Универсальные инструменты антитеррора

 

Сулеймен Ежебеков,

судья суда города Астаны

 

В Казахстане еще несколько лет тому назад терроризм воспринимался больше как внешняя угроза или опасность, предупреждение которой связывали с необходимостью совершенствования системы охраны государственной границы, ужесточения миграционного законодательства и т.д.

Ситуация изменилась в 2011 году, когда череда печальных событий, связанных со взрывами, к сожалению, вынудила признать тенденцию устойчивого нарастания угрозы терроризма в нашей стране.

В Казахстане ведется работа над совершенствованием механизма координации антитеррористической деятельности, проводится ревизия всей системы мониторинга предупреждения и устранения террористических и экстремистских угроз, корректируются упущения в оперативно-розыскной деятельности. Между тем следует согласиться с мнением, что помимо навыков в этом деле нужен опыт, который у Казахстана еще недостаточный, учитывая, что проблема терроризма для страны - новая.

С целью ознакомления с опытом других стран в борьбе с терроризмом, в республике регулярно проводятся научные мероприятия, конференции, «круглые столы», организуемые международными организациями. На одном из таких мероприятий мне довелось участвовать, и в этой связи хотелось бы представить его основные моменты, заслуживающие, по моему мнению, внимания.

В гостинице «Казжол» города Астаны состоялся практический семинар на тему «Приведение национального законодательства в соответствие с международными инструментами по борьбе с терроризмом на основании верховенства права», организатором которого выступило Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (ЮНИДО).

В работе семинара приняли участие представители Программы развития ООН, Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел, Министерства иностранных дел Республики Казахстан, Агентства по борьбе с коррупционной и экономической преступностью и Коллегии адвокатов.

В своем докладе Виктория Кэтлифф, Международный Проектный координатор Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (ЮНИДО), дала сравнительный обзор законодательства Республики Казахстан на предмет соответствия международным инструментам по борьбе с терроризмом и правам человека. Она отметила, что международные правовые инструменты по борьбе с терроризмом не дают определения такого состава преступления, как «терроризм», вместо этого они определяют виды деяний, которые должны быть признаны уголовно-наказуемыми. Между тем, казахстанское законодательство раскрывает данное понятие в Законе РК «О противодействии терроризму», в статье 233 Уголовного кодекса дается понятие «акт терроризма». На основе анализа казахстанского законодательства международный эксперт делает вывод, что в нем отсутствуют определения таких понятий, как угон воздушного судна, угон морского судна, пропаганда, вербовка, экстремизм, оружие массового поражения; террористическая группа и террористическая организация. Поэтому она предлагает рассмотреть возможность внесения изменений в Уголовный кодекс, дав определения указанным терминам и понятиям, а также предлагает внести изменения в статью 233 Уголовного кодекса «Акт терроризма» для определения состава преступления в соответствии с принципом легальности (законности).

Активное обсуждение вызвал доклад на тему «Глобальные правовые рамки по борьбе с терроризмом» эксперта сектора по предупреждению терроризма Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (ЮНИДО) Долгор Солонго. В своем выступлении он подробно раскрыл 18 универсальных инструментов по борьбе с терроризмом, ознакомил с их применением на примере таких преступных организаций, как «Аль-Каида» и «Талибан». Например, в ходе антитеррористической деятельности были введены три вида санкционных режимов: 1) заморожены активы и другие финансовые ресурсы, принадлежащие или контролируемые членами этих группировок; 2) запрещена поставка, продажа или передача оружия членам этих группировок; 3) членам этих группировок запрещено пользоваться транзитом или въезжать в страну.

Кроме того, Долгор Солонго назвал универсальные инструменты в сфере борьбы с терроризмом, которые Казахстан еще не ратифицировал. Между тем, такая ратификация способствовала бы установлению механизма криминализации, т.е. обоюдного признания соответствующего деяния преступлением, тем самым создавая условия для государств предоставлять взаимную правовую помощь и обеспечивать экстрадицию, также установлению юрисдикции, что позволило бы обеспечить принцип «выдавай или суди», тем самым пресекая возможность получения правонарушителями безопасного убежища.

Познавательным стало выступление представителей Генеральной прокуратуры РК, посвященное основным положениям проекта Уголовного кодекса РК (новая редакция), разрабатываемого ведомством. Новая редакция УК предусматривает реализацию программных документов государства. При этом сохранены базовые, оправданные временем и практикой уголовно-правовые институты и отвечающие современным реалиям нормы, направленные на эффективную защиту прав и свобод граждан, защиту интересов общества и государства от преступных посягательств.

По итогам работы семинара были выработаны Рекомендации, которые рассмотрены, консолидированы и переданы в соответствующие органы в официальном порядке.

18 апреля 2013, 17:54
Источник, интернет-ресурс: Медиа-корпорации «ЗАҢ» , Прочие

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript