В зависимости от обстоятельств

 

Судьи нередко сталкиваются с тем, что за одно и то же противоправное деяние виновный привлекается к административной ответственности дважды.

Из практики рассмотрения некоторых административных правонарушений на транспорте Зеленовским районным судом ЗКО хотелось бы остановиться на одном из спорных моментов Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях.

В последнее время резко увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий. Их последствиями зачастую являются получение участниками дорожного движения травм различной степени тяжести, вреда здоровью от легкой степени до смертельного исхода.

Согласно уголовному законодательству преследуется нарушение лицом, управляющим автомобилем, троллейбусом, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, смерть человека, а также смерть двух или более лиц. Согласно законодательству об административных правонарушениях преследуется нарушение водителями транспортных средств установленных правил обеспечения безопасности дорожного движения, повлекшее повреждение транспортных средств, грузов, дорог, дорожных и других сооружений или иного имущества, причинившее материальный ущерб, повлекшее причинение потерпевшему легкого вреда здоровью и повлекшее по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью человека. В уголовном законодательстве закреплено, о чем говорится в п. 9 нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 29 июня 2011 года № 3 «О практике применения уголовного законодательства по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств», что деяния, предусмотренные различными частями ст. 296 УК РК, совершенные одним и тем же лицом в разное время, подлежат квалификации по соответствующей части указанной статьи самостоятельно, а если при нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств одновременно по неосторожности причинен вред здоровью одному или нескольким лицам, а также повлекший смерть одного или нескольких лиц, то деяние в целом подлежит квалификации по соответствующей части ст. 296 УК, предусматривающей наступление более тяжких последствий. При этом менее тяжкие последствия, причиненные этим же деянием, должны быть указаны при предъявлении обвинения и в приговоре. Но в законодательстве об административных правонарушениях виден иной подход. Пункт 25-2 нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 26 ноября 2004 года № 18 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об административных правонарушениях» гласит, что ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 468-1 КоАП РК, наступает тогда, когда лицо, управлявшее механическим транспортным средством, допустило нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, в результате которого по неосторожности здоровью потерпевшего причинен вред средней степени тяжести. Если водителем, управлявшим механическим транспортным средством, в результате указанных выше противоправных действий наряду с причинением вреда здоровью потерпевшего средней степени тяжести причинен и материальный ущерб в виде повреждения транспортных средств, грузов, дорог, дорожных и других сооружений или иного имущества либо причинен легкий вред здоровью третьего лица, то его действия подлежат квалификации в соответствии со ст. 63 КоАП РК по совокупности правонарушений, предусмотренных соответствующими частями ст. 468 и 468-1 КоАП РК. Как практикующий судья считаю это неправильным. Ведь если лицо, управлявшее механическим транспортным средством  в одно и то же время допустило нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, в результате которого по неосторожности потерпевшим причиняется одним вред здоровью легкой степени, а другим -средней степени тяжести и при этом причиняется и материальный ущерб в виде повреждения транспортных средств, грузов, дорог, дорожных и других сооружений или иного имущества, оно не может быть дважды за это наказано.

При одном факте ДТП с вышеуказанными последствиями на виновное лицо составляется два протокола об административном правонарушении по ст.ст. 468-1 и 468 КоАП РК и возбуждается два дела об административном правонарушении. Причем дело об административном правонарушении по ст. 468 КоАП РК может быть рассмотрено судьей в пятнадцатидневный срок, а по ст. 468-1 КоАП РК должно быть рассмотрено в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, так как совершение такого административного правонарушения влечет административный арест. То есть формально суд имеет право дважды вызывать в суд лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, чтобы рассмотреть разные дела об административном правонарушении, возбужденные в его отношении.

В Уголовном кодексе РК, как указано выше, при наличии совокупности последствий различной степени тяжести все квалифицируется по более строгой норме закона. В силу же норм Административного кодекса получается, что за одно и тоже противоправное деяние лицо дважды привлекается к административной ответственности. Не останавливаясь на самых худших последствиях ДТП, отметим, что, например, уголовное наказание за нарушение лицом, управляющим автомобилем, троллейбусом, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, предусмотрено в виде ограничения свободы на срок до двух лет либо лишения свободы на срок до двух лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет или без такового. То есть правоприменитель может, но не обязан, применить дополнительную меру наказания в виде лишения права управлять транспортным средством. Причем в зависимости от обстоятельств противоправного деяния, личности виновного он при применении дополнительной меры наказания может варьировать его срок. Тогда как административное взыскание за нарушение лицом, управляющим автомобилем, троллейбусом, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью человека, предусмотрено в виде штрафа в размере от двухсот до пятисот месячных расчетных показателей либо административного ареста до пяти суток и лишения права управления транспортным средством на срок от одного года до двух лет. Кроме того, административное взыскание за нарушение водителями транспортных средств установленных правил обеспечения безопасности дорожного движения, повлекшее повреждение транспортных средств, грузов, дорог, дорожных и других сооружений или иного имущества, причинившее материальный ущерб и повлекшее причинение потерпевшему легкого вреда здоровью, предусмотрено в виде штрафа в размере пятнадцати месячных расчетных показателей и лишения права управления транспортным средством на один год. Как видно, законодательно закреплено, что правоприменитель обязан применить меру взыскания в виде лишения права управлять транспортным средством, а во втором случае правоприменитель лишен права варьировать срок лишения права управлять транспортным средством. То есть в результате противоправного деяния с менее худшими последствиями виновное лицо фактически получает более строгое наказание в виде лишения права управлять транспортным средством.

По нашему мнению, было бы уместным законодательно ввести в ст. 468 КоАП РК еще одну часть, которая гласила бы: «действия, указанные в частях первой и второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью человека», что исключило бы фактически двойную административную ответственность за одно и тоже противоправное деяние. Благодаря этому можно было бы исключить третий абзац из нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 26 ноября 2004 года № 18 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об административных правонарушениях». Это бы корригировалось с нормами уголовного законодательства по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

 

С. Кусаинов,

председатель Зеленовского районного суда

Западно-Казахстанской области

11 декабря 2013, 12:01
Источник, интернет-ресурс: Прочие

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript