«Пирамиды» вне закона

 

Нариман Касымбеков,

помощник Генерального Прокурора

1-го Управления Генеральной

прокуратуры РК

 

Как известно, Уголовным кодексом РК предусмотрена ответственность лиц, осуществляющих деятельность по привлечению денежных средств с помощью пирамид. Такие деяния обычно квалифицируются как мошенничество.

Однако, как показал анализ существующей практики, в законодательстве имеются определенные пробелы, пользуясь которыми, нарушители продолжают свою противоправную деятельность.

К примеру, международная финансовая пирамида «МММ-2011: Мы Можем Многое!», отличается от других схем привлечения денег в виде займов от граждан. Особенностью такой пирамиды является то, что при входе пользователей на соответствующие сайты организаторы, как правило, предупреждают, что «МММ-2011» является финансовой пирамидой. Понятно, что это делается для уклонения от возможной ответственности за мошенничество. Все мы знаем, что в итоге деятельности такой пирамиды, как правило, страдает большое количество людей.

По оценкам экспертов в этой области, в целом в мире число участников финансовой пирамиды в настоящее время составляет около 10-15 млн. человек. Только у нас в республике функционировало восемь офисов «МММ-2011» (в г. Алматы, Атырауской, Карагандинской, Костанайской, Мангистауской и Южно-Казахстанской областях).

Неминуемый крах финансовых пирамид в обязательном порядке повлечет за собой социальную напряженность среди населения и обвинение государственных органов в бездействии, а также требования о возмещении убытков за счет бюджетных средств.

Поэтому, по поручению Главы государства, нами совместно с Нацбанком и иными заинтересованными органами разработан проект закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам противодействия деятельности финансовых (инвестиционных) пирамид».

Проектом закона предполагается внесение изменений и дополнений в четыре кодифицированных и два отраслевых законодательных нормативных правовых акта.

В частности, в Главу 6 «Преступления против собственности» Уголовного кодекса предлагается ввести новый состав преступления «Статья 177-1. Организация и руководство деятельностью финансовой (инвестиционной) пирамиды», состоящий из трех частей.

В части первой предлагается ввести ответственность за организацию и руководство деятельностью финансовой (инвестиционной) пирамиды.

Под финансовой (инвестиционной) пирамидой предлагается понимать неправомерную деятельность по привлечению от физических и юридических лиц на добровольной основе денежных средств или иного имущества либо права на него, не направленных на фактическое занятие деятельностью по отчуждению либо приобретению, иной передаче имущества, выполнению работ либо оказанию услуг, с обещанием указанным лицам или выплатой им материальной выгоды за счет добровольного привлечения денежных средств или иного имущества либо права на него от других лиц и (или) перераспределения активов в пользу таких лиц.

Ответственность за данное преступление предлагается определить штрафом от одной до трех тысяч месячных расчетных показателей, ограничением либо лишением свободы сроком до трех лет, с конфискацией имущества.

Для более детальной конкретизации в примечании к статье дается определение термину, вытекающему из диспозиции части первой данной статьи, «фактического занятия деятельностью по отчуждению либо приобретению, иной передаче имущества, выполнению работ либо оказанию услуг».

Под указанным понятием в том числе подразумевается наличие информации о деятельности организации (финансовая отчетность, отчеты о сделках) и/или фактических источниках получения дохода и (или) возможности его получения из государственных и (или) независимых источников, связанных с деятельностью данной организации, когда источником дохода является доход от производства либо прироста стоимости покупки и (или) реализации товаров или услуг (на сумму принятых обязательств).

Данная мера позволит определить критерии для привлечения к ответственности лиц, занимающихся данной противоправной деятельностью.

Таким образом, приняты меры для того, чтобы под уголовную ответственность не попали лица, занимающиеся законным бизнесом в сфере привлечения инвестиций, в том числе сетевого маркетинга, бизнеса в сфере строительства и т.д.

 Частью второй за те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору либо с извлечением дохода в крупном размере, предлагается наказывать ограничением либо лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества.

Согласно части третьей предусмотрено более суровое наказание в случае совершения указанных преступлений с использованием интернет-ресурса либо информационно-телекоммуникационных систем и сетей или систем электронных платежей, либо с извлечением дохода в особо крупном размере в виде лишения свободы на срок от пяти до двенадцати лет с конфискацией имущества.

Введена поощрительная норма, согласно которой лицо, кроме организатора финансовой пирамиды, будет освобождено от ответственности за такое преступление, если оно добровольно сообщит об участии в пирамиде или иным образом способствует прекращению ее деятельности, если в его действиях нет другого состава преступления.

Суммы ущерба будут аналогичны размерам, определяемым за преступления данной главы.

В Уголовно-процессуальном кодексе определена подследственность, согласно которой расследование этой категории дел предлагается закрепить за органами внутренних дел и финансовой полиции, а в случае совершения этого преступления лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций либо приравненным к нему лицом, если они сопряжены с использованием им своего служебного положения, - за финансовой полицией.

В ст. 715 (Договор займа) Гражданского кодекса заложена норма о том, что не допускается привлечение от физических и юридических лиц на добровольной основе денежных средств или иного имущества либо права на него, не направленных на фактическое занятие деятельностью по отчуждению либо приобретению, иной передаче имущества, выполнению работ либо оказанию услуг, с обещанием указанным лицам или выплатой им материальной выгоды за счет добровольного привлечения денежных средств или иного имущества либо права на него от других лиц и (или) перераспределения активов в пользу таких лиц.

В Кодексе об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за содействие и рекламирование деятельности финансовых (инвестиционных) пирамид.

Внесены соответствующие поправки в законы «О средствах массовой информации» и «О рекламе», запрещающие рекламирование деятельности финансовой (инвестиционной) пирамиды.

В целом считаем, что предлагаемые меры позволят привлекать виновных к ответственности и таким образом пресекать функционирование финансовых пирамид в нашей стране.

10 апреля 2013, 12:02
Источник, интернет-ресурс: Медиа-корпорации «ЗАҢ» , Прочие

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript