Горячие новости
Читайте также

C каждым годом растет количество коррупционных преступлений в сфере госзакупок - Талгат Ергалиев

Фото : 5 июня 2013, 15:25

На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Ахметову С.Н. обратился депутат Парламента Талгат Ергалиев, сообщает пресс-служба Парламента РК.

«В настоящее время государственные закупки являются неотъемлемой частью развития экономики, а вместе с тем и Республики в целом. Чтобы понять всю важность этого процесса приведем одну цифру. Прогнозируемые поступления в бюджет республики в 2013 г. составят, примерно 36 млрд. долларов. Годовые планы по объемам государственных закупок товаров и услуг в Республике, по данным агентства по статистике, в 2013 году составят 13 млрд. долларов. В масштабах Казахстана сумма получается колоссальной», - сказал депутат.

По его словам, государственные закупки - это хороший способ как для государства выбрать наиболее эффективный метод удовлетворения государственных нужд, так и для поставщика - получить заказ и шанс рекомендовать себя с лучшей стороны. Однако, на практике предприниматели сталкиваются с рядом барьеров непосредственно в процессе участия в государственных закупках.

По заявлению официального представителя Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью с каждым годом количество коррупционных преступлений в сфере государственных закупок в Казахстане только растет.

Так, в 2012 году зарегистрировано 371 коррупционное преступление, из которых 288, или 78%, выявлены в сфере государственных закупок совершены служащими акиматов и их структурных подразделений, в том числе 26 - акимами и их заместителями.

Всего же в период с 2008 по 2012 годы финансовая полиция выявила почти 1 800 коррупционных преступлений в сфере государственных закупок, которыми государству причинен ущерб на сумму свыше 7 млрд. тенге и это только раскрытые преступления.

По словам мажилисмена, за последние 5 лет за совершение преступлений данной категории осуждено более 320 должностных лиц, среди которых бывший министр охраны окружающей среды и его заместители, вице-министр образования и науки, глава агентства по управлению земельными ресурсами, заместитель министра по чрезвычайным ситуациям, бывшее руководство Агентства по статистике, Министерства транспорта и коммуникаций, Комитета по водным ресурсам МСХ и т.д.

Вот несколько примеров коррупционного «беспредела»:

- Осужден к 12 годам лишения свободы с конфискацией имущества первый зам.акима Мангистауской области, который за оказанное содействие получил взятку в виде строительства коттеджного дома в г.Актау на сумму 64,3 млн.тенге.

- Приговором суда начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства г.Жанаозен признан виновным в хищении бюджетных средств в сумме 118 млн.тенге, выделенных на государственные закупки, и осужден к 6 годам лишения свободы с конфискацией имущества.

- Также ярким примером коррумпированности этой отрасли является факт ареста сроком на 10 лет с конфискацией имущества экс-главы Агентства по управлению земельными ресурсами, обвиняемого в хищении 906 млн.тенге, выделенных на обеспечении топографо-геодезической и картографической продукцией.

- 29 апреля 2013 года возбуждено уголовное дело в отношении вице-министра образования и науки РК по факту присвоения и растраты бюджетных средств в сумме почти 1,5 млрд.тенге при строительстве образовательного учреждения. Как ни странно, чиновник в свое время работал в системе государственных закупок.

«И это лишь малая часть выявленных случаев коррумпированности данной сферы», - отмечает депутат.

Выступая перед коллегами, мажилисмен сообщил, что по о оценке Счетного комитета в 2012 году общая сумма не использованных администраторами бюджетных программ средств составила 41,8млрд.тенге, а если учитывать, что более 1/3 бюджетных средств приходится на государственные закупки, то можно с уверенностью сказать о наличии существенных проблем в данном секторе.

«В свою очередь мы предлагаем механизмы решений, которые позволят госзакупкам стать еще более эффективным инструментом для государства.

Во-первых, нужно решать вопрос регулирования в области государственных закупок, где поставщики предлагают введение симметричной ответственности заказчиков и поставщиков в государственных заказах. То есть на деле заказчик может срывать график финансирования, задерживать срок рассмотрения документов и.т.д.

Во-вторых, считаем необходимым, создать Единый центр по организации и проведению тендеров, который будет заниматься исполнением всех государственных закупок по РК, а также назначить ответственных руководителей этого центра из числа проверенных временем и работой людей, которые за годы трудового стажа заработали себе безупречную репутацию и являются образцом для подражания.

В-третьих, в обязательном порядке: в равном количестве по отношению к организаторам включать в состав конкурсной комиссии по государственным закупкам лиц так или иначе не заинтересованных в результате конкурса. А именно: представителей отраслевых ассоциаций, неправительственных организаций, а также привлечь органы финансовой полиции и для открытости проведения закупок - средства массовой информации.

Равно как и считаем необходимым упростить требования проведения государственных закупок, отменить способ закупки «из одного источника», т.к. правомерность использования данного метода закупок порой остается под сомнением», - сказал он.

Прошедшее время показало, что необходимо было внести изменения в формы проведения закупок в целом. И данные изменения - это введение электронных государственных закупок.

По данным Агентства по статистике в 2010 году в электронной системе государственных закупок зарегистрировано 83 тысячи участников, тогда как на апрель месяц 2013 года - 155 тысяч, как мы видим, количество участников увеличилось почти в 2 раза и это только на начало года.

Как отметил Талгат Ергалиев, по сути, выигрывает не самый лучший, а тот, кто предложил низкую цену.

«Сегодня в Республике Казахстан программа государственных электронных закупок требует совершенствования. Иначе вся система государственных электронных закупок просто сведется к подаче документов в электронном формате, без аналитики, а также подтверждения компетентности поставщика и происхождения товара. В целом система проведения закупок требует инновационного подхода с учетом закона о закупках РК, к решению различных проблем, возникающих в процессе закупок. Также необходимо проанализировать опыт стран ближнего и дальнего зарубежья с заимствованием лучших и решающих моментов данной системы»», - сказал он.

Под этим запросом подписались также депутаты Мажилиса А.Перуашев, Е.Никитинская, А.Абильдаев, Н.Жазылбеков, М.Казбекова, А.Туртаев


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии