Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

В Мажилисе рассмотрели законопроект по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию

Фото : 23 апреля 2013, 15:22

Под председательством Дариги Назарбаевой сегодня в Комитете Мажилиса по социально-культурному развитию рассмотрен депутатский законопроект «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». В обсуждении приняли участие представители министерств: образования и науки, культуры и информации, а также СМИ, сообщает пресс-служба Мажилиса РК.

Об основных направлениях рассказал депутат Мажилиса - руководитель рабочей группы по законопроекту Алдан Смайыл. Предлагаемый парламентариями законопроект позволит реализовать в национальном законодательстве установленные Законом Республики Казахстан «О правах ребенка» гарантии защиты ребенка от информации, пропаганды и агитации, причиняющих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию (пункт 1 статьи 36, пункт 1 статьи 39 указанного Закона).

Законопроект разработан, исходя из необходимости приоритетного обеспечения защиты прав ребенка. И в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, направленными на обеспечение информационной безопасности детей, в том числе закрепленными в ратифицированной Республикой Казахстан Конвенции ООН о правах ребенка (1989 г).

Документ призван способствовать соблюдению государством обязанности обеспечивать разработку «надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию», а также устанавливать необходимые ограничения прав самого ребенка, а именно - «свободу искать, получать, передавать информацию и идеи любого рода» (ст. 13, 17, 34 Конвенции ООН о правах ребенка).

При разработке настоящего законопроекта учитывались современные международные стандарты и передовой зарубежный опыт законодательного регулирования оборота информационной продукции, вредной для детей и молодежи. Принят также во внимание проект Модельного закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», принятый на тридцать третьем пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (постановление № 33-15 от 3 декабря 2009 года).

Принятие предлагаемого законопроекта ориентировано также на выполнение ряда соглашений в информационной сфере между государствами-участниками СНГ, до настоящего времени не нашедших достаточно последовательной и полной реализации в национальном законодательстве. И, в том числе, Решения государств-участников СНГ «О защите детства в государствах-участниках Содружества Независимых Государств» (30 ноября 2000 г.), содержащего положение «о регулировании деятельности электронных и печатных средств массовой информации в целях защиты физического, психического и нравственного здоровья детей от их разрушительного влияния». И Программы государств-участников Содружества Независимых Государств по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года, предусматривавшей разработку комплекса мероприятий по обеспечению скоординированного противодействия изготовлению и распространению материалов, пропагандирующих культ насилия и жестокости в средствах массовой информации, на рынке кино- и видеопродукции и информационной сети Интернет.

В сфере обеспечения информационной безопасности детей законодательство Республики Казахстан значительно отстает от ведущих стран мира. Это, например, такие как: США, Канада, Германия, Великобритания, Нидерланды, Норвегия, Дания, Швеция, Финляндия, Австрия, Франция, Италия, Япония и др.). В законодательстве этих стран предусмотрены ограничения и запреты на распространение среди детей и подростков информации, способной нанести вред здоровью и развитию детей, проведение соответствующей экспертизы информационной продукции, осуществляется возрастная классификация такой продукции; установлены временные рамки трансляции передач, предназначенных для детей, созданы специальные контрольно-надзорные органы по защите детей от информации, наносящей им вред, действуют меры ответственности за незаконный оборот информационной продукции среди несовершеннолетних, вплоть до уголовной.

По указанному пути развивается законодательства стран СНГ и Балтии. Так, специальный закон «О защите несовершеннолетних от вредного влияния» (2001 г.) действует в Грузии и регулирует защиту несовершеннолетних от вредного влияния, связанного с показом кино-, видео-, телефильмов и печатной продукции. Закон Литовской Республики «О защите несовершеннолетних от негативного воздействия общественной информации» (2002 г.) определяет меры защиты детей от общественной информации, оказывающей отрицательное воздействие на физическое, духовное и нравственное развитие несовершеннолетних. А Закон Украины «О защите общественной морали» (2003 г.) содержит специальные меры по защите несовершеннолетних от негативного влияния продукции сексуального или эротического характера.

Задачей законопроекта является введение законодательных гарантий и организационно-правовых механизмов защиты детей от информации, причиняющей вред их физическому и психическому здоровью, нравственному, духовному, психическому, физическому и социальному развитию, в том числе от распространения печатной, аудио- и аудиовизуальной продукции, электронных и компьютерных игр, пропагандирующих насилие и жестокость, порнографию, антиобщественное и правонарушающее поведение.

Актуальность принятия Закона обусловлена неотложной потребностью в создании эффективных механизмов обеспечения прав ребенка на информационную безопасность в условиях современного информационного пространства путем защиты детей от информации, причиняющей вред их физическому и психическому здоровью, полноценному нравственному, духовному, психическому, физическому и социальному развитию.

Необходимость разработки и принятия данного закона объясняется особой уязвимостью детей, которые в условиях интенсивного развития новых информационных технологий (Интернета, мобильной и иных видов электронной связи, цифрового вещания) в наибольшей степени подвержены негативному информационному воздействию. Информация, распространяемая с использованием: СМИ, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, при обороте рекламной продукции, электронных и компьютерных игр, кино-, и видео-. А также, иных аудиовизуальных сообщений и материалов,- все чаще оказывает на детей психотравмирующее и растлевающее влияние, побуждает их к рискованному, агрессивному, жестокому, антиобщественному поведению, способствует их виктимизации, облегчает их вовлечение в совершение преступлений, иных антиобщественных и противоправных деяний.

Сложившемуся положению способствуют существенные пробелы в законодательном регулировании правовых гарантий обеспечения защиты нравственности и здоровья детей при обороте информационной продукции.

Как отмечают авторы законопроекта, в Республике Казахстан в отличие от многих стран мира отсутствует комплексный закон, регламентирующий отношения в этой области. Вне сферы правового регулирования остаются наиболее востребованные несовершеннолетними информационные продукты: компьютерные и электронные игры, зрелищные мероприятия. Законодательно не закреплены специальные требования к содержанию печатной и аудиовидеопродукции, предназначенной для разных возрастных групп детей с учетом их психофизиологических особенностей.

Авторы законопроекта отмечают, что предлагаемый к рассмотрению проект Закона учитывает закрепленный Конституцией Республикой Казахстан принцип возможности ограничения прав и свобод человека и гражданина законами в той мере, в какой это необходимо в целях защиты здоровья и нравственности населения (пункт 1 статьи 39).

В то же время его положения не ограничивают доступ совершеннолетних лиц к информации, способной причинить вред здоровью и развитию детей. В нем установлены необходимые ограничения на распространение соответствующей продукции в доступное для детей время и в доступных для посещения детьми общественных местах, а также обязанности изготовителей и распространителей принимать соответствующие административные, технические, программные и иные меры защиты от доступа к ней несовершеннолетних на добровольной основе, в порядке саморегулирования.

В данном законопроекте закреплены такие успешно апробированные в зарубежной практике правовые механизмы, как осуществляемые на добровольной основе возрастная классификация и предупредительная маркировка информационной продукции, установление ограничений во времени ее теле- и радиотрансляции, иные меры охраны и защиты детей от вредной для них информации при ее публичном обороте.

Замечания содержащиеся в заключении Правительства Республики Казахстан от 28.02.2012года № 20-52/3738 на проект Закона Республики Казахстан «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» приняты во внимание и устранены.

После состоявшегося обсуждения решено продолжить дальнейшее рассмотрение в рамках рабочей группы с учетом высказанных сегодня замечаний и предложений. Законопроект разработан группой депутатов Мажилиса: Гульнар Сейтмаганбетовой, Светланой Бычковой, Гульмирой Исимбаевой и Алданом Смайылом.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии