Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Модернизация диктуется временем. Дальнейшее совершенствование судебной системы (Г. Ищанов, председатель Уральского городского суда)

Фото : 24 июня 2013, 11:35

Г. Ищанов,

председатель Уральского городского суда

Четыре года, прошедшие после V Съезда судей Казахстана, ознаменовались значительными законодательными, организационными и кадровыми переменами в судебной системе.

Последовательно повышается качество отправления правосудия, укрепился имидж и статус судей. Судебная система, сохраняя преемственность, стала более открытой и прозрачной, что подняло на новый уровень доверие народа к судам. Пять задач, поставленных Главой государства Н. Назарбаевым на этом съезде, стали ориентирами дальнейшего реформирования судебной системы. С уверенностью можно сказать, что все они в настоящий момент успешно выполняются. Руководством Верховного Суда РК проделана большая работа по дальнейшему повышению уровня отправления правосудия, доверия граждан к судебной системе путем повышения качества отбора кандидатов в судьи, профессионального уровня действующих судей, очищения системы от случайных людей, лиц, запятнавших высокое звание судьи. Достаточно отметить, что по стране более чем на треть обновился кадровый состав судей, произошло его значительное омоложение.

Судебная система стала более открытой и доступной для граждан за счет широкого внедрения технологий «электронного правительства», совершенствования системы ЕАИАС и инновационных технологий не только в Верховном Суде, но и в большинстве местных судов. Сейчас любой, владеющий навыками компьютера, может напрямую обратиться не только на сайт председателя Верховного Суда РК, получить ответ, но и подать в электронном виде исковое заявление в суд, узнать всю необходимую информацию по интересующему его делу.

Большим достижением стало дальнейшее расширение специализации судов. Наряду со специализированными экономическими судами повсеместно созданы административные и ювенальные суды. Последние значительно повысили гарантии защиты прав несовершеннолетних от нарушений их законных прав и произвола.

С принятием закона о медиации сделаны первые шаги по внедрению примирительных процедур и альтернативных способов разрешения споров. Следует отметить, что активную работу по внедрению этого закона на практике ведут только суды. Правоохранительные органы в погоне за показателями эффективности работы не восприняли принятие этого закона как руководство к действию. Практически ни одно дело (по крайней мере в нашем регионе) в ходе следствия и дознания не прекращено в порядке медиации.

Однако жизнь не стоит на месте, и новые вызовы современности и происходящие в обществе процессы требуют новых подходов и решений возникающих проблем и задач при отправлении правосудия. В последнем Послании народу Казахстана Президентом страны поставлена масштабная задача модернизации судебной системы, направленной на искоренение волокиты, упрощение судебных процедур и приведение их в соответствие с мировыми стандартами. Но на этом пути предстоит решить ряд проблем.

Действующее законодательство тормозит выполнение поставленной задачи. Особенно это актуально при рассмотрении, к примеру, уголовных дел по очевидным тяжким преступлениям, где подсудимый признает свою вину. Предусмотренный действующим УПК сокращенный порядок рассмотрения дел по таким преступлениям нуждается в совершенствовании. К примеру, почему бы не ввести не сокращенный, а особый порядок рассмотрения таких преступлений при согласии обвиняемого, потерпевших с предъявленным обвинением, без исследования и оценки доказательств. При этом назначать наказание не более 2/3 максимального срока или размера наиболее строгого наказания, предусмотренного законом. В этом случае мы бы не только сократили сроки рассмотрения уголовных дел, но и исключили волокиту, неразумную трату государственных и личных средств участников процесса, достигли бы существенной процессуальной экономии.

На наш взгляд, с учетом достижений современного технического прогресса в вопросах аудио- и видеофиксации, внедрения в местных судах аудио- и видеозаписей судебных процессов вчерашним днем судопроизводства является ведение бумажных протоколов судебных заседаний, что отнимает значительную часть драгоценного рабочего времени судей на их проверку, ознакомление сторон, рассмотрение замечаний.

В условиях низкой правовой культуры отдельных сограждан, неудовлетворительной работы почтовой связи, запирающихся подъездов, сокращения числа курьеров в судах, ограниченного числа штатных судебных приставов в настоящее время большой проблемой стало надлежащее уведомление, вручение повесток, вызов и обеспечение явки в суды участников судебного процесса. Ни для кого не секрет, что неявка вызванных в суд свидетелей и других участников процесса является основной причиной неоднократного отложения рассматриваемых дел, отсюда и порождается волокита. Внедряемая сейчас в порядке эксперимента система оповещения и вызова участников процессов, свидетелей посредством СМС-сообщений недостаточно эффективна, поскольку суд не получает подтверждения надлежащего получения вызываемым лицом данного сообщения для привлечения его к установленной законом ответственности в случае неявки в суд.

Загруженности судов, особенно гражданской специализации, зачастую способствует как злоупотребление своими правами отдельных заявителей и истцов, так и чрезмерно низкие ставки государственной пошлины, которые не пересматривались с советских времен, и отсутствие уплаты госпошлины при подаче апелляционных жалоб. Противники этого предложения могут сказать, что оно ограничит доступность населения к правосудию. На самом деле это не так. Практика показывает, что отдельная категория граждан превратила судебные разбирательства в способ зарабатывания денег. Участились случаи, когда граждане, используя свои широкие права, предоставленные законом, применяют их не для скорейшего и законного разрешения дела, а для разрешения иных, не всегда законных целей. Судьи чаще стали сталкиваться со злоупотреблением правами, когда стороны пользуются разными процессуальными уловками, чтобы затянуть процесс, оказать давление на судью, добиваясь вынесения нужного им решения. Такие лица ходят в суд как на работу, иногда высасывая из пальца исковые требования. Суммы заявляемых исков, особенно по возмещению вреда (особенно морального), составляют миллионы. Формально для такой категории граждан никакого законного сдерживающего фактора нет. Гражданско-процессуальный кодекс составлен таким образом, что очень большие обязанности возлагаются на судью, ведущего дело, а для истцов возможность обращения в суд максимально упрощена.

Общеизвестно, что в странах Европы и Америки, правосудие стоит очень дорого. Чтобы пресечь такое развитие событий на Украине, к примеру, приняли простое, но, как оказалось, достаточно эффективное решение. На иски была установлена законодательно соответствующая государственная пошлина - пропорциональная и прогрессивная. В частности, 1 процент с исковых требований до $200; 5 процентов с требований $200 - $20 000; 10 - с требований свыше $20 000. В случае проигрыша ответчик должен компенсировать госпошлину. Достаточно сказать, что после введения этой законодательной новации средняя сумма исковых требований по стране сократилась на 80%, а иски на астрономические суммы стали редкостью. У нас, к сожалению, такого рода законодательных ограничений нет, но они диктуются объективной реальностью. Низкие ставки государственной пошлины должны оставаться только по заявлениям при защите гарантированных Конституцией прав и свобод граждан и при обжаловании действий (бездействий) государственных органов и должностных лиц, трудовым спорам.

Думается, что следует начать обсуждать проблемы процессуального злоупотребления правами в СМИ, на других форумах, чтобы предъявлять требования не только к судьям, но и представителям сторон, и вот почему.

Упразднение дисциплинарных коллегий судей при областных судах стало важным итогом V съезда на пути по дальнейшему укреплению независимости судей. Значительно снизилось административное давление на судей, но усилилось заинтересованное давление участников процессов. В последние годы обострилась проблема злоупотребления своими правами участников судебных разбирательств. Несмотря на усилия по поднятию престижа судей, отношением к судьям как к людям, выполняющим функции государства, остается неуважительным.

Судьям часто приходится выслушивать оскорбительные высказывания и угрозы в свой адрес, но, будучи в мантиях, они не имеют права и не могут резко ответить на обвинения в коррупции, некомпетентности. А шантажи путем направления необоснованных жалоб в различные инстанции, комиссию по судейской этике вплоть до Президента стали обычным явлением. Делается это заинтересованными лицами умышленно, с тем чтобы добиться от судьи желаемого исхода. Сейчас практически по каждой жалобе, поступившей на портал ВС РК или в комиссию по судейской этике, судья вызывается в облсуд и у него с пристрастием отбирается объяснение, хотя дело находится в производстве судьи.

Нередко жалобы из различных вышестоящих инстанций поступают неоднократно для проверки и рассмотрения в течение всего процесса. По принятой ныне практике, если на действия судьи поступила жалоба, то судья оказывается виноватым хотя бы в том, что вызвал своим поведением жалобу. В этой связи, полагаем, что настало время нормативно закрепить и воспринимать жалобы на действия судьи, поданные во время судебных разбирательств, как форму давления на судью с целью вынесения нужного для этого субъекта решения. В личные дела судей вкладывать информацию только о тех жалобах, которые подтвердились.

Скрытой формой давления на судей стало устное телефонное информирование председателей областных судов руководителями местных правоохранительных структур, к примеру, при угрозе оправдания или отказа в санкционировании ареста задержанного, о наличии у них оперативной информации о заинтересованности судей или намерениях заинтересованных лиц подкупить судью и т.п. Такое телефонное давление не способствует законному и справедливому разрешению таких дел, более того, выбивает из рабочего состояния любого судью. Поэтому процесс обеспечения не формальной, а реальной независимости судей нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Назрела необходимость нормативно закрепить научно обоснованную нагрузку на судью по рассмотрению различных категорий дел, поскольку реальная нагрузка на судей, особенно областных центров, очень велика, что существенно влияет на качество и сроки рассмотрения дел. Напряженный ритм и нагрузки со временем превращаются в рутину, в итоге отдельные из них со временем черствеют, перестают воспринимать человеческую трагедию, боль, потому что в ней, по сути, живут.

Из-за отсутствия единого толкования и понимания слов «отсутствия судей в районном суде» в ч. 2 ст. 9 Закона «О судебной системе и статусе судей…» не практикуется командирование судей с минимальной нагрузкой в суды, где имеются вакансии или судьи находятся на больничном, в отпуске и т.п. Это способствовало бы не только профессиональному росту районных судей, но и снизило чрезмерную нагрузку городских, районных судов.

В условиях реформирования правоохранительных органов, принятия новых Уголовного и Уголовно процессуального кодексов модернизация и дальнейшее совершенствование судебной системы диктуется временем.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии