Без излишних репрессий

 

Сагайдулла Куставлетов,

зам. заведующего

государственно-правовым

отделом Администрации

Президента РК

 

В Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» от 14 декабря 2012 года Президент РК - Лидер нации определил ряд концептуальных задач в сфере обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью, направленных на достижение качественно нового уровня защищенности прав и законных интересов граждан, безопасности общества и государства.

В рамках очередного этапа модернизации национальной правовой системы, на необходимость начала которой указано в Послании, Главой государства особо акцентировано внимание на усилении ответственности за посягательства на общественные отношения в сфере защиты материнства и детства, противодействии коррупции и искоренении ее как явления.

Также поручено начать реформу уголовного и уголовно-процессуального законодательства, подготовить и внести в Парламент проекты четырех новых кодексов: Уголовно-процессуального, Уголовного, Уголовно-исполнительного и Кодекса об административных правонарушениях. Как отметил Глава государства, принятие этих ключевых законодательных актов концептуально модернизирует систему уголовного судопроизводства и выведет наше право на уровень, позволяющий адекватно реагировать на современные вызовы.

С этих позиций Послание, дающее начало масштабной реформе основного блока правоохранительного законодательства, имеет особое значение и является важной вехой в истории совершенствования правовой системы суверенного Казахстана.

В целом Уголовный кодекс республики, принятый еще в 1997 году, явился надежным правовым инструментом противодействия преступности. Во многом именно предоставленные им возможности позволили эффективно противостоять наиболее опасным проявлениям, в том числе организованной преступности и обеспечить должный уровень правопорядка.

Вместе с тем, по некоторым оценкам, Уголовный кодекс уже не в полной мере отвечает современным реалиям. Это обусловлено рядом объективных причин, связанных с изменением социально-экономической ситуации, повышением уровня и качества жизни граждан, стремительным развитием бизнес-среды и информационных технологий, появлением новых, ранее не ожидавшихся угроз, а также иных причин.

Наряду с этим Уголовный кодекс, разработанный лишь по истечении незначительного времени после обретения государственного суверенитета, естественно, во многом изначально ориентировался на прежние советские идеологию и постулаты.

Несоответствие его отдельных норм современным условиям, попытка их адаптации к изменившимся реалиям повлекли масштабную коррекцию уголовного законодательства. При этом работа по совершенствованию уголовного законодательства ведется в режиме постоянных правок, что может свидетельствовать о наличии системных проблем. К тому же частое внесение поправок в законодательство имеет и негативные последствия.

В этой связи разрабатываемый во исполнение поручения Главы государства проект новой редакции Уголовного кодекса предусматривает необходимую модернизацию уголовного закона, которая позволит на основе национального и зарубежного опыта развития уголовного права, практики применения уголовного закона, современных показателей состояния преступности адаптировать его к нынешним потребностям граждан, общества и государства в защищенности прав и законных интересов.

В проекте новой редакции Уголовного кодекса будут проработаны и реализованы установки Главы государства, касающиеся усиления возможностей уголовного закона в борьбе с терроризмом и религиозным экстремизмом, коррупцией, незаконным оборотом наркотиков, киберпреступностью, посягательствами на жизнь и здоровье граждан, права несовершеннолетних, а также другими опасными проявлениями.

Кроме того, важной задачей является реализация поручений Главы государства по гуманизации и либерализации уголовного законодательства, особенно в сфере финансово-экономических преступлений, а также по защите бизнеса.

В целях эффективного противодействия терроризму необходимо не только проработать вопросы ужесточения соответствующих уголовно-правовых санкций, но и предусмотреть новые составы, которые бы максимально жестко пресекали деяния лиц, из корыстных или иных побуждений оказывающих содействие террористической деятельности.

Для решения задач информационной безопасности и борьбы с киберпреступностью в проекте новой редакции Уголовного кодекса предполагается предусмотреть отдельную главу, в которую будет включен ряд составов, устанавливающих ответственность за общественно опасные деяния в рассматриваемой сфере.

В целом, несмотря на предполагаемое ужесточение ответственности за отдельные наиболее опасные преступления, введение новых составов общественно опасных деяний, ожидается, что проект новой редакции Уголовного кодекса не будет излишне репрессивен.

Следует учесть, что проект в этих вопросах ориентирован на положения Концепции правовой политики республики, предусматривающей жесткую реакцию в отношении лиц, совершивших тяжкие преступления и допускающей проявления гуманизма к лицам, впервые совершившим нетяжкие преступления, а также социально уязвимым категориям граждан.

Проект придерживается сбалансированного и справедливого подхода к оценке преступных деяний и применению соответствующих наказаний.

Значительно будет расширена сфера применения наказаний, не связанных с лишением свободы, но только с учетом тяжести деяния, поведения виновного и других обстоятельств, наличие которых позволит применять более гуманные методы воздействия.

Предполагается также ввести гибкие механизмы, дающие возможность лицу, совершившему преступление, отказаться от преступной деятельности, возместить причиненный ущерб в обмен на освобождение от наказания либо его смягчение.

Будут расширены основания освобождения от уголовной ответственности и наказания, более широко использованы иные меры уголовно-правового воздействия, смягчена ответственность социально-уязвимых категорий граждан, усилены возможности закона по восстановлению справедливости.

С точки зрения повышения возможностей адекватного реагирования на противоправные проявления, решения вопросов гуманизации уголовного законодательства проектом новой редакции Уголовного кодекса вводится новая классификация преступных деяний.

Наряду с уголовными преступлениями проект предусматривает новый вид противоправного деяния - «уголовный проступок».

Такие проступки по степени общественной опасности будут находиться на стыке между административными правонарушениями и уголовными преступлениями. За их совершение предполагается применять более строгие меры наказания, чем за административные правонарушения, но более мягкие, чем за уголовные преступления.

С введением уголовных проступков ожидается повышение ответственности правоохранительных органов за их выявление и пресечение и улучшение объективности данных о криминогенной обстановке, что будет способствовать повышению степени защищенности охраняемых прав и законных интересов граждан.

С другой стороны, перевод части преступлений в категорию уголовных проступков снизит репрессивность уголовного закона в отношении лиц, совершивших неопасные деяния.

За уголовный проступок предполагается не применять лишения свободы, возможен только кратковременный арест. Его совершение, согласно проекту новой редакции Уголовного кодекса, также не будет влечь судимости лица, что в совокупности снизит уровень криминализации общества.

Вместе с тем в новой редакции Уголовного кодекса будут сохранены оправдавшие себя правовые институты, что обеспечит поступательное совершенствование уголовного законодательства в рамках исполнения поручений Главы государства.

5 апреля 2013, 12:19
Источник, интернет-ресурс: Медиа-корпорации «ЗАҢ» , Прочие

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript