Конституционный портрет Лидера

 

Нурлыбай Омаров

 

24 апреля 1990 г. был учрежден институт казахстанского президентства и в этот же день Верховным Советом на пост Президента Казахской ССР был избран Нурсултан Абишевич Назарбаев.

А 1 декабря 1991 года в результате победы на прямых выборах Н. Назарбаев получил право действовать от имени всех казахстанцев.

С тех памятных исторических событий прошло более двадцати лет.

О нашем Президенте рассказывает член Конституционного Совета, д. ю. н., автор монографии «Лидер: президентская власть в Казахстане на рубеже эпох» Виктор Александрович Малиновский.

- Виктор Александрович, опишите, пожалуйста, роль Нурсултана Назарбаева в становлении независимого государства?

- Очень сложно дать краткое определение этой роли. Пожалуй, наиболее подходящее слово - созидатель независимого государства. Причем здесь государственность я понимаю в самом широком смысле слова. То есть не только как аппарат управления страной, но и плюс опора гражданского общества.

В 1990-1991 годах мы имели исторически значимые документы: Декларацию о государственном суверенитете (1990 г.) и Конституционный закон о государственной независимости (1991 г.).

Тем не менее, они закладывали лишь политико-правовую основу для дальнейших глубоких преобразований. Требовалась многообразная организаторская деятельность. Ее и принял на себя Президент страны.

При учреждении поста президента восторжествовала концепция практически безвластного главы государства. Все нити реального управления были сосредоточены в Верховном Совете - социалистическом парламенте - и Совете Министров - правительстве.

Но очень скоро всем стало понятно, что такой подход явно не способствует прогрессу, а наоборот, консервирует и приумножает кризисные процессы. И совершенно оправданно был взят курс на централизацию исполнительно-распорядительной власти под началом Президента республики, возглавившего ее высший уровень.

Консолидацией была охвачена вся исполнительная власть. В январе 1992 г. введен пост главы местной администрации (предшественник современных акимов) с назначением на эту должность Президентом республики подотчетных ему и подконтрольных соответствующим Советам народных депутатов глав местных администраций.

Созданная вертикаль позволила резко активизировать борьбу с кризисом, централизовать направления и процессы глубочайших реформ, пресечь проявления «суверенизации» отдельных регионов.

Совершенно обоснованно именно такой статус Президента, возглавлявшего всю исполнительную власть, и получил закрепление в первой Конституции суверенного Казахстана 1993 г.

Потом завершилась эпоха Советов народных депутатов и деятельность последнего в истории страны Верховного Совета 13-го созыва. Проработав с апреля 1994 г. по март 1995 г., он прекратил свою деятельность, вследствии оценки Конституционным Судом противоречащими Основному Закону нескольких решений Центризбиркома по т. н. делу Татьяны Квятковской.

- Ситуация марта 1995 года буквально сотрясла государственную жизнь, повлекла оперативные и кардинальные действия Н. Назарбаева.

- Во-первых, за время своей деятельности с 19 апреля 1994 года по 6 марта 1995 года Верховным Советом 13-го созыва было введено в действие 314 актов, в том числе 24 закона. На их основе возникли многообразные правоотношения. Принятые законы и постановления Верховного Совета в одночасье лишились юридической основы.

Руководствуясь Законом от 10 декабря 1993 года «О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам местных администраций дополнительных полномочий», Нурсултан Абишевич 23 марта 1995 года издал Указ, имеющий силу закона, «Об актах Верховного Совета Республики Казахстан». Многие решения были признаны действующими и обладающими юридической силой со дня введения в действие. Вместе с тем не были признаны обладающими таковой 186 актов, главным образом, касающиеся организации и обеспечения работы самого Верховного Совета.

Во-вторых, в марте 1995 - январе 1996 г., опять же на основе Закона от 10 декабря 1993 г., Президентом было издано 147 указов, имеющих силу конституционного или обычного закона. Причем менее чем через год законодательный статус высшего представительного органа был восстановлен, но уже в лице ориентированного на будущее двухпалатного Парламента. Им позже эти указы были преобразованы в законы.

Решительными действиями Н. Назарбаева правовая система буквально была спасена от краха, а действующее право получило свое мощное развитие. Позже уже новый двухпалатный Парламент постепенно преобразовал все указы, соответственно, в конституционные и обычные законы.

- Год 1995-й вошел в историю Независимого Казахстана как год принятия действующей Конституции, заложившей политико-правовую основу для стабильного развития страны.

- Принятие действующей Конституции представляет собой без малейшего преувеличения яркую победу Главы государства. Дело в том, что компромиссная Конституция 1993 г. очень быстро начала давать сбои. Причем весьма ощутимые. В том числе и в организации высшей власти. Ситуация с решением Конституционного Суда по «делу Татьяны Квятковской» показала, что медлить с разработкой нового Основного Закона стало просто опасным. Четко проанализировав все «за» и «против», несмотря на различного рода политические заявления и спекуляции, Президент республики поручает узкой группе профессионалов-юристов подготовить проект. Затем представляет документ на рассмотрение Ассамблеи народов Казахстана и на народное обсуждение. После существенной доработки Конституция принимается народом на референдуме. Люди получили ответы на принципиальные вопросы своей будущей жизни в Республике Казахстан, а также полный набор прав, свобод и обязанностей. Учреждена принципиально новая, основанная на единстве и разделенности власти, президентская форма правления. Государственная организация стала устойчивой и сбалансированной.

Очень важно видеть и то, что, как покажут последующие конституционные реформы, возник новый формат конституционного процесса, основанный на профессионализме, широком вовлечении народной инициативы при максимально бережном отношении к Конституции.

Ведь именно Н. Назарбаев выступил инициатором широкого диалога 2002-2006 годов сначала в рамках Постоянно действующего совещания, затем - Национальной комиссии, а на завершающем этапе - Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ в Казахстане, возглавляемой лично Президентом республики.

Тогда за четыре года многие наработки были реализованы в утвержденных Президентом концепциях, принятых Парламентом законах и правительственных решениях, стали видны контуры действий на будущее.

А сама конституционная реформа 2007 г. создала мощные стимулы демократизации в последующие годы, в том числе для активизации всех политических институтов. С января прошлого года действует трех партийный Мажилис Парламента.

- Вернемся к институту президентства. Некоторых, особенно тех, кто учился на марксистско-ленинской классике государственных форм, смущает словосочетание «президентская форма правления».

- Уверен, это поверхностное суждение. Если вдуматься глубже, то можно без особых усилий выйти на современную классификацию - деление государств на «президентские» и «парламентские». При всей креативности такого подхода он не является сугубо нашим изобретением. В современном мире смешанные формы давно завоевали себе место под солнцем. Предваряя ваш следующий вопрос, скажу, что казахстанская «президентская форма правления» принципиально отрицает монархию и парламентскую республику. При этом позволяет модифицироваться в зависимости от конкретных условий в довольно широком диапазоне, усиливая президентский, парламентский или правительственный компоненты.

К слову, динамичный потенциал заложен и в нашей действующей Конституции. Например, в напряженный период 2008-2010 годов «в режиме ручного управления» за счет усиления президентским ресурсом исполнительной власти Правительства стране удалось достойно выйти из зоны мировой финансово-экономической турбулентности. Все антикризисные меры были синхронно обеспечены Парламентом своевременно принятыми законами.

Есть резервы, которые не были использованы на протяжении всего периода действия Конституции 1995 г. Просто для этого не было условий.

- Получается, что те, кто заявляет о противоречии Конституции тезиса о постепенной реализации стратегии Казахстана на «президентско-парламентскую форму правления» не правы?

- По сути стратегия курса Н. Назарбаева на президентско-парламентскую форму правления есть не что иное как постепенное усиление парламентского компонента в президентской форме правления. Уверен, что нужно зреть в корень. А он таков. Конституция, особенно в русле реформы 2007 года, стимулирует цивилизованную партийную деятельность. Пропорциональная избирательная система по воле электората приводит в Мажилис Парламента несколько партий. С учетом мнения партийных фракций, Президентом назначается Премьер-министр. Именно партийный фактор влияет на содержание работы Мажилиса и его взаимоотношения с Правительством. Итог - повышение эффективности всего государственного механизма. Такая логика развития государственности ни в коей мере не противоречит четкой записи в Конституции о президентской форме правления, которой охватываются республики, от чисто президентской до президентско-парламентской, в ее различных вариациях.

- А какова миссия Президента республики?

- Она материализована в его функциях, закрепленных в статье 40 и иных положениях действующей Конституции 1995 г. Глава государства - высшее должностное лицо - определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; представляет Казахстан внутри страны и в международных отношениях; является символом и гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина; обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом. Если упростить до краткой формулы, то это политическое руководство, политическая координация и политический арбитраж.

Все функции подробно развиты в конкретных полномочиях, предусмотренных в Конституции и законах.

По каждому направлению Н. Назарбаевым проводится огромная каждодневная работа. Подтверждением являются реальные исторические достижения, в том числе и в строительстве и укреплении Независимой Государственности в ее человеческой, правовой, финансово-банковской, управленческой, пограничной, оборонной, внешнеполитической и иных составляющих. Именно личный вклад Президента республики здесь выступает ключевым решающим фактором.

- Нурсултан Назарбаев не просто Президент - Глава государства. Он еще и Лидер Нации.

 - И это совершенно оправданно. Я не вижу здесь никаких оснований или аргументов для противопоставления двух начал конституционного статуса. Да и отрывать сегодня одно от другого малоперспективно. И вот почему.

Изначально Н. Назарбаев является Президентом республики. Словосочетания «Первый Президент» и «Первый Президент - Лидер Нации» в конституционно-правовой оборот пришли из жизни народа соответственно в 2000 и 2010 годах. То есть тогда, когда не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами стали громко говорить об исторических, в том числе и глобального масштаба, заслугах Нурсултана Абишевича.

Давайте подумаем и вот о чем. В силу особенностей самой эпохи обретения и утверждения Государственной Независимости Казахстана нашему Президенту приходилось и приходится заниматься такими делами, которые в давно устоявшихся демократиях находятся за пределами ведения государства. У нас же положение несколько иное, что объясняется присутствующими в нашей жизни вызовами и рисками.

 Наш Президент и работает в гораздо более напряженном режиме.

 Каждый год с участием Н. Назарбаева проходит более 500 протокольных мероприятий, включая зарубежные визиты, рабочие поездки в регионы, различные совещания, участие в работе международных и республиканских форумов, приемы зарубежных государственных и общественных деятелей, встречи с представителями общественности и трудовыми коллективами, посещение промышленных предприятий и социальных объектов.

 Ежегодно Президентом рассматривается и подписывается более 2,5 тысячи документов, в том числе около 150 законов, 250 указов и 80 распоряжений, примерно две тысячи служебных документов, около 250 обращений граждан. По каждому из них Главе государства необходимо сформировать индивидуальное мнение, принять персональное решение и проконтролировать исполнение!

Н. Назарбаев всегда активно сотрудничает со СМИ, проводит пресс-конференции и брифинги, дает интервью иностранным и отечественным масс-медиа, издает книги и публикует статьи программного характера.

Лидер Нации в своей деятельности использует не только государственно-управленческие методы. Его влияние на различные стороны жизни страны и каждого казахстанца, психологию, мировосприятие, правопонимание, жизненную позицию далеко не ограничивается указами и распоряжениями высшего должностного лица. В отношениях с народом и институтами гражданского общества Президент республики не замыкается в рамках государственного протокола, не ограничивается пределами государства.

Глава государства входит в систему народовластия напрямую, в качестве одного из ее главных и системообразующих элементов.

Лично для меня конституционный портрет Президента - Лидера Нации - это портрет и Лидера государства, и Лидера общества.

Нужно всегда помнить принципиальный факт. Уникальность института Первого Президента - Лидера Нации

Н. Назарбаева основывается на воле казахстанцев, впервые выраженной нами непосредственно на прямых выборах 1 декабря 1991 г. и впоследствии неоднократно подтвержденной на республиканских референдумах и всенародных выборах. Именно поэтому Первый Президент - Лидер Нации - конституционная ценность, которую мы все обязаны уважать и защищать, как уважаем и защищаем решения учредительной власти - народа.

25 апреля 2013, 15:36
Источник, интернет-ресурс: Сайт газеты «Юридическая газета» , Малиновский В.А.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript