Гендерные аспекты в системе государственного управления - экспертное мнение

Zakon.kz Zakon.kz
При отборе и формировании кадрового резерва корпуса «А» в кадровый резерв зачислено 148 женщин. Из них назначены на должности 75 или 50,6 процента.

Гендерные аспекты в системе государственного управления - экспертное мнение

 

Гендерные аспекты в системе государственного управления - экспертное мнениеГосударственная политика нашей страны, приверженная демократическому пути развития, включает в себя в виде важной и неотъемлемой компоненты гендерную составляющую. В республике реализация гендерной политики проводится на системной и планомерной основе.

Сегодня женщина активно выходит на политическую арену, успешно работает в большом и малом бизнесе. Примеры таких стран, как США, Норвегия, Великобритания, Германия, где женщины занимали и занимают ключевые государственные посты, известны всем. Женщина заявила себя на первых ролях даже в странах Востока (Турция, Пакистан, Индия, Филиппины). Теперь и в Казахстане женщину все чаще можно встретить в парламенте, правительственных учреждениях, в руководстве банков, холдинговых компаний, солидных совместных предприятий.

Но будем объективны - путь женщины к вершинам политической или деловой карьеры труден и тернист. У нас еще сильны стереотипы, предубежденность, которые связаны с прежним патриархальным укладом. Да и сами представительницы прекрасного пола порою боятся карьеры, чувствуют неуверенность в себе, так как часто возникает и проблема выбора: семья или карьера.

Государственная служба как социально-правовой институт затрагивает почти все сферы жизнедеятельности общества. Государственная служба выделяет две основные формы трудовой деятельности людей, относящих себя к государственным служащим: либо создание материальных и духовных ценностей, либо реализация функций государственных органов. К сожалению, в таком соотношении женщины больше представлены в сфере создания ценностей для человека, а реализацией совокупного продукта для жизнедеятельности уже самого общества занимаются традиционно в большинстве своем мужчины. Государственная служба, как концентрированная разветвленная профессиональная деятельность индивидуума, не может не затрагивать и его социум. Таким образом, государственную службу надо рассматривать, прежде всего, с позиции деятельности человека.

Отсутствие равного представительства женщин на высших государственных должностях имеет свои объективные и субъективные причины.

Целесообразно выделить два этапа в осуществлении политики привлечения женщин к управлению государством: советский и постсоветский периоды.

Сегодня государственная поддержка решения проблемы адекватного представительства женщин в сфере управления должна осуществляться по нескольким направлениям: создание женщинам условий для совмещения профессиональной и семейной ролей (увеличение мест в дошкольных учреждениях, снижение уровня заболеваемости детей в детских учреждениях, приближение сферы бытовых услуг к месту работы женщин). Данные меры направлены в основном на увеличение доли женщин в управлении производственными коллективами всех отраслей.

В период социально-экономических преобразований наметилась тенденция продвижения женщин в сферу управления. Например, в Стратегии гендерного равенства поставлена задача добиться 30-процентного представительства женщин на уровне принятия решений.Предусматривается введение квот в размере не менее 30 процентов представителей одного из полов в политических институтах, при формировании списков кандидатов на любые выборные должности, в том числе от политических партий, сфере трудовых отношений и иных сферах. В декабре 2009 года Глава государства подписал закон «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин», разработанный по инициативе депутатов Мажилиса Парламента - членов Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан. Большую помощь в его разработке и продвижении оказали ОБСЕ, ЮНИФЕМ и ПРООН.

В настоящее время сфера государственного управления достаточно феминизирована. Если сказать в целом по стране, то на государственной службе с начала 2013 года работает 48942 женщины. В группах категорий корпуса «Б» женщины составляют около 56 процентов. Доля женщин, замещающих государственные политические должности, составляет 39 человек или 9,05 процента.

При отборе и формировании кадрового резерва корпуса «А» в кадровый резерв зачислено 148 женщин. Из них назначены на должности 75 или 50,6 процента.

В настоящее время трое женщин являются министрами, 8 женщин работают в должностях заместителей акимов областей, 6 заместителей министров. Это свидетельствует о том, что у женщин накоплен огромный политический опыт и высокий потенциал, который должен быть использован на благо страны в полной мере.

И недавнее назначение Главой государства заместителем премьер-министра женщины является еще одним достижением проводимой гендерной политики нашего государства.

Исторический опыт самоутверждения казахстанской женщины в обществе и вовлечение ее в сферу государственного управления имеет оптимистические прогнозы. Но нужен точный учет востребованности женщин в различных сферах жизнедеятельности общества, в том числе и в сфере государственного управления. Дает ли наша статистика достаточную информацию о гендерном соотношении в структуре административно-управленческой элиты? В мировой практике такая статистика является основой при заслушивании руководителей по достижению равных возможностей мужчин и женщин на государственной службе.

Таким образом, системный подход учета и отчетности гендерной статистики позволит говорить о продолжающихся причинах востребованности или невостребованности женских кадров в верхних эшелонах государственных должностей. В свою очередь, такой учет будет способствовать изменению общественного восприятия к проблеме женщины у власти. Во всяком случае, гендерная статистика будет способствовать сокращению этапности в продвижении женщины по иерархической лестнице реестра государственных должностей, как это делается, например, в Великобритании.

Человечество прогрессирует в понимании одного из главных достижений цивилизации уходящего столетия: продвижение женщины на руководящие должности - это не только функция удовлетворения индивидуальных (личных) стремлений самореализации и даже не решение функций занятости, это результат проявления социального прогресса. Теория гендера возникла не сразу и не на голом месте. Это результат эволюционного процесса женского движения: от зарождения феминизма в Америке, эмансипации на Западе, раскрепощения на Востоке через охранно-защитную политику материнства и детства бывших социалистических стран к равным правам и равным возможностям демократически независимых и экономически развитых государств.

Сегодня становится все более очевидным, что полноправное и паритетное участие женщин в принятии решений позволит находить эффективные пути решения общественных проблем, учитывать женский социальный опыт, умение согласовывать разные интересы. Женщины имеют реальную возможность в полной мере участвовать в принятии решений, определяющих как условия их собственной жизни, так и будущее страны.

В заключении следует отметить, что проблема участия женщин в управлении связана не только с вовлечением женщин в процессы принятия решений, их продвижением по служебной лестнице, возможностью самореализации, но более широко - с общественным развитием. Участие женщин в управлении способно не только повысить эффективность этого процесса и улучшить качество принимаемых решений, но также улучшить качество жизни каждого

человека.

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
0
КОММЕНТАРИИ
Главная Топ LIVE Все
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления