Горячие новости
Читайте также

В 2012 году отечественный автопром достиг исторического максимума

Фото : 13 февраля 2013, 13:48

2012 год стал важным этапом развития казахстанского автомобильного рынка, сообщает Zakon.kz со ссылкой на пресс-службу Ассоциации Казахстанского автобизнеса.

Как заявил президент АКАБ Андрей Лаврентьев, собственное производство легковых и грузовых автомобилей достигло исторического максимума благодаря уверенному восстановлению спроса, плановому увеличению загрузки производственных мощностей и осуществлению новых инвестиций в отрасли. Объем продаж вырос на 117% по сравнению с 2011 годом (98,2 тыс. ед. в 2012 году против 45,3 тыс. ед. в 2011 г.), значительно перекрыв максимальные предкризисные значения. Накопленный отложенный спрос, восстановление покупательной способности и рынка кредитования, а также государственная поддержка отечественного официального авторитейла являлись основными факторами роста продаж.

Произошедшие изменения и реструктуризация в сегменте комплектующих, а также новые возможности, связанные с Таможенным союзом, в дальнейшем будут способствовать появлению новых инвестиционных возможностей в данной сфере и росту доли рынка локальных производителей.

Изменения в сегменте розничных продаж были непосредственно связаны с ростом операционной эффективности и дальнейшей экспансией дилеров, а также способствовали усилению интереса игроков к консолидации.

Важно отметить, что в 2011 году был подписан протокол о присоединении России к ВТО. Данный фактор в дальнейшем будет оказывать влияние на конкурентную среду и отрасль РК в целом, создавая новые возможности для игроков рынка, которым в то же время придется решать новые сложные задачи.

Экономика Казахстана

В 2012 году ВВП Казахстана в реальном выражении составил 5,2%, продемонстрировав положительную динамику в пересчете на душу населения и превысив рост мировой экономики на 2,5%. Увеличение реального ВВП Казахстана объясняется восстановлением рынка труда, ростом объема потребления и инвестиций.

• По данным Статистического Агентства РК, уровень безработицы в Казахстане за 2012 год снизился на 5,5% по сравнению с 2011 годом.

• Расходы на конечное потребление в текущих ценах за три квартала 2012 года выросли по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 9%.

• Инфляция побила рекорды, сохраняясь в пределах 6%, что на 1,4 процентных пункта ниже уровня 2011 года.

Объем золотовалютных резервов и средств Национального фонда уже достиг суммы в 87 млрд. долл.

Кроме того, в 2012 году выросли цены на нефть, что оказало положительное влияние на сальдо торгового баланса.

Индекс потребительских цен к концу 2011 года составил 6,0%, что является наименьшим его значением с 1991 года.

Согласно консенсус-прогнозу аналитических агентств и Министерства экономики РК, в 2013 году в Казахстане ожидается дальнейшее рост экономики. Негативное влияние нестабильности в мировой экономике будет менее значительным, чем в 2012 году. Есть все основания для роста ВВП на уровне запланированных 6% в случае сохранения положительной динамики роста в отраслях, а так же проведения активной политики соответствующими государственными органами.

Планируется, что к концу 2013 года произойдет ратификация договора о вступлении Казахстана в ВТО и РК станет полноправным членом организации. В этом случае в РК многие протекционистские меры будут пересмотрены.

В 2013 году эксперты ожидают замедления темпов роста мировой экономики. Это связано с обострением долговых проблем ряда европейских стран, а также с проблемой государственного долга США. В контексте стремительно развивающейся глобализации мировой экономики и взаимозависимости экономик разных стран нельзя исключать влияния данных факторов на Казахстан.

Таким образом, ускорение темпов роста казахстанской экономики в средне- и долгосрочной перспективах во многом будет зависеть от решения проблем, относящихся к мировой экономике (например, от выхода европейских стран из долгового кризиса), а также от тех, которые являются специфическими для Казахстана (включая улучшение институциональной среды, выражающееся в поддержке конкуренции, снижении роли государства в экономике, разработке и внедрении инновационных технологий).

Мировой автомобильный рынок

Европа: продажи легковых автомобилей в 2012 году на самом низком уровне после 1995 года

По данным Ассоциации европейских автопроизводителей (АСЕА), регистрации новых легковых автомобилей в Европе (ЕС27 + ЕАСТ) упали в декабре 2012 года на 16,0% до 838 428 ед., показав самый резкий спад декабрьских продаж с 2008 года. Продажи за двенадцать месяцев сократились на 7,8% в годовом исчислении до 12,53 млн. единиц. Это самый низкий уровень годовых продаж в Европе после 1995 года. Применительно к региону Европейского Союза, продажи легковых автомобилей снизились на 16,3% в декабре и на 8,2% за год.

Эти показатели отражают кризис, испытываемый автопроизводителями в Европе, поскольку явления рецессии в южной части региона снижают потребительский спрос, а меры строгой экономии во многих странах повышают уровень безработицы.

Великобритания осталась единственным крупным европейским рынком, отметившим рост продаж легковых автомобилей (на 5,3%, более 2 млн. ед.).

Годовые продажи на крупнейшем европейском рынке, Германии, ограничились спадом на 2,9%, в то время как более резкое падение продаж отмечено на рынках Испании (-13,4%), Франции (-13,9%) и Италии (-19,9%) при совокупном снижении европейских продаж на 7,8%.

Достижению успешных показателей британских продаж способствовали «саморегистрации», агрессивная политика скидок и широкий выбор кредитных схем.

Единственными массовыми производителями, успешно противостоящими общему спаду рынка в Европе, были Hyundai и Kia, сумевшие нарастить продажи на 9,4% и 14,6% соответственно. Оба американских производителя - Ford и General Motors (Opel + Chevrolet) - испытали спад годовых продаж на 13%. На такую же величину упал объем продаж группы PSA Peugeot Citroen. Ближайший конкурент группа Renault снизила объем продаж на 18,9%, а группа Fiat потеряла 15,8% годовых продаж. Группа Volkswagen, крупнейший автопроизводитель Европы, отметила спад европейских продаж на 1,1%, причем продажи коренного брэнда VW снизились на 4,2%. С другой стороны, успешно выступили в группе VW брэнды Audi (+3,7%) и Skoda (+1,7%).

Казахстан 2012: Рынок автомобилей

По итогам 2012 года казахстанский рынок новых легковых автомобилей и коммерческой техники, в том числе импортированных и произведенных на территории Казахстана, увеличился на 117% в сравнении с 2011 годом, то есть, практически, более чем удвоился. В минувшем году официальные дистрибьюторы, дилеры, импортеры и отечественные производители в совокупности реализовали на территории РК, по нашим данным, 98 231 единиц автотехники (включая легковые автомобили, легкую коммерческую технику и крупнотоннажные автомобили), а в 2011 году эта цифра равнялась 45 тыс. единиц.

Основные тенденции на автомобильном рынке РК в 2012 году

Положительная динамика роста продаж сохранялась с начала года.

§ Зафиксировано 2-х кратное увеличение продаж новых легковых автомобилей и LCV

§ Зарегистрировано 10-кратное уменьшение импорта автомобилей бывших в употреблении.

§ Взрывной рост рынка проданных автомобилей отечественной сборки.

§ Активное развитие дилерских сетей

§ Активизация автокредитования

§ Зафиксировано развитие экспорта автомобилей отечественной сборки

§ Развитие сервисных предприятий: повсеместно вводятся европейские стандарты качества

Импорт автомобилей в Казахстан

Импорт новых автомобилей за 2012 год (без стран ТС) составил 50 тыс. единиц (против 32 тыс. в 2011 г.). Россия поставила в РК порядка 55 тыс. новых легковых автомобилей, 7 тыс. грузовиков, 579 седельных тягачей и 1,3 тыс. новых автобусов (всего 64 198 ед. новой техники и 6,3 тыс б/у). Из других крупных импортеров можно выделить Японию и Китай, (15,7 и 10,6 тыс. шт. соответственно).

Основные итоги по присутствию брендов на авторынке РК

Наибольшая доля рынка по итогам 2012 г (40,41%) все так же принадлежит автомобильной марке LADA с общим количеством продаж 35 тыс. единиц. На второе место по итогам года вышла корпорация Toyota, как и во всем мире возглавляя список любимых автомобилей среднего класса.

Интересно отметить тот факт, что в Казахстан пришли новые импортные марки, так в частности, открылись официальные продажи концерна HONDA (класс легковых автомобилей) и MAN TRUCK&BUSS (крупнотоннажная коммерческая техника).

В сегменте коммерческой техники также наблюдался рост продаж. Значительная часть рынка по-прежнему принадлежит GAZ (47,32%), хотя, доля присутствия его по сравнению с прошлым годом уменьшилась на почти 10% по результатам года, но количественно продажи выросли, UAZ (2-я строка таблицы) немного превысил свои продажи за 2011 год (на 150 единиц) и существенно потерял в доле рынка 2012 г (минус 12%). Среди тяжелой коммерческой техники всех опережает КАМАЗ (1954 единицы - 17,37% рынка, данные взяты из опроса экспертов).

Основными факторами роста производства легковых автомобилей в последующие годы будут:

• Создание новых мощностей, вхождение крупнейших мировых автопроизводителей в РК

• Изменения в режиме промышленнойсборки

• Торговая политика, стимулирующая внутреннее производство, в том числе широкая государственная поддержка автомобильной отрасли как локомотива машиностроения в РК

• Рост казахстанской экономики

• Нацеленность стратегии развития Казахстана до 2020 года на замещение импорта внутренним производством.

Основными факторами роста продаж легковых автомобилей в последующие годы будут:

• Вступление Казахстана в ВТО (в 2013-2018 годах произойдет существенное снижение таможенных пошлин на импортные автомобили)

• Устаревший парк автомобилей (средний возраст автомобилей в Казахстане составляет 13,5 лет, в Европе — 7 лет)

• Относительно низкая плотность автомобилей по сравнению с развитыми автомобильными рынками (214 автомобилей на 1000 человек в РК по сравнению с 523 автомобилями во Франции и 643 автомобилями в США)

• Рост числа программ автокредитования, предоставляемых банками совместно с автоконцернами.

Рынок легковых автомобилей

Весь 2012 год, с начала, стремительный рост продаж сопровождал рынок легких автомобилей. В этом сегменте всего было продано 86 959 единиц автомобилей, включая PC, SUV, пикапы и минивэны (LCV, если полная масса не превышает 3,5 т).

Наибольший рост пришелся на январь-апрель - в среднем, помесячно, темп роста составил 250%.

Основными двигателями роста были следующие факторы:

§ Падение спроса на автомобили, бывшие в употреблении, вследствие введения нового Таможенного регулирования ввоза (всего было ввезено не более 8 тыс. единиц б/у автомобилей по различным сегментам - оценка АКАБ по данным АРК по статистике).

§ Политика автокредитования банков, существенно определяющая направление потоков денежных субсидий в сторону покупки новых автомобилей.

§ Политика автосборочных предприятий РК, расширившими линейку производимых внутри страны автомобилей.

§ Отложенный спрос с 2009-2011 гг, образовавшийся в связи с кризисными ожиданиями и в связи с введением новых правил регулирования рынка (ТС и ряд других мер).

§ Естественный рост спроса в связи с общими мировыми тенденциями глобальной автомобилизации.

§ Улучшение общей экономической ситуации в стране в 2011-2012, общий рост уверенности потребителей.

По результатам года первые четыре места в сегменте легких автомобилей по продажам в количественном выражении остались за лидерами прошлого года (Lada. Toyota, Daewoo, Hyundai). На 5-ое место вышел бренд KIA (5491 ед. против 1783 в 2011 году), далее идет Chevrolet на 6 месте, Nissan потерял прошлогодние позиции и встал на 7 место. Хорошо продвинулся Renault (1184 ед. против 363 ед. в 2011 году) и Ford сделал рекордный рывок официальных продаж в 2012 году (269 ед., 18 место, напомним, продажи начались в ноябре 2011 г.). В премиум классе лидирует Lexus (1006 ед. против 482 ед. в 2011 г.), одинаково закончили год с незначительным повышением продаж BMW и Mercedes-Benz (по 200 ед.). В целом премиум-класс не радовал результатами, а все успехи продаж расположились в основном в бюджетном секторе (более 95% продаж).

В стоимостном выражении казахстанский рынок легких автомобилей вырос на 108%, составив 1,9 млрдUSD (по оценкам экспертов АКАБ). Более 370 млнUSD (19% рынка), по нашим оценкам, пришлось на долю национальных производителей легковых автомобилей.

По результатам анализа данных АРК по статистике и по нашим оценкам автомобили российских марок ввозились по цене 9,5 тыс. USD (против 9,3 тыс. USD в 2011 г), иномарки российской сборки ввозились по цене 16,7 тыс. USD (цена с 2011 года почти не изменилась), новые импортированные иномарки на ввозе подешевели почти на 1000 USD - 24,3 тыс. USD, а иномарки подержанные чуть-чуть подорожали - 15,7 тыс. USD против 15,5 тыс. USD в 2011 году. Автомобили казахстанской сборки имели среднюю цену - 17 тыс. USD.

Ценовые сегменты практически не изменились, но стоит отметить тот факт, что повысилась доля продаж бюджетных автомобилей на 3% (15% в 2012 году среди легких автомобилей), а доля премиум класса уменьшилась на 2% (22% против 24% в 2011 году).

Отметим также следующий факт: структура рынка в стоимостном отношении отлична от структуры рынка в количественном отношении. Если в количественном рейтинге на первом месте выступает Lada, то в пересчете на стоимостные объемы - Toyota (около 0,5 млрдUSD по нашим оценкам, что соответствует 25% от общего объема ).

Согласно данным АКАБ, ТОП 25 моделей выше пятой строки продолжают удерживать лидерство 4 бестселлера казахстанского рынка новых легких автомобилей: Priora, Samara,Nexia, 4x4. Премьера года Lada Grantaстала на 5 позиции, продажи которой стали рекордными для первого года присутствия на рынке - 5,3 тыс. ед. Интересен рекорд Toyota Camry - ее продажи превысили прошлогодние почти в 4 раза (2168 ед. против 575 ед. в 2011 году). Растут продажи ZAZ Chance казахстанской сборки - 1919 против 873 ед.в прошлом году. Хорошо поднялся Nissan Juke (почти в 3 раза), а также из новинокофициальных продаж - KIA RIO (1161 ед. за первый год официального присутствия).

Картина в регионах отличается от ситуации в Алматы, прежде всего, предпочтениями российских марок. В Алматы же победил узбекский производитель Daewoo(Nexia) и отечественный Chance (2 строка хита продаж, 1185 ед. продаж - неплохой результат для первого года массовой сборки модели.

Рынок коммерческой техники

В 2012 году казахстанскими официальными дилерами и представительствами было реализовано 11 272 ед. коммерческой техники, включая Large commercial trucks - 2528ед., общая цифра реализации LCV, LCT, MCT, Minibuses - 8505 ед. (против 6790 ед. в 2011 г.) и общая цифра для автобусов (средние и большие) - 239 ед. (против 156 ед. в 2011 году). В эти цифры не вошли экспортные поставки Hyundai - 260 ед. в Белоруссию. Отметим появление нового игрока на рынке в сегменте тяжелых грузовиков - MAN TRUCK&BUSS в Казахстане.

По итогам 2012 года, легкая коммерческая техника показала незначительный прирост продаж. На первом месте GAZ и UAZ.

Производство автомобилей

По данным от автопроизводителей, в общей совокупности отечественными автосборочными предприятиями в 2012 году было собрано 21 236 единиц автомобилей, включая легковых автомобилей - 19 094 штук (рост в 2,3 раза по сравнению с 2011 г) и 1771 единиц грузовых авто (рост 1,9 раз), 191 автобусов (рост 1,7 раз) и 180 единиц спецтехники.

За 12 месяцев 2012 года отгружено грузовых автомобилей 875 шт., легковых автомобилей - 16 855 шт., автобусов - 145 шт., автомобилей специализированных - 176 штук.

В Казахстане на начало 2013 года зарегистрировано 11 действующих автосборочных предприятий, самое крупное из которых - АО «Азия Авто» (Восточно-Казахстанская область), выпуск в 2012 году по данным от производителя, за 2012 - 16,5 тыс. автомобилей.

В Казахстане производство автомобилей за 3 года увеличилось в 20 раз, достигнув исторических максимумов по всем секторам. Во многом, эти успехи связываются со вступлением в ТС, которое открыло дорогу инвестициям в автомобильную отрасль, имея в виду возможности 170 миллионного рынка РФ.

Вступление РК в ВТО, ожидаемое в 2013 году, изменит структуру спроса, но не значительно, как считают эксперты рынка.В 2012 году отечественный автопром достиг исторического максимума


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии