Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

В Астане на конференции обсудили растущие тарифы на коммунальные услуги

Фото : 7 апреля 2013, 11:37

На днях в столице прошла научно-практическая конференция «Энергоаудит и энергоменеджмент - компонент устойчивого энергетического развития страны», на которой обсуждались вопросы эффективного использования энергоресурсов в Казахстане.

В первую очередь речь зашла о растущих тарифах на коммунальные услуги и крайне безответственном отношении к энергосбережению как со стороны населения, так и со стороны коммунальщиков. По словам менеджера проекта Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) Баян Абылкаировой, до 65 процентов казахстанских зданий потребляют в 2-3 раза больше энергии, чем в странах Западной Европы, что абсолютно неприемлемо. То есть на содержание одного квадратного метра зданий у нас затрачивается 250-270 кВт/ч энергии в год, тогда как в Европе этот показатель не превышает 80 кВт/ч. По итогам конференции был выработан ряд мер по исправлению ситуации.

На днях в столице прошла научно-практическая конференция «Энергоаудит и энергоменеджмент - компонент устойчивого энергетического развития страны». В ходе мероприятия было озвучено множество весьма нелицеприятных данных о состоянии отечественного жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Чего только стоит утверждение менеджера проекта Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) Баян Абылкаировой о том, что 65 процентов казахстанских зданий потребляют в 2-3 раза больше энергии, чем в странах Западной Европы.

По словам представителя ПРООН, при международной норме энергозатрат порядка 80 киловатт-часов на один квадратный метр в год, в нашей стране тратится 250-270. Основные факторы, влияющие на такое положение дел - технические потери при транспортировке энергоносителей и энергии, нарушение строительных норм при возведении и перепланировке зданий, а также безответственное отношение к энергосбережению как со стороны коммунальных предприятий, так и со стороны потребителей.

Антипотери

С техническими потерями в нашей стране борются уже более 10 лет. Надо сказать, определенных результатов на этом поприще удалось добиться. По данным Агентства РК по регулированию естественных монополий, по сравнению с предкризисным периодом на сегодня технические потери в среднем по стране снизились с 22 до 6-7 процентов. В развитых странах за норму принимается показатель в 2,5 процента. То есть до идеала нам по-прежнему далеко.

И все же в некоторых регионах потери все еще высоки и достигают 18-20 процентов. Чем больше потребителей проживают вблизи от энергопроизводящего предприятия, тем меньше потери. Соответственно основная доля потерь приходится на поселки с низкой плотностью населения, а также на частный сектор городов.

Снижение технических потерь - важная веха в деле энергосбережения. Она предполагает замену и модернизацию инфраструктуры: труб, проводов и так далее. А это, в свою очередь, удовольствие не из дешевых. Особенно если принимать во внимание тот факт, что изношенность здесь достигает 70 процентов. Другими словами, из 3 километров труб каждые два километра нуждаются в замене. А их в Казахстане десятки тысяч километров.

Так что уже достигнутый результат по снижению потерь почти вчетверо можно считать большим достижением. Сегодня все реже можно встретить парящие канализационные люки, горячие ключи из-под земли и так далее. А раньше это было в порядке вещей.

Строительный беспредел

Нужно ли говорить, что по качеству строительства и в советские-то годы ситуацию трудно было назвать блестящей. Достаточно вспомнить угловые квартиры, и те, которые расположены на последних этажах зданий. Там было холодно и тогда, и сейчас. Теперь же эта ситуация усугубилась еще больше. Строительный бум 2002-2009 годов породил миллионы квадратных метров жилья, причем строили его абы как. Дома рушатся, проседают в грунт, трескаются и так далее. Толщина стен не в пример советским, в новых постройках не 50 и не 60 сантиметров, а в лучшем случае 30-40 см. В некоторых домах экономкласса кладка в один шлакоблок - традиция. Такую стену можно столкнуть плечом, если сильно поднатужиться. Как она будет сохранять тепло - вообще непонятно.

В этой связи на конференции было предложено ужесточить контроль за соблюдением санитарных норм и правил на всех стадиях строительства.

- Необходимо ввести энергетические паспорта для зданий с указанием класса энергоэффективности и запретить объявлять конкурс по проектированию, если заказчиком не указан класс энергоэффективности, - объяснила менеджер проекта ПРООН Баян Абылкаирова. - Тогда любой проектировщик будет не просто проектировать дом, а будет проектировать так, чтобы энергоемкость и энергопотребление не превышали определенного уровня.

По мнению г-жи Абылкаировой, строительные материалы тоже должны иметь класс энергоэффективности. Причем эти данные должны быть переведены в более упрощенную информацию не для технарей, а для потребителей. Это тоже будет оказывать влияние на рынок энергоэффективных стройматериалов.

Воспитание рублем

Чтобы научить население экономить, с 2009-го по 2015 год в Казахстане реализуется государственная программа поэтапного повышения тарифов на коммунальные услуги. Отдельная тема для разговора - экономия расходов на отопление. Как известно, в этом плане АРЕМ предложил устанавливать общедомовые счетчики тепла. Но эти приборы оказались настолько дорогими, что, несмотря на все усилия, даже спустя несколько лет популярности эта система не обрела. Лишь 40 процентов домов на сегодня обеспечены этими устройствами. Остальные в раздумье.

Об эффективности использования общедомовых приборов учета тепла было написано много. В среднем они позволяют сэкономить от 15 до 50 процентов расходов на отопление. С учетом сентябрьского повышения тарифов на тепло цифры весьма впечатляющие.

К примеру, и март и апрель в Казахстане в этом году выдались теплыми. Окна в большинстве домов были раскрыты настежь. Потому что батареи в квартирах были такими горячими, будто на улице 20-градусный мороз. В итоге, получается, отапливали улицу, но денежки за тепло вынь да положь.

Такого никогда не случилось бы, имей потребители счетчики тепла. Обслуживающая организация может ограничить поступление воды в стояки отопления в хорошую погоду. Кроме того, всем потребителям предлагается установить на батареях отопления специальные краны, которые можно перекрыть, когда нужно. Экономия налицо.

Техническая обслуга

И здесь разговор об экономии плавно переходит в другое русло. Где взять эти самые обслуживающие организации, да такие, которые не подвязаны с монополистами и охраняли бы интересы рядовых потребителей? А таковых, как оказалось, даже в густонаселенном Алматы нет. «Литер» попытался разыскать хотя бы одну, занимающуюся установкой и обслуживанием общедомовых счетчиков тепла. Ни в КСК (кооператив собственников квартир), ни в ТЭЦ, ни в Интернете, ни в справочной службе нам ничего внятного ответить не смогли. По тем телефонам, которые нам надиктовали, в первых двух случаях обнаружились парикмахерские, еще по двум номерам никто не отвечал.

С учетом вышеозначенного предложение заместителя председателя правления АО «Казахстанский центр модернизации и развития ЖКХ» Ержана Абдыкаликова, прозвучавшее в ходе все той же нучно-практической конференции о создании энергосервисных компаний (ЭСК), звучит весьма убедительно.

- Мировая практика применения механизма энергосервисных соглашений в сфере ЖКХ доказала возможность снижения оплаты потребителями энергоресурсов, - сообщил Ержан Абдыкаликов. - В интересах потребителей энергосервисные компании проводят энергоаудит, установку приборов учета и автоматизированных тепловых пунктов. Таким образом, происходит экономия потребления коммунальных услуг.

Что касается мировой практики, то нам до них как пешком до Антарктиды. А вот российский опыт и ближе, и наглядней. Дело в том, что у северного соседа федеральный закон о деятельности ЭСК был принят еще два года назад. О результатах пока говорить рано. Более того, сами представители таких компаний жалуются на невостребованность своих услуг как со стороны населения, так и со стороны предприятий.

- На предприятиях чаще всего отказываются от подписания энергосервисного контракта, им неинтересно и невыгодно, - пишет в своем блоге глава российского ЭСК ООО «Eco Sistems» Дмитрий Матвеев. - Потому что бюджетное финансирование строго определено. И если в ходе реализации контракта возникнет экономия средств, то неизвестно, куда их следует относить и как отражать в бухгалтерских документах. С населением договориться проще, но здесь другой нюанс: под такие проекты трудно найти финансирование. Банки и лизинговые компании отказываются от сотрудничества. Население рассчитывает на наши услуги с отложенной оплатой, и никак иначе.

Здесь же Дмитрий Матвеев объяснил и механизм деятельности ЭСК. К примеру, некое предприятие заинтересовано в экономии на коммунальных расходах. Оно на основании контракта заказывает ЭСК аудит энергоэффективности. ЭСК обследует предприятие и в рекомендательной форме составляет специальное заключение и предлагает способы решения тех или иных вопросов энергосбережения, подробно объясняя, какой эффект в конечном итоге будет достигнут. Получается своего рода бизнес-план. С этим заключением ЭСК обращается в банк или в лизинговую компанию за кредитом на покупку необходимого оборудования. ЭСК устанавливает и обслуживает это оборудование, получая за это долю либо всю сэкономленную сумму в качестве оплаты. С этой же суммы ЭСК рассчитывается с кредитором. Продолжается это до того времени, когда затраты компании будут полностью погашены.

С населением все сложнее. Здесь ЭСК должна поставить оборудование за свой счет. Поэтому такая система пользуется меньшей популярностью.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии