Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Пока павлодарская скорая помощь занята компьютеризацией, местные больные часами ждут приезда врачей «неотложки»

Фото : 18 апреля 2013, 10:09

В Павлодаре недостает бригад врачей службы «103». Медики просто физически не способны своевременно оказать помощь всем, кто в ней нуждается.

В результате ожидание врачей порой может затянуться на… часы. Ни для кого не секрет, что скорость обслуживания вызовов скорой помощи зависит от категории срочности. Их, этих категорий, в Казахстане шесть. С первой по третью категории входят все критические состояния, угрожающие жизни человека: опасные ранения, ожоги, роды, ДТП, пожары, взрывы, огнестрельные ранения, отравления… Во всех этих случаях «скорая» по существующим нормативам должна приезжать в течение пяти-десяти минут. Вызовы 4-6-й категорий не требуют срочности оказания неотложной медицинской помощи. Это: отравление алкоголем, пищей, боли в животе, в конечностях, ухудшение состояния хронического больного и так далее. Чтобы обслужить вызовы этих категорий срочности, врачам дается от двадцати до тридцати минут.

Конечно, некоторые корректировки от нормативов вполне допустимы. Но, согласитесь, нонсенс ждать врачей скорой помощи час и двадцать минут! И заметьте, дело происходило не в миллионном мегаполисе в час пик, а в Павлодаре, где уже после девяти часов вечера движение на дорогах практически замирает. Позже выяснится, что 56-летняя павлодарка просто не в то время заболела. Стань ей плохо часов этак на пять раньше, возможно, этой публикации бы и не было. Но вот не повезло: боль в желудке, слабость, рвота, повышенное давление и температура появились как раз в «час пик» для службы «103».

Поначалу женщина пыталась справиться с симптомами пищевого отравления своими силами. Но время шло, а регидрон и активированный уголь не приносили облегчения. К вечеру состояние стало ухудшаться, к болям в животе и рвоте добавились слабость, повышенная температура и на фоне этого высокое давление. Вызвали «скорую». Было это в двадцать минут девятого. А бригада медиков приехала в 21.50. Спустя час и двадцать минут после поступления звонка на пульт «103». Когда в начале десятого родные больной повторно набрали диспетчера станции «скорой помощи», в шутку поинтересовавшись, мол, «вас еще час ждать?», на том конце провода вполне серьезно ответили: «Может быть. Вызовов очень много».

Очень хочется верить, что приехавшие, наконец, врачи внимательно отнеслись к пациентке по долгу службы, а вовсе не из-за уже сделанного на тот момент «звонка наверх». Впрочем, сейчас речь не об этом. Да, состояние больной, к счастью, не было критическим и не требовало экстренной медицинской помощи. Да, можно предположить, что были вызовы важнее, чем какое-то там пищевое отравление. К слову, в те сутки медики станции «скорой помощи» обслужили 578 вызовов. Были и тяжелые автодорожки, и ранение в шею, и падение с высоты, и инфаркты. Но допустимо ли обслуживать вызовы 4-й, 5-й и 6-й категорий срочности по часу и более?

Позже медики стации «скорой помощи» назвали этот случай исключительным. Мол, и на старуху бывает проруха. Но такой ли он исключительный, если в областном центре не хватает, как минимум, семи бригад, а количество вызовов постоянно увеличивается? Вновь обратимся все к тем же нормативам. Стандарты прописывают на каждые десять тысяч населения иметь один медицинский пост. В областном центре, по данным областного управления статистики, проживает около 332 тысяч человек. Получается, что на такое количество населения требуется 32-33 бригады врачей «103». Сколько же их имеется на самом деле? По официальной версии, озвученной главным врачом станции «скорой помощи» Канаданом Ахметжановым, ежесуточно в Павлодаре и в его пригороде на линии дежурят 26 постов. Но редакция располагает и другими сведениями, заслуживающими внимания читателей. На павлодарской станции «скорой помощи» действительно было 26 бригад. Еще совсем недавно, пока не стали один за другим уходить опытные врачи. Сейчас же на линии фактически остались 23 бригады, из которых лишь 21 работает в городе, а две обслуживают пригород. Что до разницы в пять бригад, то ее закрывают искусственно, выводя на линию так называемые «пиковые» бригады, которые «погоду» в плане уменьшения вызовов особо не делают. Они работают всего шесть часов - в «час пик», который для станции «скорой помощи» наступает в шесть вечера и заканчивается в 12 часов ночи. Когда наплыв вызовов спадает, «пиковые» палочки-выручалочки расформировывают. Таким образом идет экономия на дополнительных фельдшерских ставках.

Кстати, о фельдшерах. По данным заместителя главного врача павлодарской станции «скорой помощи» Галины Сукончик, на станции сегодня имеются 164,5 фельдшерской ставки (для сравнения: врачебных - 115,5). Недостатка в среднем медицинском персонале здесь нет. И фельдшеры, по логике вещей, могли бы без задержки для больных полностью взять на себя обслуживание вызовов именно 4-6-й категорий срочности. Врачебные же бригады в полном составе работали бы по неотложным вызовам. Собственно, именно так здесь и было. До недавних пор, пока из павлодарской станции не задумали сделать образцово-показательную в плане компьютеризации. Видимо, для этого и пришлось пожертвовать фельдшерскими ставками. Потому как теперь младший медицинский персонал здесь работает не полные рабочие сутки.

Впору похвалить руководство медицинского учреждения за желание сэкономить как можно больше бюджетных средств, если бы делалось это не в урон больным и оставшейся части врачей, на которых ложится колоссальная нагрузка. Хотя Галина Сукончик, опираясь на статистические данные в разрезе республики, утверждает, что нагрузка на павлодарских медиков службы «103» не самая большая. Впереди страны всей по этому показателю их коллеги из Астаны и Алматы. Вот только там больные не ждут приезда медиков по часу и более.

Тем временем на фоне средней, как утверждают специалисты, нагрузки на врачей и нехватки бригад «скорой помощи» из года в год наблюдается увеличение числа вызовов. Галина Сукончик приводит такие цифры: за первый квартал этого года врачи павлодарской службы «103» обслужили на 3 тысячи вызовов больше, чем за аналогичный период прошлого года. Если же взять 2010 год, то увеличение составит плюс 10 тысяч вызовов. А количество постов с тех пор не изменилось, если придерживаться официально озвученной версии, и уменьшилось, согласно мнению, высказанному выше. Но везде имеет место быть недостаток бригад. Только в первом случае он составляет семь постов (из расчета по количеству проживающего населения), а во втором - десять. Что делается для оздоровления ситуации? По словам заместителя главного врача станции «скорой помощи», вопрос увеличения медицинских бригад на уровне управления здравоохранения области поднимается регулярно. Правда, пока, как видно, безрезультатно.

- Конечно, у нас есть проблемы, - говорит главный врач павлодарской станции «скорой помощи» Канадан Ахметжанов. - А у кого их нет! Но мы стараемся улучшить свою работу. И должен сказать, не без успеха. Так, в последнее время было внедрено немало современных технологий управления и производства. С 2011 года мы поэтапно вводим спутниковую систему глобального позиционирования, другими словами - GPS. Это позволяет нам не только повышать оперативность бригад, но и рационально использовать автотранспорт. Могу привести такие цифры: благодаря системе GPS пробег за сутки уменьшился с 316 до 213 километров, на 25 процентов уменьшился расход горючего. Не могу не сказать и о транспорте. С 2010 по 2012 год для службы «скорой помощи» было приобретено 75 единиц санитарного автотранспорта. И сегодня оснащенность санитарным автотранспортом служб «скорой медицинской помощи» области составляет сто процентов. Мы полностью убрали с линий старые «уазики». Кстати, пока единственные в Казахстане. В других городах до сих пор эксплуатируют эти модели. Постоянно обновляем машины «скорой помощи» медицинским оборудованием. Чтобы облегчить труд врачей, снабдили их служебными планшетами, новой, удобной формой одежды - как летней, так и зимней, ввели справочник казахского языка, полностью автоматизировали все этапы работы службы «103». Усовершенствовали учебную базу. Результат, как говорится, налицо: если категорийность врачей скорой медицинской помощи в среднем по республике составляет 51-52 процента, то у нас этот показатель - 85 процентов. Не случайно же именно в Павлодаре на базе нашей станции планируется создать республиканский тренинговый центр для врачей скорой помощи. Да и оперативность работы павлодарской стации «скорой помощи» не самая худшая в республике. Этот показатель у нас всего шесть процентов. Видимо, женщина, которой так долго пришлось ждать приезда медиков, как раз попала в эти шесть процентов.

Хаббард когда-то сказал: «Для того, чтобы избежать критики, надо ничего не делать, ничего не говорить и никем не быть». Несомненно, позитивные изменения в усовершенствовании работы павлодарской станции «скорой помощи» есть. Но наряду с этим нельзя и замалчивать проблемы. А самая актуальная из них сегодня - это обеспечение областного центра необходимым количеством медицинских бригад. Компьютеризация компьютеризацией, но больному, собственно говоря, совершенно без разницы, во что будет одет приехавший врач или каким образом - вручную или с помощью компьютерной мыши - он будет заполнять его карточку. Главное, чтобы приехал вовремя и правильно сумел оценить его состояние для оказания профессиональной медицинской помощи. А, к примеру, не уехать от больной с начальными признаками наступающего инсульта, посоветовав «прокапать что-нибудь сосудистое», а на следующий день госпитализировать ее же в инсультный центр, но уже в состоянии много хуже, чем было накануне.

Ирина ВОЛКОВА, Павлодар


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии