Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Что делать, если ребенок не хочет в школу?

29 июля 2013, 13:53

Тысячи детей пойдут в этом году в первый класс. Готовы ли они к этой нелегкой «работе»? Что должны знать родители, чтобы их малыши менее болезненно перенесли школьную нагрузку и требования, с радостью шли в школу? Как выбрать учительницу и школу? Что делать, если ребенок не хочет в школу? Каковы тонкости психики детей 6-7-лет? На эти и другие вопросы отвечает кандидат психологических наук, директор Центра семейного развития «Жануям» Жанат Смирнова.

- Сколько времени может продлиться стресс от того, что ребенок идет в первый класс?

- Стресс по поводу первого класса есть не только и не столько у первоклассника, сколько, прежде всего, у его родителей. Причем у первоклассника он длится около двух месяцев, а вот у родителей за полгода до сентября и столько же времени после, поэтому стресс, испытываемый ребенком, может усугубиться излишней тревожностью родителей. Они забывают, что школа - это место, где дети учатся, а не только соревнуются. И они забывают о настоящем стрессе ребенка. Для первоклассника все ново - учитель, другие дети, предметы, которые он изучает, а также новая роль - ученик, которая включает в себя большую ответственность и самостоятельность. И чем быстрее снизится тревожность у родителей, тем быстрее они позволят ребенку не бояться школы, а интересоваться знаниями.

- Следует ли вообще тревожиться по этому поводу?

- Есть тревога «по делу», она помогает, а есть тревога излишняя, она мешает. Да, тревожиться следует, но в меру и по делу. Нужно заранее выбрать учительницу, заранее выбрать портфель под рост и вес ребенка, закупить школьную форму и канцтовары - очень много дел, в процессе которых может снизиться тревога.

Помимо этого, тревога нужна, чтобы обдумать режим дня ребенка - кто его будет приводить и отводить в школу, как и с кем он будет выполнять домашние задания. Кстати, я против продленных групп в школе, когда первоклассник, не имея возможности отдохнуть, приступает к домашним заданиям. Качество их от этого сильно страдает. Учить уроки нужно все-таки дома, желательно с мамой. Мамино присутствие и ее спокойное отношение к урокам (важный фактор), может улучшить эмоциональный контакт с ребенком, и он будет доверять ей, рассказывать все, что происходит в школе. При грамотном подходе, ребенок вырастет со знанием, что семья - это место, где «можно зализать раны».

Излишняя тревога приводит к тому, что вся подготовка к школе отнимает у дошкольника его ведущую деятельность - ИГРУ, благодаря которой развиваются все его психические процессы - внимание, память, мышление, воображение, речь. Подготовка к школе - это вторично, а игра - первично. Если ребенок не играет вдоволь до 7 лет, то он будет играть (компенсировать) в 30-40 лет (казино, игровые автоматы и пр.). Важно, чтобы родители помнили это и не руководствовались своими страхами в дошкольный период ребенка.

Что делать, если ребенок не хочет в школу?- Как выбрать учительницу и школу?

- Учительницу нужно выбирать заранее, весной, собрать информацию от родителей тех, кто уже выучился. После этого важно организовать встречу ребенка и учительницы в стенах школы. Понаблюдайте, как беседует ребенок с учителем - с охотой, с неохотой или с опаской. Из всех факторов, которые будут влиять на контакт «учитель-ученик», фактор личности учителя самый переменный. Поверьте, легче выбрать подходящего учителя, чем менять или ломать характер ребенка.

И еще один очень важный момент: ценности учителя должны хотя бы примерно совпадать с ценностями вашей семьи, где растет ребенок. К примеру, если у вас семья более светская, то учительница не должна быть глубоко верующей и навязывать ценности религии. На этой основе сейчас слишком много учеников подвержены влиянию учителей и быстро разочаровываются в своей семье, что приводит к глубоким ценностным конфликтам, которые решить без помощи психолога невозможно. Приведенный мною пример - крайний вариант. Существуют менее болезненные конфликты, но они также мешают обретению академических знаний.

- Что делать, если ребенок уже на другой день, 2 сентября, не хочет в школу?

- Для начала успокоиться. Такое бывает. Спросите у ребенка, почему? При этом вопрос надо задать не с эмоцией страха, типа, вот оно, случилось... я так и знала...., а, совсем наоборот - почему, ведь учиться всегда интересно, это большая игра - кто больше знает, тот выигрывает. После этого серьезно разобраться в факторах, которые способствовали такой «неохоте». Зачастую ребенок не хочет в школу по следующим, самым распространенным причинам:

Первая. В школе нужно напрягаться и слушаться. Иногда это происходит, если ребенок совсем не ходил в детский сад. В таком случае, важно взять еще один год и все-таки сформировать нужные социальные навыки, которых у ребенка пока нет. Иногда он не хочет напрягаться, если видит это в семье - один из родителей не работает, или работает без напряжения «деньги идут и все, пойду-ка я в бар, пивка попью. Ребенок ловит подобные психологические паттерны поведения и подражает. В этом случае родителям важно изменить тактику своего поведенческого отношения к работе. Да, дорогие родители, дети вам подражают во многом, особенно во вредных привычках.

Что делать, если ребенок не хочет в школу?Вторая. В школе скучно. Ваш ребенок знает больше, чем помещается в программу первого класса - умеет бегло читать, писать, сочиняет и прочее. Следует поменять школу и выбрать такую, где есть такие же ученики, уже умеющие многое.

Третья. В школе дерутся, я боюсь. Ваш ребенок не может давать сдачи. Важно научить. И важно разрешить ребенку защищать себя. И.... важно родителям самим научиться защищаться от нападок социума. Ваши страхи влияют и увеличивают страхи ребенка.

- Как эмоционально поддержать ребенка?

- Ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми (вспомните свое детство).

Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал три ошибки, а в сегодняшнем две, то это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии родителями. Соблюдение правил безболезненного оценивания школьных успехов должно сочетаться с поисками такой деятельности, в которой ребенок, может быть, реализует себя и с поддержанием ценности этой деятельности. В чем бы ни был успешен ребенок, страдающий школьной неуспешностью, в спорте, домашних делах, в рисовании, конструировании и т.д., ему ни в коем случае нельзя ставить в вину неуспехи в других школьных делах. Напротив, следует подчеркнуть, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится всему остальному. Родители должны терпеливо ждать успехов, ибо на школьных делах чаще всего и происходит замыкание порочного круга тревожности. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания.

Болезненность школьной сферы должна быть снижена любыми средствами: снизить ценность школьных отметок, то есть показать ребенку, что его любят не за хорошую учебу, а любят, ценят, принимают вообще как собственное дитя, безусловно, не за что - то, а вопреки всему.

- Как правильно обеспечить грань между «надо учить уроки» и «хочу отдохнуть»?

Что делать, если ребенок не хочет в школу?- Важно придерживаться режима дня ребенка-первоклассника. После школы в обед он должен обедать. После обеда - отдых, прогулка на свежем воздухе. И только после прогулки - выполнение домашнего задания. При этом, если ребенка пугают оценками или он лишен внимания со стороны мамы, то сопротивление в виде фраз «Я устал, хочу отдохнуть» увеличивается. Если ребенок по-настоящему отдохнул и получает вовремя внимание, то такой диллемы не возникает.

- Должен ли родитель быть контролирующим «цербером» или все-таки есть какая-то другая роль?

- Родитель всегда должен оставаться родителем - искренне любящим, радующимся успехам и расстраивающимся из-за неудач, в меру контролирующим и в меру строгим. Только контроль вызывает у ребенка реакцию страха и вранья - ребенок в таких ситуациях учится скрывать, врать и обманывать. Дорогие родители, если вы чувствуете, что ваша роль «контролирующий цербер», пора самому обратиться к психологу. Важно снять параноидальную тревожность и начать жить в счастье.

- Что важнее - оценки или знания?

- Важны знания. Оценка - это субъективное мнение учителя, выражающееся в цифрах и представляющее срез показателя исполнительности ребенка, а не его интеллектуального уровня. Поэтому, когда ваш ребенок получает не ту оценку, которую вы ждете, важно поддержать ребенка, ведь он тоже расстроен. Следует разобраться, по какой причине он получил пресловутую оценку. И далее - не обвинять ребенка, а объяснить ему его ошибку. Если ошибка грамматическая, то просто потренировать безошибочное написание. Если ошибка типа «забыл дома тетрадь», то важно научить его навыкам самоконтроля. Все зависит от вас, уважаемые родители. Школа - это место, где ребенок учится учиться. А семья - это место, где ребенок учится Жить.

Торгын Нурсеитова, ИА Zakon.kz


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...