Вице-министр МВД представил проект новой редакции закона «Об органах внутренних дел Республики Казахстан»

 

Вице-министр МВД представил проект новой редакции закона "Об органах внутренних дел Республики Казахстан"Проект новой редакции Закона «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» представил сегодня в Мажилисе вице-министр МВД Ерлик Кененбаев, передает пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК.

Презентация этого и сопутствующих поправок состоялась с участием председателя Комитета по международным делам, обороне и безопаности Маулена Ашимбаева в Комитете Палаты по законодательству и судебно-правовой реформе под председательством Рахмета Мукашева (тезисы):

В Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года обозначены главные задачи органов внутренних дел. Ими являются охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, борьба с преступлениями против личности, собственности и другими общеуголовными преступлениями.

Особую значимость рассматриваемая проблематика приобретает в свете выступления Президента Республики на расширенном заседании коллегии МВД РК, состоявшейся 17 января 2011 года. В своем выступлении Глава государства отметил необходимость в 2011 году серьезно поработать над содержанием нового Закона «Об органах внутренних дел» и не позднее 2012 года принять его.

Это особенно актуально, так как действующий Закон «Об органах внутренних дел Республики Казахстан», принятый в 1995 году, работает уже 17 лет.

Для принятия концептуально нового закона необходимо отработать четкую и эффективную технологию всего законотворческого процесса, связанного с ним. При этом представляется целесообразным учитывать нижеследующие обстоятельства.

Первое. Повышенную социальную значимость деятельности органов внутренних дел, определяемую более тесными, чем у других правоохранительных органов, связями со всеми без исключения слоями населения. Непосредственные - лицом к лицу - контакты с населением постоянны, круглосуточны и затрагивают интересы людей почти во всех сферах жизнедеятельности.

Второе. Необходимость научной обоснованности предлагаемых правовых новелл. В первую очередь это потребует проведения соответствующих научно-практических исследований, экспертных опросов, позволяющих изучить рассматриваемую проблему системно и комплексно.

Третье. Соответствие предлагаемого законопроекта социально-политической и правовой ситуации в обществе. В этой связи следует тщательно изучить эффективность действующего Закона РК «Об органах внутренних дел», поскольку важнейшим показателем социальной полезности и необходимости закона является именно его эффективность.

Четвертое. Возможность имплементации в содержание нового закона, норм международных правовых актов, в частности, межгосударственных объединений. К примеру, Модельного закона «О полиции (милиции)», принятого на двадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (постановление № 20-12 от 7 декабря 2002 г.).

Пятое. Последние годы характеризуются заметным усилением влияния общественного мнения на законодательную сферу. Следует акцентировать внимание на исследовании отношения общественного мнения к действующему закону, наличию социальных помех, препятствующих эффективной его реализации.

Полагаем, что при учете вышеизложенных обстоятельств, принятия нового закона об органах внутренних дел будет обеспечена такими важными составляющими, определяющими в дальнейшем его эффективность, как актуальность, комплексность, научная обоснованность и целесообразность.

Надеемся на то, что принятие законопроекта позволит решить проблемы, сложившиеся в этой сфере.

Сегодня мы готовы выслушать все мнения, для того чтобы из стен Парламента вышел качественный, грамотный закон.

- Казахстанцы приняли активное участие в разработке законопроекта, - сообщил, в свою очередь, вице-министр Е. Кененбаев. Для изучения и учета общественного мнения проект закона был размещен на сайтах Министерства и Объединения юридических лиц «Интернет-ассоциация Казахстана».

Законопроект состоит из 9 глав и 32 статей.

Первым направлением, которое проходит «красной» нитью в законопроекте определена защита прав и свобод граждан, а также общественный контроль за деятельностью ОВД. При каждом региональном ДВД, как и при МВД предусматривается создание общественных советов и общественных наблюдательных комиссий.

Законопроектом в отдельной главе устанавливаются принципы деятельности ОВД, основанные на принципах государственной и правоохранительной служб. Определены такие специальные принципы, как соблюдение и уважение прав человека и гражданина, открытость и публичность, взаимодействие с институтами гражданского общества и СМИ, единство системы ОВД.

В сравнении с действующим Законом, законопроектом существенно изменена система ОВД, которая представлена тремя основными структурами:

1) внутренние войска, имеющие статус вооруженного формирования;

2) уголовно-исполнительная система, сохранившая в соответствии с международными требованиями обособленную самостоятельность;

3) полиция в виде всех остальных служб ОВД.

Также, в системе ОВД отдельно обозначены подразделения специального назначения, относящиеся к полиции.

Таким образом, впервые на законодательном уровне заложено понятие «полиция».

Проект Закона предусматривает разделение полномочий между Министерством внутренних дел и органами внутренних дел в целом, а также разграничение прав и обязанностей ОВД и сотрудников. При этом конкретизируются действия сотрудников при исполнении  служебных обязанностей.

Так, в законопроекте четко и однозначно прописано, что органы внутренних дел обязаны принимать, регистрировать и рассматривать заявления или сообщения граждан. Именно в такой последовательности реализуются полномочия полиции в сфере работы с обращениями.

К числу норм, устраняющих противоречия в законодательных актах можно отнести то, что на сегодняшний день основные структурные единицы ОВД уже установлены действующим Законом. В тоже время, согласно законодательству, структура Министерства определяется министром. В этой связи, в новой редакции законопроекта исключены подобные структурообразующие нормы.

В законопроекте большое внимание уделено нормам, определяющим обязательные для сотрудников стандарты поведения. Ранее они находили свое отражение в различных ведомственных нормативных документах и воспринимались зачастую как пожелания.

В обязанности органов внутренних дел включены практически осуществляемые функции в соответствии с отраслевыми  законодательными и иными нормативными правовыми актами, но не закрепленные в действующем Законе.

Исключены нормы, не имеющие чёткого правового содержания и касающиеся несвойственных функций.

Законопроектом предлагается урегулировать трудовую деятельность сотрудников Государственной фельдъегерской службы Республики Казахстан, распространив на них отдельные нормы Закона «О правоохранительной службе».

В рамках настоящего законопроекта мы предусмотрели отдельные нормы, направленные на решение социальных проблем сотрудников, а также стимулирование их работы.

Это возможность выплаты увеличенного выходного пособия сотрудникам, имеющим государственные награды, предоставление вне очереди мест в государственных общеобразовательных и дошкольных учреждениях детям сотрудников, погибших или получивших инвалидность при исполнении служебных обязанностей.

Учитывая опыт привлечения сил при ликвидации чрезвычайного положения, законопроект дополнен нормой о привлечении сотрудников к выполнению обязанностей в отрыве от пунктов постоянной дислокации. В таких случаях исчисляется льготный срок службы (1 месяц за 3) и выплачивается повышенное денежное содержание.

Сопутствующим законопроектом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности органов внутренних дел» вносятся поправки в 5 законов.

Так, закрепляется право правоохранительных органов на приобретение оружия, а также право применения сотрудниками органов внутренних дел наряду с огнестрельным оружием и иного оружия, в частности, газового, травматического и электрического. На сегодня иное оружие выпало из правового поля.

Для обеспечения безопасности граждан в период организации и проведения зрелищных и культурно-массовых мероприятий закрепляются полномочия акимов на ограничение реализации в этих местах продукции в стеклянной таре.

В целях совершенствования дисциплинарной практики вносятся дополнения в Закон «О правоохранительной службе», позволяющие применять взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии и освобождения от занимаемой должности в отношении сотрудников по решению коллегии Министерства.

ххх

Рассмотрение законопроектов продолжится на заседаниях рабочей группы под руководством депутата Нурлана Абдирова.

13 февраля 2013, 16:06
Источник, интернет-ресурс: ИА ZAKON.KZ

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript