Предложения формируют спрос

 

Ш. Даниярова,

 судья межрайонного

экономического суда г. Астаны

 

Законодательство о государственных закупках достаточно емкое и доступное как для заказчиков, так и для поставщиков.

Последнее время вопросам государственных закупок посвящается много публикаций в средствах массовой информации, участники государственных закупок могут получить ответы на многие интересующие вопросы на Интернет-ресурсах Министерства финансов РК.

Казалось бы, законодательство о государственных закупках совсем еще молодое, но достаточно полное и содержательное. Так, помимо специального Закона «О государственных закупках», детальное разъяснение порядка проведения и участия в государственных закупках дано в Правилах осуществления государственных закупок, утвержденных постановлением Правительства РК от 27 декабря 2007 года № 1301, Правилах проведения электронных государственных закупок, утвержденных постановлением Правительства РК № 623 от 15.05.2012 г.

Существующие разногласия и неясности по вопросам правоприменительной практики в этой отрасли права были сняты с принятием Верховным Судом РК нормативного постановления от 14 декабря 2012 года № 5 «О применении судами законодательства о государственных закупках».

Так, имела место неоднозначная судебная практика по правилам применения п. 4 ст. 11 Закона «О государственных закупках», устанавливающего сроки обращения в суд с иском о признании поставщиков, потенциальных поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок, для заказчиков. Если на первых порах применения Закона «О государственных закупках» суды удовлетворяли иски и признавали участников государственных закупок недобросовестными, в том числе и в случае нарушения этих сроков заказчиком, то после разъяснения Верховного Суда РК и принятого в дальнейшем нормативного постановления № 5 все разногласия по вопросу применения данного срока были разрешены. Согласно п. 3 нормативного постановления установленные законом сроки подачи иска - 10 рабочих дней - являются пресекательными, их истечение является основанием для отказа в удовлетворении заявления о признании потенциального поставщика недобросовестным участником государственных закупок. Кроме того, не следует забывать, что уклонение заказчика от предъявления иска, согласно ст. 167 Кодекса РК «Об административных правонарушениях», является административным правонарушением и влечет для должностных лиц административный штраф в размере 30 МРП.

Какие ошибки при участии в государственных закупках в большинстве своем допускаются поставщиками? Очень часто потенциальный поставщик невнимательно знакомится с технической спецификацией, размещаемой на веб-сайте вместе с проектом договора. И только после заключения договора приходит к выводу, что поставка на указанных в технической спецификации условиях для него невозможна. В связи с чем поставщик отказывается от исполнения договора либо исполняет с нарушением. Результатом подобной безответственности, безусловно, станет испорченная репутация и приостановление участия в госзакупках на 24 месяца. Примером может служить удовлетворенный судом иск о признании недобросовестным участником государственных закупок ТОО «М», который, подавая заявку, не обратил внимания на место поставки, указанное в проекте договора и, соответственно, не смог исполнить договор в установленные сроки.

Также одним из распространенных оснований для удовлетворения иска о признании участника недобросовестным участником государственных закупок, является несоответствие потенциальных поставщиков квалификационным требованиям, к каковым относятся как общие, так и специальные требования (ст. 8 Закона). Причиной выявленных несоответствий, как правило, также является невнимательность со стороны поставщиков при ознакомлении с условиями закупок. При этом со стороны поставщиков имеет место заблуждение относительно необязательности соответствия общим квалификационным требованиям при проведении закупок способом запроса ценовых предложений. По их мнению, в данном случае определяющим фактором является цена. Вместе с тем наравне с ценой при выборе поставщика лицензируемого вида товара, работы, услуги, заказчик обязан проверить наличие лицензии, и при отсутствии таковой обратиться в суд с иском о признании такого поставщика недобросовестным участником государственных закупок в течение пяти рабочих дней, как то предусмотрено ст. 10 Закона.

В большинстве случаев требования заказчиков о признании поставщиков (потенциальных поставщиков) недобросовестными участниками государственных закупок удовлетворяются по двум основаниям: в связи с уклонением от заключения договора государственных закупок и неисполнением, ненадлежащим исполнением договора о государственных закупках. Участникам государственных закупок следует учесть, что уважительных причин для уклонения от заключения договора, каковыми они обычно приводят технические ошибки при размещении заявки, отсутствие товара на рынке и т.п., практически нет. Подал заявку - заключи договор, третьего не дано. Исполнение договора также должно осуществляться в строгом соответствии с договором и технической спецификацией: это касается как качества поставки, ее стоимости, так и сроков исполнения договора. Перечень оснований, по которым условия договора могут быть изменены, строго ограничен правилами ст. 39 Закона и расширительному толкованию не подлежит.

В судебной практике распространены случаи, когда поставщик, ссылаясь на устные обещания со стороны заказчика, обращается в суд с требованиями о выплате сумм, превышающих стоимость договора. Как правило, в удовлетворении таких исков суды отказывают ввиду того, что соответствующие изменения в договор не вносились и, самое главное, не изменялась проектно-сметная документация и отсутствует решение о дополнительном выделении денег на сумму такого изменения, принятое в установленном законом порядке.

Так, ТОО «А» обратилось в суд с иском к ГУ о признании актов выполненных работ действительными, взыскании денежных средств в сумме 3 000 000 тенге, мотивируя свои требования тем, что данные работы были выполнены сверх утвержденной сметы ввиду производственной необходимости, по настоянию заказчика. Суд отказал в удовлетворении требования поставщика, ввиду отсутствия оснований, предусмотренных ст. 39 Закона о государственных закупках, для изменения объема и стоимости выполненных работ.

Закупки - государственный механизм, финансируемый за счет бюджетных средств, планируемых в начале года. Изменение бюджета должно иметь очень серьезные обоснования. В связи с чем поставщикам следует предусмотреть все существующие риски, и если задача не по силам, своевременно отказаться от участия в закупках.

Имеют место недостатки в применении законодательства о государственных закупках и со стороны заказчиков. Помимо пропуска срока обращения в суд, бывают случаи, когда заказчик закупок, допускает ошибки в размещенном на сайте объявлении, технической спецификации. Например, размещая объявление о закупе кондиционеров, прикрепляет к нему договор о закупе ведер для мусора. Допущенные ошибки в дальнейшем позволяют поставщику толковать условия закупок по-своему, либо приводят к срыву закупок, повторному их объявлению, что не всегда возможно с учетом сроков проведения закупок и лимитом финансирования.

Большая часть закупок осуществляется посредством запроса ценовых предложений, при осуществлении которых заказчик в обязательном порядке должен соблюдать правила, касающиеся направления потенциальному поставщику проекта договора для подписания в течение 5 рабочих дней со дня утверждения итогов государственных закупок (ст. 31 Закона). При этом следует учесть, что доказательством такого направления, в случае дальнейшего судебного разбирательства, будет являться почтовое уведомление либо другой документ, достоверно подтверждающий направление проекта договора поставщику. Принимая во внимание, что проект договора должен быть скреплен печатью и подписью заказчика, направление проекта договора в электронном варианте не считается надлежащим. Заказчик не должен полагаться на телефонные переговоры с потенциальным поставщиком, ждать его личного визита, а должен неукоснительно руководствоваться требованиями закона. То же касается и предъявления иска при ненадлежащем исполнении договора. Зачастую заказчики, доверяясь обещаниям поставщика, своевременно не предъявляют иск о признании поставщика, нарушившего договор, недобросовестным участником государственных закупок. Как правило, в результате такой «доброты» заказчика и сроки предъявления иска нарушены, и обязательства остаются неисполненными.

Имеется ряд замечаний по оформлению исков и приложений к ним. Так, следует отметить, что иск, по общим правилам подсудности, может предъявляться по месту нахождения ответчика, по месту исполнения договора, а также по месту нахождения филиала (представительства) ответчика. При этом согласно п. 2 вышеуказанного нормативного постановления Верховного Суда РК № 5 по выбору заказчика, по месту исполнения договора может быть предъявлен иск о признании недобросовестным участником государственных закупок потенциального поставщика, уклонившегося от заключения договора, поскольку последний, подав заявку (ценовое предложение), выразил свое согласие на поставку товара, работы услуги на объявленных условиях.

Еще раз хочется отметить, что законодательство о государственных закупках достаточно емкое и доступное как для заказчиков, так и для поставщиков. Соблюдение его - залог успеха и процветания экономики нашей страны, достижения целей и задач государственных закупок.

26 апреля 2013, 14:41
Источник, интернет-ресурс: Медиа-корпорации «ЗАҢ» , Прочие

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript