Зри в корень

 

Эльвира Сац

 

На практике модернизация активов энергопроизводящих и энергопередающих структур осуществляется из бюджета, а не за счет ежегодно растущих тарифов.

Эту проблему обсуждают сегодня и общественные организации, и депутаты, и налогоплательщики-потребители, так как качество коммунальных услуг не улучшается на фоне роста их цен: износ основных средств по всем сферам естественных монополий коммунального сектора на протяжении многих лет остается на одном уровне - 60-65 процентов. Как известно, нецелевое использование прибыли за счет повышения данных услуг выявили проверки и Генеральной прокуратуры РК.

Вот как прокомментировал эту ситуацию юрист, председатель Алматинского областного общества защиты прав потребителей по г. Алматы и области Нурлан Садыков: «Согласно действующему Закону РК «О защите прав потребителей» любой потребитель имеет право на полную и достоверную информацию о предоставляемых ему товарах и услугах. Но алматинцы и жители области не имеют понятия, откуда берется эта сумма. На самом деле повышению должно предшествовать обсуждение с привлечением общественных объединений. На расширенном заседании Правительства с участием Президента минувшим летом было отчетливо сказано: «необходимо принять меры по созданию системы контроля за целевым и эффективным использованием средств субъектов естественных монополий, энергопроизводящих компаний, получаемых за счет роста инвестиционных тарифов с возможным привлечением общественных организаций. Опять же согласно Закону потребителю обязаны в доступной и прозрачной форме изложить обоснованность повышения тарифов - мы должны знать, откуда берутся эти цены.

Тарифы повышаются перманентно. Учтите, тарифы на электроэнергию и тепло взаимосвязаны - это одна энергосистема. В связи с повышением цен на электроэнергию с началом текущего отопительного сезона жители южной столицы и области получили квитанции с новыми тарифами на отопление - почти по 200 тенге за квадратный метр. Мы обсуждали эти предложения с другими ОО с тем, чтобы внести соответствующие предложения в Агентство РК по регулированию естественных монополий. Вот какую инициативу озвучили нам в письме представители Ассоциации «Поколение»: «…Если все же тариф на тепло будет увеличен, то рядом со сберкассами нужно будет расположить медицинские пункты по приему донорской крови. Пенсионеры будут сдавать кровь для расчета за тепло»…

Согласно заключению независимых экспертов (этот документ предоставлен по запросу нашего Общества финполом), только за один год, с 2008 по 2009-й, дополнительная или сверхприбыль АО «Алматинские электрические сети» составила свыше 17 млрд. 143 млн. (!). Учтите, это средства, уже поступившие на счета монополистов. На что ушли эти огромные деньги потребителей - мы до сих пор не знаем. Департамент АРЕМ по г. Алматы должен регулировать цены между потребителем и монополистом. Но, как показывает опыт, пока этот государственный орган соглашается со всеми «аргументами» последнего».

Эксперт Национального агентства по техническому регулированию, к.т.н. Толеухан МУНСЫЗБАЙ видит проблему с точки зрения изобретателя (об изобретении этого казахстанского ученого - уникальной по эффекту выработки электроэнергии установке - локальной мини-газотурбинной электростанции «ЮГ» писала в номере от 4 октября 2012 г.): «Дело в том, что в настоящее время 85 процентов всей энергии вырабатывается из невозобновляемых источников энергии - нефти, газа, угля и урана. Их будущее неотвратимо - когда-нибудь наступит день их полного истощения. Причем в первую очередь будут исчерпаны дешевые источники, что приведет к неизбежному росту стоимости энергии. Поэтому, никакие программы, никакие законы принятые правительством не смогут повлиять на рост цен электроэнергии.

При этом мы имеем дело с невысоким коэффициентом преобразования, ограниченным ресурсом, загрязнением окружающей среды, местными избыточными тепловыделениями. Сегодня в электроэнергетике износ оборудования составляет 60 процентов, в электросетевом хозяйстве 454 707 км, или 26 процентов, электрических линий нуждаются в ремонте. Добавьте сюда дисбаланс в производстве электроэнергетики, слабые связь между регионами и рыночные механизмы ценообразования.

Поэтому надо искать пути альтернативных способов электроснабжения. Энергетики, утверждая, что неизбежен рост цен на электроэнергию, не лукавят: при нынешнем положении в электроэнергетике рост цен неизбежен, думаю, он коснется не только потребителей Алматы и Алматинской области, но и всех регионов республики.

Антимонопольный комитет смог бы повлиять на ценообразование, если бы были альтернативные поставщики электроэнергии. А в настоящее время единственным таковым является ЕЭС РК. Расчленение же этой системы, в которой электрическими станциями управляют одни, электрическими подстанциями и электрическими сетями другие, причем все электрические станции и сети, разделенные по регионам, приватизированы различными предпринимателями, на которых влияют требования ЕЭС, говорят, невозможно. А предприниматели эти добавляют свою маржу и таким образом вносят свою лепту в ценообразование. Существующая система энергоснабжения приведет к краху не только энергетики, но и товаропроизводства, если не искать альтернативных способов снабжения электроэнергией».

Известно, что проверки Генпрокуратуры показали: доходы от повышения тарифов энергопроизводящими организациями в размере 2,7 млрд. тенге пошли на выплаты дивидендов своим учредителям и празднично-культурные мероприятия. Тогда как согласно закону все эти средства должны были быть направлены на модернизацию основных средств. Однако директор Департамента АРЕМ по городу Алматы Даурен Жандарбек также обосновывает рост цен на комуслуги законом: «Важно понять, что государственное регулирование в области электроэнергетики осуществляется Законом Республики Казахстан «Об электроэнергетике» и включает государственное регулирование тарифов. Отпускная цена на электроэнергию для бытовых потребителей формируется, исходя из стоимости электрической энергии с шин станций, тарифа на передачу и распределение электрической энергии по сетям регионального и межрегионального уровня, а также снабженческой надбавки.

Сегодня изменение уровня отпускных цен на электрическую энергию напрямую связано с уровнем инвестиционных обязательств энергопроизводящих организаций. Вместе с тем постановлением Правительства РК от 25 марта 2009 года № 392 определены уровни предельных тарифов для энергопроизводящих организаций.

Услуги передачи и распределения электрической энергии относятся к сферам естественных монополий. Регулирование данной услуги производится Агентством РК по регулированию естественных монополий и его территориальными органами. Принцип регулирования услуг передачи и распределения электроэнергии предусматривает прозрачность формирования тарифов. Так, проекты тарифов, представленные субъектами естественных монополий на утверждение, подлежат экспертизе с привлечением независимых экспертов, государственных органов, потребителей и их общественных объединений. При рассмотрении этих проектов тарифов также проводятся публичные слушания с предварительным опубликованием информации о дате и месте проведения в СМИ.

Ежегодно, до 1 мая, монополисты проводят отчетные слушания по исполнению взятых обязательств перед своими потребителями и регулирующими органами. И в случае их неисполнения возвращают потребителям путем снижения тарифов.

Таким образом, на сегодня законодательство не позволяет монополистам самостоятельно принимать решения о повышении тарифов на свои услуги. А также обеспечивается прозрачность ценообразования и народный контроль за деятельностью субъектов естественных монополий».

Коллегиальную солидарность с представителем АРЕМ выразил заведующий кафедрой электроснабжения промышленных предприятий Алматинского энергетического института Кайрат Бакенов: «В целом это повышение цен на услуги энергетиков и необходимо и в то же время неизбежно. Энергетические сети Казахстана были построены в период СССР. И долгое время не производилась соответствующая модернизация этих сетей. Сегодня около 40 процентов наших электросетей работают уже почти полвека. Соответственно, половина этого оборудования морально устарела. Компанией АО «KEGOC» с 2011 по 2014 годы реализовывается программа второго этапа модернизации линий 500-220 кВ. Проведение модернизации необходимо для обеспечения надежного электроснабжения и снижения потерь в линиях, что повышает энергоэффективность. Это стоит огромных средств, что частично отражается на тарифах.

Электростанции Казахстана в настоящее время работают на полную мощность и практически не имеют требуемой мощности для регулирования устойчивой работы. Поэтому в последние годы интенсивно ведется работа по вводу новых энергоблоков и электростанций (Мойнакская ГЭС). Это тоже отражается на тарифах.

Наш уголь - не лучший по качеству. Чтобы повысить эффективность сжигания угля и уменьшить влияние выбросов электростанций на окружающую среду, приходится модернизировать существующие ТЭС.

Для снижения потерь в передаче электроэнергии нужны модернизация линий и новые технологии. Несмотря на то, что территория, через которую протянуты эти линии - огромна, а плотность населения маленькая, АО «KEGOC» добилось максимальной минимизации до четерех-шести процентов. Это очень высокий показатель на постсоветской территории и не только.

Что касается АРЕМ, он активно сопротивляется повышению цен и реально защищает интересы потребителей на разных уровнях. Скажем, последнему повышению - на 5,9 процента - предшествовал целый ряд переговоров и обсуждений АРЕМ с представителями энергосбыта, малого и среднего бизнеса. Модернизировать сети необходимо, если мы хотим иметь электроэнергию в каждом доме. Этот процесс затрагивает всю экономику республики, поэтому он должен регулироваться цивилизованно».

Как сообщил председатель Агентства по регулированию естественных монополий Мурат Оспанов, АРЕМ уже приступило к разработке Системы мониторинга качества услуг субъектов естественных монополий. Создана рабочая группа по совершенствованию законодательства с участием представителей государственных органов и общественных организаций… В ближайшее время ведомство обещало «выработать предложения по повышению прозрачности тарифообразования, усилению защиты прав потребителей, исключению норм коррупциогенного характера и рисков злоупотреблений и определению четких критериев принятия решений». Будем надеяться, что этот вопрос и в самом деле будет решен цивилизованно.

23 апреля 2013, 17:45
Источник, интернет-ресурс: Медиа-корпорации «ЗАҢ» , Прочие

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript