Горячие новости
Читайте также

Режиссер должен быть тираном

Фото : 10 июня 2013, 09:45

Сейчас во всем мире говорят о кризисе драматургии, поскольку сценарии современных фильмов похожи друг на друга, как близнецы. Об этом неутешительном явлении рассуждает известный российский сценарист Павел Финн (на фото), ставший гостем кинофестиваля «Звезды Шакена».

Павел Финн вершил судьбы героев фильмов «Всадник без головы», «Тайны дворцовых переворотов», «Вооружен и очень опасен». А в 2008 году Павел Финн написал сценарий к казахстанской кинодраме «Подарок Сталину». - Павел Константинович, в одном из своих интервью Эльдар Рязанов сказал, что из современного кино уходят доброта и милосердие. Кто виноват?

- Нельзя сказать, что из XXI века любовь ушла - просто она поменяла свою форму. То же самое касается и кинематографа: человечные картины все еще попадаются, хотя их становится все меньше. Сейчас трудно загадывать, вернется ли к нам духовное кино, но наша задача - попытаться все для этого сделать. На высших курсах режиссеров, где я преподаю, мы советуем молодым сценаристам придумывать новые идеи, чтобы они были продолжением великой литературы, существовавшей в Казахстане и России. Сейчас наблюдается агрессия телевидения и Интернета, что не может не повлиять на формирование зрительского вкуса. А зрительские предпочтения в свою очередь оказывают влияние на бесконечное производство телесериалов. - На «Первом канале» постоянно появляются байопики, рассказывающие о жизни известных людей. Анна Герман, Василий Чапаев, Людмила Зыкина, Георгий Жуков - этот список можно продолжать бесконечно.

Что вы об этом думаете?

- Я создаю биографические фильмы, например картину «26 дней из жизни Достоевского». Также я был одним из сценарис-тов сериала о министре культуры СССР Екатерине Фурцевой. Работа в сериале - это абсолютно другая специфика кинематографа. К сожалению, нередко туда приходят случайные люди, что сказывается на качестве ленты. Сегодня налицо кризис драматургии, что отражается и в актерской игре: артисты, переходящие из сериала в сериал, теряют свой актерский дар.

- А сейчас над чем работаете?

 - Над сценарием фильма об актрисе Ангелине Степанове, у которой был роман со знаменитым писателем Николаем Эрдманом. А потом она стала женой классика литературы Александра Фадеева.

- Считается, что на сценарном факультете лучше учиться людям с жизненным опытом…

- В драматургии опыт, безусловно, имеет большое значение. Я поступил во ВГИК, когда мне было 17 лет. Самое главное для сценариста - пройти хорошую школу вместе с режиссером, как это произошло в тандеме режиссера Вадима Абдрашитова и сценариста Александра Миндадзе.

- Многие сценаристы превращают свои сценарии в отдельные произведения. У вас не было подобного опыта?

- У меня этого не получилось. Многолетняя ошибка советской сценарной школы заключалась в том, что сценарии приравнивали к литературе. Да, киносценарий должен быть сделан таким образом, чтобы люди и характеры получились не хрестоматийными, а живыми. Но при этом нужно помнить, что сценарий - это прикладное произведение.

- Есть ли у вас какие-то табу?

- Для меня табу - это политическая или националистическая гнусность, а также откровенная декларация безнравственности. Конечно, сейчас можно говорить даже об однополой любви. На последнем Каннском кинофестивале одну из наград получил фильм, где рассказывается о чувстве двух женщин.

- Вы снимались в знаменитом фильме Марлена Хуциева «Застава Ильича»…

- В фильме есть сцена, когда в доме у главной героини собирается молодежь. Так вот, сценарист Геннадий Шпаликов решил снять в ней всех своих друзей. В результате в этом эпизоде были задействованы Андрон Кончаловский, Андрей Пырьев, Наталья Рязанцева, Андрей Тарковский и я. Это была импровизация.

- Киноведы говорят, что в современном кино уже ничего нельзя изобрести. Вы согласны с ними?

- Нет, не согласен. Конечно, какие-то основы заложены уже давно, но ведь и в великом немом киноязык проявлял себя гораздо интенсивнее. К сожалению, сейчас многое нивелируется в кинематографе, но не может быть сформировано окончательно. Хорошие режиссеры - всегда талантливые изобретатели.

- Вы верите в разделение на мужское и женское кино?

- Я бы назвал кинематограф не женским, а дамским, но при этом женщины-режиссеры все равно выполняют мужскую роль. Например, у Ларисы Садиловой, с которой я работаю, абсолютно мужская рука. Твердый характер был и у Ларисы Шепитько. Порой и мужчина может снять женскую историю, а иногда кино бывает и абсолютно феминистким. Но это опять же связано не с полом режиссера, а с той идеей, которую он закладывает в свою ленту.

- Насколько изменились требования к сценарию?

 - Они стали пониженными. Сценарии стали писать хуже. И опять же это связано с тем телевизионным потоком, который губит кино.

Ольга ХРАБРЫХ, Алматы


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии