Незаверенное доверие

 

Инна ЕНЬШИНА

 

В последнее время активно обсуждается тема отмены доверенностей на управление автотранспортом. С одной стороны, звучат призывы о полной отмене этого хорошо знакомого любому автомобилисту документа, с другой - высказываются опасения, что отказ от доверенностей может привести к росту преступлений в сфере автотранспорта.

Каждый владелец авто хоть раз в жизни оформлял доверенность на управление им родственникам, друзьям, а также при продаже и покупке машины. Последнее, конечно, чревато возможными последствиями, ведь в случае аварии, виновником которой вполне может стать покупатель, ответственность ляжет на владельца авто, но кто об этом думает, особенно когда продать машину хочется поскорее, и совсем нет желания тратить время на, казалось бы, ненужную и далеко не дешевую процедуру оформления договора купли-продажи. Что касается выдачи временной доверенности на управление машиной родственникам и друзьям, так это вообще - один из самых обсуждаемых вопросов среди автовладельцев. На протяжении последних двух лет с предложениями о полной отмене документа неоднократно выступали депутаты, мотивируя это тем, что выдача доверенности - процедура недешевая и отнимающая массу времени, сначала при оформлении у нотариуса, затем - при регистрации в Управлении дорожной полиции.

 После долгих споров и дебатов норма о необходимости нотариального заверения доверенностей на управление автотранспортом все-таки была отменена. Автовладельцам разрешили составлять этот документ от руки и при этом не обращаться к нотариусам. Соответствующие разъяснения руководства и специалистов Комитета дорожной полиции МВД РК периодически появляются в прессе. Множество вопросов у владельцев транспортных средств возникает и по поводу процедуры регистрации доверенностей в УДП. Зачастую автовладельцы ошибочно думают, что речь идет о регистрации доверенностей. На самом же деле органы дорожной полиции регистрируют не сами доверенности, а лиц, на которых они выдаются. Таким образом, дорожные полицейские ведут упорядоченную систему учета лиц, управляющих авто, что существенно облегчает их работу при установлении виновников ДТП.

 Сама процедура регистрации, как уверяют в УДП, не сложная и много времени не занимает. Рекомендуют это сделать дорожные полицейские в течение десяти дней, но при этом конкретные сроки регистрации нигде не прописаны. То есть, в принципе, автовладельцы могут и не регистрироваться в дорожной полиции, поскольку штрафов за это тоже не предусмотрено. Пока не предусмотрено. По инициативе Комитета дорожной полиции в рассматриваемом сейчас в Парламенте законопроекте «О дорожном движении» за отсутствие регистрации лицо, управляющее транспортным средством, будет оштрафовано. Но сами дорожные полицейские уверяют, что данная процедура направлена, прежде всего, на защиту интересов владельцев авто.

- Доверенность необходимо заверять в органах дорожной полиции для того, чтобы в последующем этому гражданину можно было предоставить законную помощь или поддержку, к примеру, при судебных разбирательствах. Это делается в его интересах. Нам это, конечно, нужно для того, чтобы мы понимали и знали, кто управляет автомашиной. Но в основе всего лежат интересы граждан, - поясняет руководитель группы профилактики УДП ДВД г.Алматы Еркин Утегенов.

 На сайте «электронного правительства указано», что процедура регистрации лиц, управляющих транспортными средствами по доверенности, занимает не более часа. При этом данная услуга в дорожной полиции должна предоставляться абсолютно бесплатно. От доверителя и того, кому выдана доверенность, требуются лишь их личное присутствие, удостоверения личности, свидетельство о регистрации транспортного средства и сама доверенность на право пользования транспортным средством.

 Что касается призывов о полной отмене доверенностей, то такие предложения звучали еще в 2011 году. Тогда с подобной инициативой выступил депутат Ержан Рахметов. В этом году в ходе презентации законопроекта «О дорожном движении» мажилисмен Ерген Дошаев предложил помимо самих доверенностей отменить и процедуру их регистрации. По словам депутата, автовладельцам приходится «по полдня томиться в очередях в органах дорожной полиции, чтобы поставить отметку о регистрации». По мнению парламентария, Казахстану в этом вопросе следует перенять зарубежный опыт. К примеру, в странах Европы для управления транспортным средством водителю необходимы лишь три документа: права, техпаспорт и страховой полис.

 Поддерживают парламентария и в Независимом автомобильном союзе Казахстана:

- Я считаю, что доверенность - это пережиток прошлого, от которого нужно избавляться, - говорит глава Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков. - В плане разрешающих документов на управление транспортом нам необходимо переходить к западному стилю. Достаточно того, что у водителя есть права, которые разрешают ему управление автомобилем.

 Иного мнения придерживаются нотариусы, которые уверяют, что отмена доверенностей может привести к росту числа преступлений в сфере автотранспорта.

- Доверенности необходимы, мы еще не достигли того уровня, чтобы можно было их отменять, - считает нотариус Ашат Мазиева. - Люди хотят защиты. Граждане не доверяют даже простой письменной форме сделки. Что касается моей практики, то количество удостоверенных мной доверенностей в этом году, по сравнению с прошлым годом, не уменьшилось.

 Кроме того, по мнению нотариусов, достаточно спорным моментом является и отмена необходимости нотариального удостоверения доверенностей. Так, в соответствии с п. 1 ст. 167 Гражданского кодекса РК, «доверенностью признается письменное уполномочие одного лица (доверителя) для представительства от его имени, выдаваемое им другому лицу (поверенному)». То есть данный пункт разрешает составлять доверенности в простой рукописной форме. При этом в п. 2 той же статьи речь идет о нотариальном удостоверении:

- Согласно пункту 2 статьи 167 ГК РК, доверенности на управление и распоряжение имуществом подлежат обязательному нотариальному удостоверению. Но ведь автомобиль - это тоже имущество. Возникает противоречие. Возможно, здесь необходимы уточнения или разъяснения, - считает нотариус Жанат Джаменкеева.

 Более того, по словам нотариусов, при оформлении доверенностей они разъясняют гражданам все риски и ответственность, которая на них ложится, и таким образом стараются обезопасить автовладельцев:

- У нас есть программа ЕНИС (Единая нотариальная информационная система), по которой мы можем всегда проверить, действительно ли доверенность выдана доверенным лицом, не отменена ли она. Управление дорожной полиции такими средствами не располагает. Согласно Закону «О нотариате», мы эту информацию разглашать не имеем права. То есть если работник дорожной полиции позвонит и попросит проверить, не отменена ли доверенность, я не смогу ему ответить, потому что обязана сохранить тайну совершения нотариального действия, - говорит Ашат Мазиева.

 Между тем в УДП считают, что нотариальные доверенности вряд ли гарантируют особую защиту автовладельцам и обеспечат их безопасность:

- Какая безопасность? Просто нотариусам это выгодно. Они ведь за это берут плату, выписать доверенность сейчас не так-то дешево, - говорит руководитель группы профилактики УДП Алматы Еркин Утегенов. - Сама выдача доверенности - в первую очередь волеизъявление гражданина, но это не юридический документ сделки купли-продажи транспортного средства. То есть человек, который выдает доверенность, должен понимать, что он рискует тем, что эта автомашина, к примеру, может участвовать в каком-либо преступлении. Законным владельцем, который внесен в свидетельство о регистрации транспортного средства, является человек, выдавший доверенность, то есть владелец этой автомашины. Поэтому, чтобы граждане впоследствии могли получить законную помощь, им необходимо заверять доверенности в органах дорожной полиции.

 Поддерживают дорожных полицейских и в Независимом автомобильном союзе. По словам Эдуарда Эдокова, дорожная полиция сегодня оснащена по последнему слову техники и выяснение того, кто является владельцем того или иного авто, - дело нескольких минут:

- Я считаю, что доверенность - это лишний способ заработка нотариусов, особого «функционала» она не несет. Америка и Европа прекрасно живут без доверенностей, эти страны более автомобилизированы, чем мы, и давно прошли этот путь. Юридические службы там тоже хорошо развиты, при этом они прекрасно обходятся без доверенностей. Сейчас все электронные базы данных позволяют соответствующим инстанциям вычислить вас по РНН, по номеру машины, это все перед глазами дорожных полицейских. На сегодняшний день мы достаточно автоматизированы.

 Что касается опыта соседних государств, то в России в ноябре прошлого года вступило в силу постановление Правительства об отмене доверенностей на управление автотранспортом. Теперь россиянам для управления авто необходимо иметь при себе водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства и страховой полис. Стоит отметить, что это уже второй некогда обязательный документ, который был отменен в соседнем государстве. До этого водителей избавили от необходимости иметь при себе талоны о прохождении техосмотра.

 Вопрос о том, будут ли отменены доверенности на управление авто в нашей стране, остается открытым. Известно лишь, что в МВД данную инициативу не поддерживают. По словам министра внутренних дел Калмуханбета Касымова, полная отмена доверенностей может серьезно сказаться на раскрываемости дорожно-транспортных происшествий, поскольку возникнут проблемы с установлением владельцев транспортных средств.

 Что касается формы данного документа - простой рукописной или нотариально заверенной, то здесь, конечно, выбор за самими автовладельцами. Все зависит от того, кому какая из этих форм кажется наиболее удобной, доступной и надежной. А вот если говорить о регистрации в органах дорожной полиции, то тот факт, что штрафов за непрохождение этой процедуры пока не существует, наверное, должен радовать автомобилистов, но при этом не стоит забывать о рисках, с которыми мы можем столкнуться, не торопясь с обращением в УДП, и о том, что сама доверенность не является актом сделки купли-продажи. Ведь, в конечном счете, ответственность при несерьезном отношении к данному вопросу ляжет на официально зарегистрированного владельца машины. Поэтому время, затраченное на прохождение процедуры регистрации в органах дорожной полиции, возможно, стоит отсутствия проблем и головной боли в будущем, в случае, если тот, кому вы «доверили» управление своим авто окажется, к примеру, виновником ДТП.

 P.S. Когда верстался номер, стало известно о возбуждении финансовой полицией Алматы уголовного дела в отношении сотрудников Управления дорожной полиции, которые получали взятки от автомобилистов за прохождение процедуры регистрации. Как известно, эта услуга должна предоставляться абсолютно бесплатно, однако предприимчивые полицейские пользовались правовым нигилизмом водителей и желанием ускорить прохождение процедуры регистрации. Как пояснил нам начальник Управления по раскрытию и предупреждению дел о коррупции Департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью по г. Алматы Даулет Акылбеков, преступная группа состояла из инспекторов дорожной полиции и страхового агента:

- Они создали такую схему, когда любой гражданин, который должен был бесплатно получать печать в УДП, платил за это от двух до пяти тысяч тенге. Взятки брали на системной основе. Самое интересное, что работа шла через страхового агента, который выступал посредником в получении взятки.

 В настоящее время финансовая полиция завершает расследование по данному делу.

23 апреля 2013, 15:42
Источник, интернет-ресурс: Медиа-корпорации «ЗАҢ» , Прочие

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript