Конкурентоспособность частного сектора

 

С. Жанузаков,

председатель Специализированного

межрайонного экономического суда

Западно-Казахстанской области

 

Суд должен контролировать исполнение своих решений - однако органы исполнительного производства ни организационно, ни фактически ему не подчинены.

В Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» Глава государства не случайно акцентировал внимание общественности на проблемах исполнения судебных актов. Несмотря на то, что органы исполнительного производства дружно рапортуют о высоком проценте исполнения, фактически на сегодняшний день доля реально исполненных судебных актов, как и прежде, остается на низком уровне.

Согласно ст. 39 Закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» исполнение по исполнительным документам должно быть закончено не более, чем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением документов о периодических взысканиях, а также, когда законодательными актами установлены иные сроки исполнения.

В соответствии с п. 6 ст. 236 ГПК РК органы исполнительного производства в случае исполнения судебного решения должны в течение десяти рабочих дней уведомить об этом суд, вынесший решение, либо по истечении установленного процессуального срока исполнения предоставить письменную информацию о причинах неисполнения.

Однако органами исполнительного производства указанное требование закона не всегда соблюдается.

Более того, направляемые судом напоминания об исполнении исполнительных документов зачастую остаются без ответа.

Согласно п. 2 ст. 236 ГПК РК после вступления в законную силу решения суда выписывается исполнительный лист, который выдается взыскателю либо по его письменному заявлению направляется судом для исполнения в соответствующий по территориальности орган исполнительного производства.

Выдача исполнительного листа на руки взыскателю также не гарантирует своевременного исполнения решения суда, поскольку впоследствии взыскатель должен обратиться к государственному или частному судоисполнителю для реального взыскания причитающихся сумм.

Судоисполнитель, получив исполнительный лист суда, производит необходимые действия по добровольному исполнению решения суда и направляет запросы в различные органы о наличии денег и иного имущества, числящегося за должником. В случае неисполнения в добровольном порядке судоисполнитель производит принудительное исполнение, для чего предпринимает необходимые действия, предусмотренные Законом «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей». При этом нередки случаи, когда исполнительное производство не завершается по истечении предусмотренного законом двухмесячного срока, или более того, исполнительный документ по тем или иным причинам оказывается утерянным.

Можно представить состояние взыскателя, который, пройдя все инстанции судебного разбирательства, не может получить то, что ему положено по вступившему в законную силу решению суда.

Необходимо отметить, что исполнение решения суда - логическое и полное завершение всего этапа отправления правосудия судами республики.

Другими словами, вынесение решения судом и исполнение этого решения - это единый процесс судопроизводства. Сейчас же судьи организационно отделены от исполнения судебных постановлений (органы исполнительного производства находятся в ведении Министерства юстиции), но при этом отвечают за конечный результат. А как суду контролировать исполнение своих решений, если органы исполнительного производства ни организационно, ни фактически ему не подчинены? Требования же закона об извещении суда об исполнении судебного решения или о причинах неисполнения, как указывалось выше, органами исполнительного производства не всегда выполняются.

От того, насколько своевременно и полно будет исполнено решение суда, зависит авторитет судебной власти, а соответственно, и государственной власти в целом. Еще на III Съезде судей РК в 2001 году отмечалось, что неисполнение судебных решений является одним из самых серьезных недостатков, дискредитирующих суды и государство в целом.

С момента обретения государственной независимости органы по исполнению судебных решений, первоначально находившиеся в ведении Министерства юстиции, были переданы в ведение Комитета по судебному администрированию при Верховном Суде, а затем обратно в органы юстиции. К сожалению, указанные действия не отразились в целом на качестве и своевременности исполнения, о чем свидетельствует количество жалоб взыскателей на длительное неисполнение в различные государственные органы.

Необходимо отметить, что в деятельности судоисполнителей имеется ряд насущных проблем, от решения которых напрямую зависит эффективность их работы.

Это, прежде всего, очень большая нагрузка, текучесть кадров, вызванная невысокой зарплатой, низкое материально-техническое обеспечение, отсутствие транспорта, что приводит к ненадлежащему исполнению судоисполнителями своих должностных обязанностей, совершению коррупционных правонарушений, утрате исполнительных документов и т.д.

Несовершенство законодательной и материальной базы, которая не позволяет судоисполнителям использовать все доступные рычаги принуждения к недобросовестным должникам.

Не на должном уровне и координация работы судоисполнителей с правоохранительными и иными органами (оперативное обеспечение информацией, содействие при совершении исполнительных действий, принятие мер к злостным неплательщикам, выявление «теневых» денежных средств, имущества должников).

Проблемы исполнения напрямую затрагивают права и законные интересы большей части населения и, на мой взгляд, не зависят от того, в ведении какого госоргана находятся эти функции, а в большей степени от надлежащего кадрового, материально-технического, социального обеспечения органов исполнительного производства.

Необходимо активно продолжить работу по передаче функций исполнения судебных актов и актов иных органов в частный сектор. Со времени введения в действие нового Закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», согласно которому в Казахстане введен институт частных судебных исполнителей - лиц, занимающихся частной практикой по исполнению исполнительных документов без образования юридического лица на основании лицензии, прошло более двух лет. Необходимо отметить, что за такое непродолжительное время данный институт себя оправдал, выдержав непростой экзамен в конкурентной среде с государственным судоисполнением. Оперативность и заинтересованность частных судоисполнителей в конечном результате положительно сказалась на качестве и своевременности исполнительного производства. В Западно-Казахстанской области работают всего семь частных судебных исполнителей. Для улучшения качества и своевременности исполнения судебных актов в регионе такого количества судоисполнителей явно недостаточно.

18 апреля 2013, 17:50
Источник, интернет-ресурс: Медиа-корпорации «ЗАҢ» , Прочие

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript