписки исполнительных листов, дублирующих судебные решения, отказаться.

Оптимизация и модернизация в правосудии, в широком смысле, необходима. Делать это нужно профессионально и системно.

13 февраля 2013, 11:10
Источник, интернет-ресурс: Медиа-корпорации «ЗАЊ» , Прочие

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript