Перед системой повышения квалификации педагогических кадров стоит задача модернизации методик преподавания и развития онлайн-системы образования

5 декабря 2013, 13:30
Фото:

Перед системой повышения квалификации педагогических кадров стоит задача модернизации методик преподавания и развития онлайн-системы образования, а также создания региональных школьных центров.

Глава государства в Стратегии «Казахстан-2050» назвал ключевыми задачами образования знания и профессиональные навыки, подготовку и переподготовку учителя новой формации. Педагоги обязаны готовить себя к работе в новых реалиях. Требования к педагогу новой формации за последние годы существенно повысились. Сегодня это духовно развитая, творческая личность, обладающая способностью к рефлексии, профессиональными навыками, педагогическим даром и стремлением к новому. В идеале такой учитель должен ясно понимать самоценность образования, быть «человеком в культуре», прекрасно знать свой предмет, педагогику и психологию, использовать личностно-ориентированные педагогические методы и обладать мотивацией к дальнейшему развитию своей личности.

Учитель-профессионал не только в совершенстве владеет своим предметом, но и видит место каждого участника в педагогическом процессе, умеет организовать деятельность учащихся, предвидит ее результаты, корректирует возможные отклонения, то есть он - личность компетентная. Чрезвычайно важно осознание учителем роли гуманистических отношений в педагогическом процессе. В программной статье «Социальная модернизация: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего труда» Глава государства отметил, что учебно-воспитательный процесс базируется на устаревших методиках и требует немедленной модернизации. В Казахстане идет становление современной системы повышения квалификации. Важно не только сохранить положительный опыт, накопленный за многие годы, но и привлечь наработки развитых стран. АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» формирует стратегию развития системы повышения квалификации, предусматривая участие педагогов в работе международных семинаров, форумов, курсов.

«Өрлеу» - это прежде всего стремление к вершинам образования, которое признано одним из важнейших приоритетов в Стратегии «Казахстан-2050», и сегодня цель реформ - адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Казахстан стал участником принятия всех основных международных документов в области образования, защиты прав человека и ребенка. Для реализации рекомендаций всемирных форумов «Образование для всех» в Джомтьене и Дакаре Казахстан принял Национальный план действий «Образование для всех». Одним из факторов и одновременно последствий глобализации становится свободное движение информации, интеллектуальной продукции и идей. За годы независимости изменилось массовое сознание казахстанцев, разрушены старые стереотипы.

Приоритеты развития образования и науки требуют сконцентрироваться на повышении качества программ и квалификации преподавателей, а также обновлении содержания, с тем чтобы развить у учащихся такие компетенции, как критическое мышление, поиск новой информации, умение работать в команде, использовать информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) и коммуникативные навыки. Но прежде этому надо научить учителей. В связи с этим АО «НЦПК «Өрлеу» создает программы, нацеленные на то, чтобы учителя овладевали компетенциями при прохождении обучения в стенах ИПК.

Обновление содержания среднего образования с учетом опыта Назарбаев Интеллектуальных школ - одно из приоритетных направлений. Оно предполагает поэтапное внедрение обновленного содержания среднего образования - обучение по обновленной программе по всем предметам с первого класса в 2015 году. Обновление идет как частичное внедрение в программы 11-летней школы трехъязычия и ИКТ с 10-го класса в 2015 году, с 5-го и 8-го - в 2016-м. В 6-м, 9-м классах в 2015 году предполагается вести проекты по предметам естественного цикла, элементы критического мышления с 10-го класса в 2015 году и создание подготовительных классов на базе вузов после 11-го в 2015 году.

Такое поэтапное внедрение даст возможность подготовить и апробировать новшество, а главное - подготовить учителей в институтах повышения квалификации. С этой целью АО «НЦПК «Өрлеу» осуществляет программу интенсивной подготовки собственных кадров через международное сотрудничество. Так, преподаватели нашего филиала в текущем году проходят обучение в Южной Корее, Франции, Великобритании, Австралии. Кроме того, для обмена опытом они побывали во многих казахстанских филиалах «Өрлеу», приняли участие в конференциях, коучинг-семинарах, тренингах… Вернувшись, они проводят семинары, обновляют содержание программ.

В ноябре прошлого года для учителей общеобразовательных школ области по программе третьего базового уровня в нашем институте читали лекции педагоги Кэтти Пратт из Великобритании, Сара Котчинг и Регина Смуга из Новой Зеландии, а в марте нынешнего года обучение продолжил специалист из Великобритании Майкл Смит. Мастер-класс на тему Lesson Study («Исследование урока») для тренеров Центра уровневых программ ИПК по Жамбылской области в мае 2013 года провел ведущий специалист Национального института политических исследований в области образования Японии Тошия Чичибу, который ознакомил слушателей с опытом работы японских школ. С 13 по 20 ноября консультации для слушателей трехмесячных курсов провел специалист из Англии Колин Ноубл.

На очереди - вводные курсы по программе INTEL, а также Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников. Вся наша работа направлена на формирование педагога новой формации. Содержание системы повышения квалификации учителей построено в соответствии с новыми требованиями содержания школьных программ, учебников, а также с учетом современных подходов к управлению образованием.

Таким образом, мы осуществляем планомерное систематическое обучение учителей в рамках модернизированной системы повышения уровня их профессионализма. Для формирования национального фонда ведущих педагогов создаем базу данных учителей-новаторов. Для преемственности систем подготовки и повышения квалификации педагогов укрепляем связи с Таразским государственным педагогическим институтом и другими жамбылскими учреждениями образования. Стараемся, чтобы опыт учителей-новаторов стал достоянием всех, кто сеет разумное, доброе, вечное. Привлекаем этих мастеров к разработке и экспертизе образовательных программ и учебных материалов, предназначенных для улучшения квалификации педагогов. Со всем этим можно ознакомиться на сайте жамбылского ИПК «Өрлеу», в региональной газете «Заманауи ұстаз» и республиканском журнале «Білім.kz», учредителем которых стал наш институт.

Есть еще одна проблема, с которой мы столкнулись в процессе повышения квалификации учительских кадров. Это - дисбаланс уровня сельского и городского образовательного сектора, недостаточное обеспечение ИКТ, а отсюда и невысокий уровень профессионализма самих учителей. Поэтому мы обращаем особое внимание на разработку методик обучающих программ для сельских школ, изучаем на местах возможности внедрения новых компетенций. Для распространения передового опыта Назарбаев Интеллектуальных школ созданы базовые экспериментальные площадки в гимназии № 1, Казахско-турецком лицее и школе-интернате для одаренных детей «Дарын», где на основе кембриджского опыта апробируются новые подходы в обучении.

Жамбылский филиал НЦПК «Өрлеу» - открытая организация, мы пополняем кадровый состав института талантливыми преподавателями, работающими по современным технологиям. Налажены контакты с докторами и кандидатами наук нашей области, а также Алматы и Астаны. Основная цель работы ИПК - повысить статус учителя, помочь ему работать творчески, а главное - наполнить знания новым содержанием, соответствующим уровню учителя новой формации.

Галия СЫЗДЫКБАЕВА,

директор Института повышения квалификации педагогов АО НЦПК «Өрлеу», кандидат педагогических наук, ассоциированный профессор,

Тараз

м


Читайте новости zakon.kz в
Показать комментарии

Популярное

все топ новости

НОВОСТИ

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:

Хотите быть в курсе важных новостей?