Горячие новости
Читайте также

По принципу эффективности. Кандидаты в судьи (Берік Сейтмустафа, гл. специалист - секретарь судебного заседания Специализированного финансового суда города Алматы)

Фото : 7 июня 2013, 15:21

Берік Сейтмұстафа,

гл. специалист -

секретарь судебного заседания

Специализированного

финансового суда города Алматы

В соответствии с п. 1 ст. 1 Основного Закона Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. В обеспечении высших ценностей государства важнейшую роль играет судебная власть.

Конституция РК в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (ст. 2) признала человека, его права и свободы высшей ценностью и установила, что соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. При этом гарантировано, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Одним из прав, закрепленных в Конституции Республики Казахстан, является право на судебную защиту своих прав и свобод. В свою очередь, судебная защита осуществляется судом. Должность судьи привлекает многих соискателей, но судьями становятся только единицы. Теоретически судьей может стать каждый гражданин страны, но на практике все оказывается намного сложнее, чем можно предположить.

Необходимо уделить внимание назначаемости, сменяемости, выборности судей, условиям формирования судейского корпуса, сложившимся правовым традициям и правовой культуре.

Таким образом, вопрос о том, как стать судьей, требует особого рассмотрения данной процедуры на законодательном уровне.

В соответствии с Конституцией РК председатель и судьи Верховного Суда РК избираются Сенатом Парламента РК, в свою очередь, председатели и судьи местных и других судов назначаются на должности Президентом республики. Кроме того, судьи назначаются на постоянной основе, что является одним из действенных гарантий их независимости.

Исследуя вопрос организационно-правовых гарантий, особое значение имеет порядок назначения судей, их несменяемость, неприкосновенность. Согласно Конституционному закону РК «О судебной системе и статусе судей РК» судьи избираются или назначаются на должность в соответствии с Конституцией республики. Судьей районного суда может быть назначен гражданин РК, достигший возраста двадцати пяти лет, имеющий высшее юридическое образование, безупречную репутацию и стаж работы по юридической профессии не менее двух лет, сдавший квалификационный экзамен, в том числе и в специализированной магистратуре, прошедший медицинское освидетельствование и подтвердивший отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению профессиональных обязанностей судьи, успешно прошедший стажировку в суде и получивший положительный отзыв пленарного заседания суда. Лицам, окончившим обучение в специализированной магистратуре, прохождение стажировки не требуется.

Судьей областного суда может быть гражданин, отвечающий вышеперечисленным требованиям, имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет или стаж работы судьей не менее пяти лет и получивший положительное заключение пленарного заседания соответствующего областного суда.

Судьей Верховного Суда может быть гражданин, отвечающий тем же требованиям п. 1 ст. 29 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей РК», имеющий стаж работы по юридической профессии не менее двадцати лет или стаж работы судьей не менее десяти лет и получивший положительное заключение пленарного заседания Верховного Суда.

В соответствии с Конституционным законом отбор кандидатов на должность судьи проводится по следующим основаниям.

Кандидатам на должность судьи обеспечивается равное право на занятие должности независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, политических взглядов, религиозных убеждений и иных обстоятельств.

Отбор кандидатов на вакантные должности судей местных и других судов осуществляется Высшим судебным советом на конкурсной основе из числа лиц, подавших заявление на занятие вакантных должностей и отвечающих вышеуказанным требованиям конституционного закона.

Высший судебный совет по итогам конкурса рекомендует кандидатов на вакантные должности судей местных и других судов Президенту республики для назначения на должности.

Кандидатура на вакантную должность председателя районного суда рассматривается Высшим судебным советом по представлению председателя Верховного Суда, внесенному им на основании решения пленарного заседания соответствующего областного суда.

Кандидатуры на вакантные должности председателей и председателей судебных коллегий областных судов, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда рассматриваются Высшим судебным советом по представлению председателя Верховного Суда, внесенному им на основании решения пленарного заседания ВС.

Кандидат на должность председателя судебной коллегии Верховного Суда рекомендуется из числа судей ВС.

Высший судебный совет рекомендует кандидатов на вакантные должности председателей, председателей судебных коллегий местных и других судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда Президенту РК для назначения на должности.

Кандидатура на должность председателя Верховного Суда рассматривается Высшим судебным советом.

Высший судебный совет рекомендует кандидатов на вакантные должности председателя, судьи Верховного Суда Президенту РК для представления в Сенат Парламента республики.

Необходимо отметить, что судьи Верховного Суда РК избираются, а судьи местных и других судов назначаются на должность на постоянной основе. Кроме того, председатели судебных коллегий местных и других судов, председатели судебных коллегий Верховного Суда назначаются Президентом республики по рекомендации Высшего судебного совета на основании представления председателя ВС и решения пленарного заседания ВС сроком на пять лет, и на такой же срок назначаются на должность председатели местных и других судов. Председатель Верховного Суда избирается Сенатом по представлению Президента Республики Казахстан, основанному на рекомендации Высшего судебного совета, сроком на пять лет.

Лицо, впервые избранное или назначенное на должность судьи, приносит присягу следующего содержания: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только Конституции и законам Республики Казахстан, быть беспристрастным и справедливым, как велит мне долг судьи».

В большинстве передовых демократических стран (Франции, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Швеции, Норвегии, Дании и др.) судьи назначаются, как правило, главой государства. В США выбираются члены судебных органов части штатов (в некоторых штатах судьи назначаются губернатором). Члены высших федеральных судебных органов назначаются президентом. Обычно в этих государствах действует принцип несменяемости судей, т. е. они назначаются пожизненно.

Принцип несменяемости судей сложился в период абсолютизма, например, в Испании и Франции в начале XV века в процессе укрепления королевской власти, затем государственные должности, в том числе и судейские, продавались королем. Великая французская революция ликвидировала во Франции право передачи судейских должностей по наследству и провозгласила принцип выборности судей. Однако этот принцип существовал очень недолго, но при этом сохранялась несменяемость судей. Позже был восстановлен, как правило, порядок назначения судей. Чтобы обеспечить деятельность судов в желаемом направлении, судьи назначаются пожизненно или устанавливается предельный срок (очень высокий) их пребывания в должности. Например, в Великобритании право возбуждать вопрос об увольнении судей предоставлено только парламенту; для членов судов графств предельный возраст пребывания в должности установлен в 72 года. В США судьи федеральных судов назначаются пожизненно президентом с согласия сената. Предельного возраста для пребывания этих судей в должности не установлено, поэтому реально существует только один путь для отстранения их от должности - проведение по постановлению конгресса специальной процедуры импичмента (судебное разбирательство парламентом дел о грубых должностных преступлениях, совершенных высшими государственными должностными лицами). Во Франции все судьи (кроме персонала коммерческих судов) назначаются президентом по представлению Высшего совета магистратуры, предельный возраст для исполнения судейских функций установлен в 65 лет (в кассационном суде - 70 лет). В Бельгии, Дании, Нидерландах, Норвегии, Швеции судьи назначаются королевской властью пожизненно. В Японии судьи не могут быть отстранены от должности без публичного разбирательства в порядке импичмента. С международной точки зрения, несменяемость судей обеспечивает им независимость при разрешении судебных дел.

Таким образом, перенимая мировой опыт и рассматривая вопрос о назначаемости, сменяемости и выборности судей, можно подвести следующий итог. Полагаю необходимым увеличить срок обучения в специализированной магистратуре до трех лет, а также увеличить возрастной ценз на должность судьи.


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии