Благими намерениями…

 

Эльвира Сац

 

Жителям Алматы предлагают отказаться от авто, однако велосипедисты все чаще попадают в аварии.

По прогнозам экспертов, через десять лет в городе будет около 1,5 млн автомобилей, поэтому для предотвращения возможных - и огромных - осложнений акимат намерен даже подключить иностранных специалистов для создания стратегии развития транспортной системы мегаполиса. Эксперты и иностранцы внесут свои предложения в акимат уже в мае, далее должны пройти общественные слушанья.

А пока в рамках проекта «Устойчивый транспорт города Алматы» специалисты советуют городским властям поэтапно повышать стоимость парковки, вводить плату за проезд по отдельным улицам и расширять зоны для движения пешеходов и велосипедистов, а алматинцам - пересаживаться на экологический общественный транспорт, то есть трамваи и троллейбусы.

Возможно, как обещают организаторы проекта, в южной столице будут запущены две линии скоростного трамвая и обозначено около десяти магистралей для движения троллейбусов и автобусов по выделенным полосам. И тогда проезд на общественном транспорте будет быстрым, комфортным и доступным. А пока, как не понаслышке знают пользователи услуг трамваев и троллейбусов, страданий их пассажиров, что называется, немерено. Это непредсказуемые интервалы движения, хронические опоздания на работу, «полный застой» электротранспорта во время снегопадов и морозов и многие другие риски.

А как обстоят дела, скажем, в Европе? Электротранспорт там - это огромные разветвленные трамвайные сети, с выделенными линиями, специальными трамвайными светофорами, там есть подземные тоннели, и электрички просто пересекают город под землей, останавливаясь на нескольких подземных пересадочных узлах, где они связаны с метро и трамваями. Там трамвай ходит по отдельным путям, имеет приоритет на светофорах, быстро проезжает остановки, прибывает на остановки точно по расписанию - и, конечно, многие выбирают его как основной способ перемещения.

В идеале трамвай, который ходит, к примеру, раз в 5 минут, может перевозить 200 человек. Трамвайные пути, занимающие по площади столько же места, сколько автодорога, пропускают в 5 раз больше людей, а в оптимизированном виде - в 10 раз. В некоторых городах, таких, как западный Берлин, сейчас строят заново трамвайную сеть, а это дорого и сложно, но необходимо для нормального функционирования города. Трамвай намного дороже автобуса при закупке, однако это компенсируется тем, что его можно ремонтировать неограниченное количество раз. Раз в 7 лет вагон проходит капитальный ремонт, а в Риме, говорят, есть трамваи, которым 70 лет.

 Трамвай ко всему прочему еще и очень дешев по сравнению с другими видами транспорта со схожей пропускной способностью. Километр самого навороченного, бесшумного и с травкой между рельсами скоростного трамвая стоит примерно в 8-10 раз дешевле километра метро.

 Но вернемся к многоступенчатым отечественным проблемам. Что касается такого популярного ныне в мире и доступного для казахстанцев вида транспорта, как велосипед: в Казахстане еще до начала летнего сезона пострадали восемь велосипедистов. Дорожная полиция уже сделала предупреждение любителям двухколесного транспорта. Комитет дорожной полиции МВД республики сообщает, что «достоинства этого вида транспорта неоспоримы, но есть и огромный недостаток - неустойчивость и незащищенность велосипедиста».

Выясняется, что, по статистике, для велосипедиста вероятность попадания в ДТП в пять раз выше, чем для водителя автомобиля. В прошлом году было зарегистрировано 175 аварий с участием велосипедистов, где погибли 18 человек и пострадали 164. В КДП отмечают, что за последние пять лет количество таких аварий выросло почти в два раза и что в большинстве ДТП с велосипедистами виноваты они сами.

Однако, можно ли при такой перенасыщенности дорог велосипедисту стать равноправным членом дорожного движения? Вряд ли. Часто он врезается в резко открытую дверь припаркованного автомобиля, и это серьезное ДТП может закончиться его смертью. Часто автомобилисты не уступают ему дорогу; при повороте машины налево не пропускают встречного велосипедиста, который движется прямо. Бывает даже автомобиль врезается в велосипедиста сзади и т.д.

Поэтому собственно проект и его реализация, как показывает опыт, - две совершенно разные вещи. Совпадут или не совпадут благие намерения и перспективы с суровой реальностью на наших дорогах - это большой вопрос.

19 апреля 2013, 10:58
Источник, интернет-ресурс: Медиа-корпорации «ЗАҢ» , Прочие

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript