Количество нелегальных автомобилей продолжает расти, несмотря на неизбежность их судьбы

15 августа 2013, 11:59
Фото:

На днях казахстанская таможня поделилась самыми распространенными нелегальными схемами ввоза на территорию страны подержанных автомобилей. Только за первое полугодие в Казахстан было незаконно ввезено свыше 300 автомобилей на общую сумму 1,3 млрд тенге. При этом после необходимых процедур контрабанда уйдет с молотка, а полученный доход в результате продажи поступит в государственную казну.

Таким образом, приобретая подержанный автомобиль, существует риск остаться как без стального коня, так и без денег. Но выход есть, достаточно придерживаться народной мудрости и на сто раз проверить ожидаемую покупку.

Недавно сотрудники таможенных органов Республики Казахстан обратились к добропорядочным казахстанским автолюбителям с призывом обратить внимание на основные стороны, которые связаны с мошенничеством в сфере ввоза иностранных машин в Республику Казахстан.

Согласно проведенному анализу правоприменительной практики, львиная доля преступлений в автомобильной сфере совершается по нескольким классическим схемам.

Наиболее распространенный метод связан с партнером по Таможенному союзу - Беларусью. Так, из Литвы, Польши, Германии и других европейских стран иностранные автомобили по временному ввозу попадают на белорусскую землю. Затем по подложным документам, как снятые с учета в дорожной полиции Беларуси, эти машины едут в Казахстан. Разумеется, что ни о каких процедурах таможенной очистки речи не идет, поскольку этот транспорт уже находится на территории единого таможенного пространства и вроде как растаможен. После приезда в Казахстан машины легализуются на основании белорусского технического паспорта, регистрируются в органах дорожной полиции и получают казахстанские техпаспорта и номерные знаки. После этого перепродать такой автомобиль другому лицу не составляет особого труда.

Другой способ менее надежный, но к нему также существует интерес со стороны «автобизнесменов». В этой схеме широко задействованы репатрианты. На имя граждан, имеющих статус оралмана, с территории Монголии авто ввозятся и оформляются по льготным условиям с нарушением норм таможенного законодательства. Стоит отметить, что при этом с документами тоже не все в порядке. В ход идут поддельные свидетельства о регистрации транспортных средств Монголии и удостоверения оралмана. Затем машина регистрируется в дорожной полиции и выставляется на продажу.

Еще одна схема - киргизский номер. Особенно остро это коснулось южных регионов Казахстана. Система ввоза киргизских автомобилей следующая. Машины, пересекая казахстанско-киргизскую границу, оформляются по временному ввозу, а далее продаются казахстанцам по доверенности. Однако нашим гражданам ездить на таком автомобиле нельзя. Передвигаться на временно ввезенном транспорте иностранного государства по территории стран Таможенного союза разрешено исключительно тем, кто на этом автомобиле въехал. При этом право передачи и распоряжения автомобилем может быть осуществлено только при условии полной оплаты таможенных платежей и налогов. То есть если пересек границу иностранец, то распоряжаться машиной может только иностранный гражданин на основании декларации, которая заполняется на границе. Если за рулем не иностранец - это нарушение таможенных правил. Таким образом, казахстанцам противопоказано вождение таких автомобилей, поскольку это ударит по их карману. Согласно 430-й статье Административного кодекса, за подобные деяния грозит штраф от 5 до 10 МРП, а автомобиль помещается на СВХ. Более того, забрать автомобиль можно будет только после оплаты штрафа и всех процедур. Таможенный сбор - 60 евро, пошлина в зависимости от года выпуска и объема двигателя машины и НДС - 12 процентов от стоимости. В итоге машина старше пяти обойдется примерно в два миллиона тенге плюс оплата штрафа.

Существует еще один путь, по которому подержанные автомобили попадают в Казахстан. У контрабандных машин перебивают номера агрегатов, подгоняя их под технические данные уже существующего автомобиля, на который имеются легальные документы. К слову, аварийные машины среди объявлений о продаже пользуются огромным спросом, поскольку груду металла можно продать по запчастям, а можно превратить автохлам в «свежепригнанную» иномарку. Однако это опять-таки попадает под «серьезное правонарушение».

Так, согласно анализу таможенных преступлений в первом полугодии текущего года наблюдается значительное увеличение фактов незаконного ввоза автотранспортных средств. Цифры неутешительные. Если в 2012 году по фактам нелегального ввоза автомашин таможенными органами возбуждено 104 уголовных дела, то всего за 6 месяцев 2013 года по аналогичным фактам возбуждено 144 уголовных дела.

Кроме этого, в соответствии со статистическими данными и практикой расследования преступлений за период 2012-2013 годов общее количество автомобилей по уголовным делам составило 323 единицы, в том числе из Беларуси - 118, Монголии - 55, стран Прибалтики - 46, России - 29, Кыргызстана - 14, стран Европы - 12 и других стран - 49. При этом общая стоимость машин, ввезенных контрабандными способами, составила 1,3 млрд тенге.

Между тем по фактам незаконной транспортировки, пользования или невывоза за пределы территории Таможенного союза временно ввезенных иностранных транспортных средств составлен 701 административный протокол по 691 автомашине. Стоит отметить, что основное количество нелегальных «автомигрантов» было завезено из Кыргызстана - свыше 600 единиц, 16 - из стран Европы и 15 машин - из Монголии.

На сегодняшний день в производстве таможенных органов находится 56 материалов доследственных проверок по 380 автомашинам, в том числе свыше 300 незаконно ввезенных из Монголии, 20 - из Беларуси, 10 - из стран Европы, 9 - из Кыргызстана, 5 - из России и 4 из других стран. При этом, как отмечают казахстанские таможенники, цифры не окончательные и будут расти, поскольку совместная работа с органами дорожной полиции, а также налаженный обмен информацией с таможенными органами Таможенного союза не оставляют шансов на свободное перемещение на контрабандных машинах.

Несмотря на многочисленные нелегальные схемы провоза автомобилей в Казахстан, следует понимать, что все они являются криминальными и используются лишь преступными группами исключительно в целях извлечения прибыли. При этом преступников абсолютно не интересует дальнейшая судьба стальных коней и их «счастливых» владельцев.

Однако многие казахстанцы продолжают осознанно покупать контрабандный товар, а виной всему низкая стоимость. Экономия от покупки порою составляет 15-30 процентов от реальной стоимости даже с учетом уплаты НДС.

Тем не менее, будущее автомобилей-нелегалов предрешено. В соответствии с законом после всех процедур признания их предметами контрабанды машины будут конфискованы и уйдут с молотка в пользу государства. Поэтому перед сомнительной покупкой стоит вспомнить народную мудрость, которая гласит, что скупой платит дважды. Вооружившись терпением, следует постараться проверить всю историю автомобиля, в том числе и через запрос в органы дорожной полиции. Если с машиной все чисто, то и никаких проблем не будет, в противном случае продавец нелегального товара поспешит ретироваться и станет искать нового «счастливчика».

Борис ПАШКОВ, Алматы


Читайте новости zakon.kz в
Показать комментарии

Популярное

все топ новости

НОВОСТИ

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:

Хотите быть в курсе важных новостей?