Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Кооперативы собственников жилья до сих пор не сумели оправдать возложенную на них миссию

Фото : 5 июня 2013, 09:54

Кооперативы собственников жилья, которые представлялись одной из наиболее доступных форм гражданского самоуправления, до сих пор не сумели оправдать возложенную на них миссию. Впрочем, это никак не умаляет самой потребности в построении действенной, прозрачной и легко управляемой системы местного самоуправления. Как она может выглядеть, рассказывает известный юрист Сергей УТКИН.

Обманчиво считать, что самоуправление - это когда жители непосредственно сами собой управляют. Все не могут быть управленцами. Задача жителей - выбрать наиболее активных, грамотных, порядочных людей, которые бы принимали решения в их интересах. И очень важна возможность немедленной замены управленца в случае недовольства его действиями и решениями.

Но реально выбирать мы давно разучились. Кого не послушаешь, так председатели КСК у них сплошные жулики, а переизбрать их не получается: не приходят люди на собрание, даже письменный опрос среди владельцев квартир становится проблематичным. Некому заниматься и «выкорчевыванием» председателей-жуликов. Но давайте начнем с малого.

В необходимости такого управленца, как старший подъезда, нет сомнений. Уборка подъезда, освещение, отключение воды для ремонта в какой-то одной квартире, замена стояков, протекание кровли, обслуживание домофона, лифта, сохранность почтовых ящиков, скамеек перед подъездом, шум в ночное время… да мало ли вопросов, которые постоянно возникают у жильцов одного подъезда. И было бы очень правильно, чтобы законодательство закрепляло: по любому из подобных вопросов жильцы должны обращаться к старшему подъезда. А в каждом подъезде обязательно размещалась бы информация о нем с фотографией, номером квартиры, телефонами и даже адресом электронной почты.

А дальше по цепочке. Старшие подъездов избирают старшего дома, который решает все спорные вопросы по общей крыше, подвалу, элеватору системы отопления, придомовой территории и т. п.

Старшие домов избирают кого-то вроде председателя КСК или старшего мини-района. В его компетенцию входит решение вопросов по освещению и благоустройству территории района, в том числе по определению и оборудованию мест для стоянок автомашин, сбору мусора, детским и спортивным площадкам, уборке территории, уходу за дорогами и зеленой зоной, любому строительству во дворах и на прилегающих территориях, размещению коммерческих объектов.

Старшие мини-районов должны «замыкаться» на депутата маслихата своего округа. То есть, все вышеназванное самоуправление, начиная со старшего подъезда, - так называемая представительная (выборная) ветвь власти, потому и курировать ее должен депутат маслихата, а не акимат.

Кстати, так депутату станет намного понятнее, чем заниматься. Ведь сейчас он редко представляет, как общаться с 20 тысячами жителей округа, за чьи проблемы хвататься. А так у него будет всего лишь, к примеру, 20 старших мини-районов, которые смогут постоянно к нему обращаться за решением общих по району проблем.

В свою очередь, старшего по мини-району или председателя КСК не будет мучать 1000 жителей, ведь он общается только с 10-30 старшими домов. Наконец, жильцу гораздо удобнее решение своих проблем искать у старшего подъезда - он всегда на виду, до него дойти - минутное дело.

Но эта идеальная картина разрушится, если старшие подъездов превратятся в мини-баев, соответственно, они будут избирать таких же жуликов старшими домов и мини-районов. Чтобы этого не произошло, любой житель должен иметь возможность самостоятельно собрать подписи за избрание нового старшего.

Далее с этим протоколом инициатор приходит к своему депутату. Тот вместе со старшими мини-района и дома в течение двух-трех дней достоверно устанавливает, что за избрание действительно проголосовало большинство.

Эта процедура с проверкой нужна, чтобы не завалить суды исками о подложности протоколов по выборам и во избежание подлогов. В крайнем случае, если кто-то все же посчитает протокол подложным, он, естественно, сможет обжаловать его в суде, но легитимность этого документа уже будет подтверждена подписями старшего дома, старшего мини-района и депутата маслихата. С дугой стороны, зачем обжаловать протокол, если проще самому собрать подписи за нового старшего подъезда? Если процедура перевыборов настолько упростится, то и поводов для споров станет меньше.

Хорошо, если бы на сайте акимата, маслихата или «электронного правительства» существовал раздел с информацией об общественных управленцах каждого конкурентного мини-района, подъезда, дома.

Очень важно, что четкая система управления на уровне объединений жильцов способна успешно проводить в жизнь любые решения вышестоящей власти, чего ей сейчас так не хватает. Например, можно обязать старших подъездов немедленно сообщать, кто из жителей сдает квартиры в аренду и какие арендаторы там проживают, наконец-то наладить учет домашних животных. Старшие подъездов через опрос жильцов могут собирать любую информацию, так недостающую для принятия грамотных управленческих решений.

С этими общественными управленцами смогут работать участковые инспекторы, которые все равно до каждого жителя дойти не в состоянии, а через старших они могут знать всю подноготную своего участка.

Наверняка кто-то подумает, что подобными методами мы уничтожим частную жизнь и свободу граждан и выстроим классическое полицейское государство. У меня другое мнение. Полиция должна быть другом и помощником, а не врагом. Только тогда жители начнут ей помогать, как помогают американцы своим шерифам, как сообщают в полицию обо всем подозрительном добросовестные немцы. Наверное, это нормально, и сделает жизнь в целом комфортнее для абсолютного большинства законопослушных граждан, но сильно усложнит ее преступникам и правонарушителям.

Финансирование деятельности местного самоуправления - тоже важный вопрос. Очевидно, что старшие подъездов, домов и мини-районов должны распоряжаться какими-то средствами. Это и так называемые целевые на содержание домов, и какие-то виды налогов и сборов, которые следовало бы прямо направлять на нужды жилищных объединений. К примеру, налоги за содержание домашних животных, на размещенную на их территории рекламу с расположенных в микрорайоне объектов малого бизнеса, транспортный налог с владельцев автомашин, проживающих на данной территории, да те же налоги с аренды квартир.

В доходах государства они занимают крупицу, уклонение по ним - колоссальное, администрирование - затратное, а для местного самоуправления такое перераспределение налоговых сборов станет серьезным подспорьем. Зато число конфликтов насчет сдачи в аренду квартир, размещения всевозможных торговых павильонов или автопарковок уменьшится, ведь каждый такой объект начнет приносить доход конкретному дому и мини-району. А поскольку старших станет легко поменять самим жителям, коррупция в этих вопросах также уменьшится.

Сейчас на рассмотрении парламента находится законопроект по местному самоуправлению. Если местное самоуправление заработает реально, с государства снимется множество забот.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии