Комментарии к законам - насколько применим в Казахстане германский опыт /Ж. Онлашева/

Zakon.kz Zakon.kz

Ж. Онлашева, Мажилис Парламента РК, кандидат юридических наук

Большим шагом можно назвать запуск Министерством юстиции сайта, на котором представлены тексты всех действующих нормативных правовых актов Казахстана. Однако применение законов невозможно без уяснения смысла, что делает вопрос толкования законодательной властью, органом-разработчиком или же учеными-правоведами одним из самых актуальных в законотворческой и правоприменительной практике.

В этой сфере можно констатировать, что в Казахстане не прижилась ни практика аутентического толкования, даваемого законодательною властью, ни традиция доктринального толкования, которое осуществляется учеными правоведами в виде комментариев действующего законодательства. При этом пробелом в законодательстве остается вопрос - кто из государственных органов должен толковать законы для граждан сразу же после вступления его в силу, поскольку прокуратура разъясняет содержание закона только при наличии достаточных оснований полагать, что незнание или неправильное понимание законов физическими либо юридическими лицами может повлечь нарушения законов либо прав и свобод гражданина. Кроме того, возникает вопрос - на основании какого толкования дается разъяснение законов прокурорами? На этом фоне государство должно поддержать и развивать практику написания комментариев к законам с размещением их на сайтах уполномоченных государственных органов.

Комментарии к законам - насколько применим в Казахстане германский опыт

 

 

Комментарии к законам - насколько применим в Казахстане германский опыт /Ж. Онлашева/Ж. Онлашева, Мажилис Парламента РК, кандидат юридических наук

 

Большим шагом можно назвать запуск Министерством юстиции сайта, на котором представлены тексты всех действующих нормативных правовых актов Казахстана. Однако применение законов невозможно без уяснения смысла, что делает вопрос толкования законодательной властью, органом-разработчиком или же учеными-правоведами одним из самых актуальных в законотворческой и правоприменительной практике.

В этой сфере можно констатировать, что в Казахстане не прижилась ни практика аутентического толкования, даваемого законодательною властью, ни традиция доктринального толкования, которое осуществляется учеными правоведами в виде комментариев действующего законодательства. При этом пробелом в законодательстве остается вопрос - кто из государственных органов должен толковать законы для граждан сразу же после вступления его в силу, поскольку прокуратура разъясняет содержание закона только при наличии достаточных оснований полагать, что незнание или неправильное понимание законов физическими либо юридическими лицами может повлечь нарушения законов либо прав и свобод гражданина. Кроме того, возникает вопрос - на основании какого толкования дается разъяснение законов прокурорами? На этом фоне государство должно поддержать и развивать практику написания комментариев к законам с размещением их на сайтах уполномоченных государственных органов.

В Германии традиция юридического комментария почти так же стара, как и сами законы. Комментарии сопровождают юриста с самого начала его профессионального пути, являются необходимым инструментом любого специалиста (адвокатов, судей, чиновников), а некоторые из них на вершине профессиональной карьеры сами становятся авторами комментариев.

Самый распространенный комментарий к Германскому гражданскому уложению «Паландт» (назван по имени первого составителя) выдержал 67 изданий и составляет 2800 страниц. Другой комментарий к Германскому гражданскому уложению «Штаудингер» издается с 1898 года и насчитывает 88 томов и 55 тысяч страниц.

Практически к каждому закону Германии существует комментарий. Комментарии наряду с собраниями решений высших судов являются необходимыми в наборе правовых инструментов немецкого юриста в связи с задачами, которые ставятся при их составлении.

Во-первых, с точки зрения немецких юристов цель комментария - добиться по возможности всестороннего и глубокого толкования текста закона и облегчить его понимание и применение. Эта задача является первичной и естественной задачей любого комментария. Таким образом, комментарий является своего рода настольной книгой или учебником для юридического сообщества.

Во-вторых, цель комментария - дать максимально полный обзор судебной практики и состояния научной мысли в отношении каждой из статей закона, таким образом, комментарий является своего рода энциклопедией юридического сообщества.

В-третьих, цель комментария - выявить спорные или проблемные пункты в понимании и применении закона и подробно осветить различные точки зрения на этот вопрос. Поэтому комментарий является еще и дискуссионной площадкой для юридического сообщества.

В-четвертых, цель комментария - дать представление о превалирующей судебной практике и господствующих мнениях в юридической литературе о том или ином вопросе. Здесь комментарий выступает как инструмент установления единства правоприменения. При этом надо иметь в виду, что все четыре цели должны сочетаться в одном комментарии: в Германии нет понятий «научный комментарий», «комментарий судебной практики», эти и иные функции должен в идеале совмещать в себе один комментарий к закону как таковой. Поэтому качественный комментарий обладает прежде всего строгой и, по возможности, единообразной структурой в отношении каждой из комментируемых статей закона. Еще важнее, что комментарий практически всегда освещает спорные моменты в тексте или толковании закона. Такие моменты возникают, если норма сформулирована недостаточно ясно или слишком широко и может быть истолкована или уже была истолкована судом или иными участниками правовых отношении различным образом. Это умение определять «подводные камни» при возможном нормоприменении или давать обзор уже существующих различных толкований является краеугольным камнем качественного комментария. Такие «подводные камни» комментируются на основе материалов из юридической литературы и правоприменительной практики, например, судебных решений или статей из научных журналов и учебников, причем с подробными ссылками на источники с указанием места публикации. Именно это подробное освещение всех вопросов, связанных с комментируемой нормой, и прежде всего, спорных вопросов, открывает возможности для практикующего юриста - будь то судья или адвокат - пользоваться комментарием целенаправленно и с экономией времени и находить необходимые аргументы в «правовом поединке». Прежде всего, это относится к деятельности адвоката и судьи в рамках судебного процесса /О. Аметистова. Комментарий к закону и его роль в судебной практике: взгляд немецкого юриста. Заңгер, № 7 (108), июль 2010 г., стр.77-78/.

Если сравнивать с практикой написания комментариев в Казахстане, то имеются большие различия. Один из самых популярных комментариев в республике - комментарий к Гражданскому кодексу. Комментарий подготовлен разработчиками Гражданского кодекса Республики Казахстан. Его отличительной особенностью является то, что комментарии даются не к каждой статье (постатейно), а к отдельным главам и разделам Гражданского кодекса (поглавно). При комментировании норм Гражданского кодекса анализируются все нормативные акты, принятые на основе Гражданского кодекса и дополняющие его. Проводится сравнительный анализ норм Гражданского кодекса с ранее действовавшим законодательством, а также с гражданским законодательством стран СНГ и дальнего зарубежья.

Мы видим несколько важных отличий: во-первых, комментарий составлен не к каждой статье, а к главам, во-вторых, отсутствует материал по практике применения норм, судебным прецедентам. В-третьих, германский комментарий постоянно пополняется новыми данными, что актуализирует его содержание.

Обратимся к экспертному мнению. Нескольким экспертам были заданы вопросы. Первый вопрос: «Какова сложившаяся в Казахстане практика по написанию и использованию комментариев к кодексам и законам? Насколько используются их тексты в работе государственных органов, частных предприятий, жизни граждан?»

Акимбеков Султан Магруппович, директор Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента Республики Казахстан считает, что системы здесь нет, в каждом случае придется прояснять ситуацию самостоятельно, если возникает такой вопрос. Но обычная практика и граждан, и частных предприятий связана с обращением к отдельным юристам, которые дают устные комментарии, исходя из своего понимания ситуации. У каждого юриста, естественно, существует свое мнение, оно может не совпадать с последующей трактовкой законов государственными органами. Поэтому уже на начальном этапе выяснения ситуации может возникнуть противоречие.

Как отмечает Джумабаева Гульнар Курмановна, главный эксперт Департамента политики развития предпринимательства Министерства регионального развития, правовед по образованию, в Казахстане практика по написанию комментариев к законам не состоялась в полной мере. В частности, комментарии встречаются по таким важным актам, как Конституция, Гражданский кодекс, ряд других кодексов. На этом список написанных и используемых комментариев заканчивается.

Второй вопрос: «Используете ли вы в своей работе комментарии к кодексам и законам? Имеются ли какие либо положительные результаты от использования комментариев? От каких именно?»

Акимбеков С.М. отметил, что комментариями к законам он пользуется не так часто. Хотя, например, приходилось использовать постатейные комментарии к последнему Закону о религии, которые написал и издал один из казахстанских ученых.

Кроме того, что комментариев не так много, продолжает Джумабаева Г., они широко не используются в работе, но очень необходимы. На государственной службе много сотрудников, которые по специальности не являются юристами, такие комментарии помогли бы им быстро и точно понять смысл законов. Надо учитывать, по мнению Джумабаевой Г., что отраслевые законы имеют свою специфику, и понять их без комментариев сможет только специалист этой отрасли.

Также Джумабаева Г.К. отмечает, что создание такой практики, как написание комментариев, будет способствовать повышению правовой грамотности. В современных условиях это актуально не только для госслужащих. Например, для развития предпринимательства действует целый ряд норм, о которых многие предприниматели просто не знают - например, с этого года введена норма об освобождении субъектов малого бизнеса от плановых проверок в течение трех лет с момента регистрации. В целом предприниматели зачастую не знают процедуру проведения проверки в соответствии с системой оценки рисков, предусмотренной Законом РК
«О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан». Поэтому комментарии к законодательным актам и их широкое применение смогли бы стать хорошим подспорьем для предпринимателей и граждан.

На вопрос: «Чем объясняется, на ваш взгляд, различие в подходах казахстанских и немецких юристов по отношению к роли и содержанию комментариев? Необходимо ли перенимать германский опыт в этом вопросе?» - Акимбеков С.М. высказал свою точку зрения: немецкая система права существует многие столетия, она ориентирована на конкретный результат. Поэтому логично, что в Германии традиционно поддерживают высокий уровень практичности системы. Вопрос только в том, кто будет писать комментарии, потому что это самостоятельная работа. Причем вопрос качества их написания чрезвычайно важен как для населения, так и для государственных органов.

Джумабаева Г.К. отметила, что Верховный суд принимает нормативные постановления и дает разъяснения по вопросам судебной практики, и это в качестве «комментария судебной практики» в определенной степени заменяет нам практику использования комментариев в германском виде. Но они используются больше судьями и специалистами, связанными с судебной системой, так как это касается больше их деятельности. Поэтому нужно перенимать германский опыт, но, как подчеркивает Джумабаева Г.К., фактически существует проблема с авторами таких комментариев. Сейчас ученых-юристов, владеющих практическими проблемами правоведения, в республике не так много. Здесь нужно учитывать, что при написании комментариев должны применяться как научный, так и практический подходы.

Анализируя ответы экспертов, можно сделать три основных вывода. Во-первых, комментарии к законам нужны и для населения и для организаций и для государственных органов, в конечном итоге использование комментариев позволит создать единую правоприменительную практику.

Во-вторых, требуется качественный анализ законов, поэтому вопрос написания комментариев перестает быть сферой интересов отдельных экспертов, необходимо внимание со стороны государственных органов, в первую очередь Парламента и Министерства юстиции РК, тем более что интерпретации отдельных экспертов наиболее важных норм, касающихся государственного регулирования, могут привести к недопониманию или даже противостоянию между гражданами и государством. В этом аспекте можно отметить такой важный закон, как Закон о религиозной деятельности и религиозных объединениях, упомянутый одним из экспертов. Комментарий к такому закону должен составляться теми специалистами, которые непосредственно его разрабатывали, поскольку требуется изложения их толкования в силу разнополярности концептуальных подходов к отношениям государства и религиозных объединений в современном Казахстане.

В-третьих, германский опыт складывался не одно десятилетие, поэтому и казахстанским юристам пора определиться и начать формирование такой практики написания комментариев, которые учитывали бы казахстанские реалии и потребности населения.

 

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
0
КОММЕНТАРИИ
Главная Топ LIVE Все
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления