Дифференциация правового поля

 

Илья Кулев,

Восточно-Казахстанская область

 

В Послании «Стратегия «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» Глава государства определил ключевые приоритеты дальнейшего развития страны.

Серьезное внимание уделено задачам совершенствования судебной системы, среди которых - дальнейшая специализация судов и судей. Наш собеседник - председатель Специализированного межрайонного экономического суда Восточно-Казахстанской области Анарбек Рамазанов.

- Политико-правовые предпосылки специализации судов возникли не на пустом месте, а были обусловлены опытом, накопленным в ходе построения суверенного Казахстана. 28 января 1993 г. увидел свет Основной Закон суверенного Казахстана - Конституция, отвечающая новому общественному и государственному строю. Казахстан, провозгласив, что строит правовое государство, стал укреплять свой международный авторитет, в стране возникли новые социально-общественные и политические отношения. Этим была продиктована необходимость проведения кардинальной правовой реформы, более полно отвечающей новому общественно-политическому, социально-экономическому и международному статусу молодого государства.

Постановление Президента «О государственной программе правовой реформы в Республике Казахстан» от 12 февраля 1994 г. стало историческим документом, утвердившим приоритетные направления реформы судебно-правовой системы. Следующим шагом Президента республики в реформировании судебной системы стал Указ 1995 г., имеющий силу Конституционного закона, - «О судах и статусе судей в Республике Казахстан», который утвердил определяющий статус независимой судебной власти - одной из равноправных ветвей единой государственной власти.

Специализация судей объективно существовала еще в ХХ веке. Среди юристов одни глубже знали гражданское право, другие - уголовное. Зарубежные страны стали объединять судей одинаковой направленности в так называемые дифференцированные суды. То есть началась специализация, исходя из профильности дел. Например, в Германии появились административные, финансовые, патентные суды, суды по рассмотрению трудовых и социальных споров. В США - суды по делам о несостоятельности, суды по делам о наркотиках, налоговые, ювенальные, трудовые, земельные суды, во Франции - торговые, административные, военные, земельные суды, суды по делам социального страхования и сельскохозяйственной аренды и так далее.

Так что создание в Казахстане специализированных судов, в том числе и экономических, - объективная закономерность. Указом Президента Республики Казахстан от 16 января 2001 г. № 535 в качестве эксперимента в городах Алматы и Караганда были образованы специализированные межрайонные экономические суды, работа которых за короткое время подтвердила правильность выбранного курса на специализацию и потребность в образовании экономических судов в каждой области республики.

Уже через год Указом Президента от 9 февраля 2002 г. № 803 во всех областных центрах были образованы специализированные межрайонные экономические суды.

- Анарбек Кожахметович, исходя из названия, ваш суд рассматривает дела, связанные исключительно с экономикой?

- Отвечу так, как это определено в ст. 30 Гражданского процессуального кодекса: «Специализированные межрайонные экономические суды рассматривают гражданские дела по имущественным и неимущественным спорам, сторонами в которых являются граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица, а также по корпоративным спорам».

- Существует мнение, что давними предшественниками экономических судов в казахских степях были суды биев.

- Я это мнение целиком разделяю. Но не следует заострять внимание только на этом. Говоря современным языком, их подсудность была гораздо шире. Суды биев - не только историческая память нашего народа, но и ценностный материал, выходящий за национальные рамки, имеющий всеобщую значимость. На мой взгляд, в истории казахской государственности правосудие биев сыграло такую же роль, как, скажем, римское право для западной культуры и современного права. И с этим, я думаю, трудно не согласиться.

- А если соотносить с современной историей уже независимого Казахстана, что стало отправной точкой создания экономических судов?

- Судебная система менялась по мере развития самой государственности. По нормам действующей Конституции (ст. 75), судами республики являются Верховный Суд, местные и другие суды, учреждаемые законом. Концепция единой судебной системы привела к ее коренному реформированию. В связи с принятием 30 августа 1995 г. Конституции, Указа Президента, имеющего силу закона, от 20 октября 1995 г. № 2581 «О судах Республики Казахстан», Указа Президента, имеющего силу Конституционного закона, от 20 декабря 1995 г. «О судах и статусе судей в Республике Казахстан», были упразднены деятельность Конституционного Суда и системы арбитражных судов во главе с Высшим арбитражным судом. Рассмотрение хозяйственных споров было передано коллегиям по хозяйственным делам Верховного Суда и областных судов, которые, несмотря на организационные изменения, до принятия нового процессуального законодательства, руководствовались законами «Об арбитражном суде РК», «О порядке разрешения хозяйственных споров арбитражными судами РК».

В связи с принятием Закона «О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан», указанные специальные законы утратили силу и с 1 июля 1999 г. по сегодняшний день рассмотрение и разрешение всех споров в порядке гражданского судопроизводства, в том числе экономических (хозяйственных) споров, судами производится по нормам Гражданского процессуального кодекса РК. Более того, с этого периода и вплоть до образования специализированных межрайонных экономических судов рассмотрением экономических споров по первой инстанции занимались также районные и приравненные к ним суды.

25 декабря 2000 г. Парламентом РК принят Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», регламентирующий вопросы судебной системы, полномочий судов, статуса судей, дисциплинарной ответственности судей, а также вопросы материального и социального обеспечения судей, обеспечения деятельности судов.

Как отмечено в постановлении V Съезда судей Республики Казахстан от 18 ноября 2009 г., дальнейшая работа судебной системы страны должна быть направлена на реализацию стратегии развития, обозначенной в Концепции правовой политики на период с 2010 по 2020 гг.

- Несмотря на свой относительно молодой возраст, ваш суд уже имеет свою историю. А история - это прежде всего люди.

- Первым председателем СМЭС была Бахытжан Шарнаева, ныне работающая судьей Восточно-Казахстанского областного суда. На ее плечи легли очень сложные проблемы создания нового суда. Но Бахытжан Файзолдановна с ними с честью справилась. С 2008 г. суд возглавлял Манат Комиршинов, который Указом Президента от 2 июля 2012 г. был назначен председателем апелляционной судебной коллегии по гражданским и административным делам Восточно-Казахстанского областного суда.

С момента образования СМЭС судьями работают Бибигуль Агажанова и Мира Кадырова. В настоящее время судьями также работают Сауле Кабидолдина, Алия Кусманова, Армана Кужамбетова, Жаннат Иманбаева, Салима Муханбедиярова, Жаныл Изенбаева.

Мы гордимся, что наш суд стал для многих хорошей школей. Нурлан Каирбеков - ныне председатель Кызылординского областного суда, Бауржан Тайтолеуов - судья Восточно-Казахстанского областного суда, Салима Калелова - известный нотариус. В почетной отставке находятся Тогжан Киреева, Кайрат Сатыбалдин и Баян Молгабылов.

В настоящее время в штате суда, помимо девяти судей, трудятся 22 специалиста. Некоторые из специалистов суда, пройдя установленные законом процедуры, пополнили ряды наших коллег.

- Если проанализировать развитие судебной системы, то сделано много. Есть ли необходимость дальнейшей специализации судов?

- Я скажу больше: необходимо расширять специализацию не только судов, но и самих судей. Ведь даже в нашем суде одни глубже знают земельное законодательство, другие - налоговое, третьи лучше других разбираются в корпоративных спорах или соблюдении Закона о государственных закупках. И здесь нет предела совершенству. Об этом не устает повторять председатель Верховного суда РК Бектас Бекназаров, эти вопросы постоянно поднимает председатель областного суда Абай Рахметулин. В конечном итоге, чем профессиональней будут судьи, тем больше будет доверия к судам.

17 апреля 2013, 18:15
Источник, интернет-ресурс: Медиа-корпорации «ЗАҢ» , Прочие

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript