Единое экономическое пространство: достижение и неизбежность

Zakon.kz Zakon.kz
Рекордные темпы экономической интеграции стран СНГ в 2010–2013 годах не имеют аналогов в мире
Попытки интегрировать экономики стран СНГ в Единое экономическое пространство (далее – ЕЭП) за всю недолгую постсоветскую историю предпринимались неоднократно. Были испробованы разные формы ЕЭП с разным составом участников: первоначально делались попытки «собрать» в новое подобие СССР все двенадцать стран СНГ (отказалась только Туркмения). Потом вынужденно перешли к более узким форматам – «двойке», «четверке», «пятерке» стран, готовых объединяться уже в новых, рыночных условиях и в новой политической ситуации. 

Идеология, заложенная в эти «пространства», каждый раз несколько видоизменялась. В 1992–1994 годах еще была популярна идея сначала сохранения экономического пространства бывшего СССР, а затем его «реинтеграции», то есть восстановления ранее существовавших связей. Позже пришло осознание, что единое экономическое пространство в рыночных условиях придется создавать заново, и в проекты интеграции начали закладывать идею создания ЕЭП.

Неизменной в этих планах оставалась только модель пространства – это формирование экономических союзов по типу Евросоюза, прошедшего несколько стадий зрелости.

В сентябре 1993 года главы государств – членов СНГ подписали договор «О создании Экономического союза». Однако наиболее масштабный на пространстве СНГ проект по созданию экономического союза в составе всех 12 государств – членов СНГ так и не был реализован.

Как известно, в настоящее время самым экономически прогрессивным интеграционным объединением на пространстве СНГ является Евр-АзЭС. В настоящее время государствами – членами этой организации являются Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан. Ранее к ним относился и Узбекистан, однако его членство было приостановлено 12 ноября 2008 года, поскольку, по мнению представителей Узбекистана, данная организация не очень действенная. Кроме того, при ЕврАз-ЭС имеются и государства-наблюдатели: Армения, Молдавия, Украина. Согласно последним статистическим данным ЕврАзЭС занимает 91 процент территории бывшего СССР, на которой проживает более 180 миллионов человек, или 64 процента численности населения СНГ. В рамках ЕврАзЭС действует режим свободной торговли товарами. 

ЕврАзЭС представляет собой достаточно молодую международную организацию. Во время визита в Москву в марте 1994 года президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев выдвинул идею создания так называемого «Евразийского союза», которая была обусловлена его критическим подходом к процессу интеграции двенадцати стран – членов СНГ, малоэффективностью, по его мнению, данного процесса. Для ускорения процесса интеграции и повышения его эффективности Назарбаев предлагал более гибкий подход, где основными концептами являлись понятия разноскоростной и многоуровневой интеграции, а также формирование интеграционных центров. При этом под моделью разноскоростной интеграции понималось, что группа государств СНГ продвигается в вопросах интеграции ускоренными темпами, а остальные государства могут присоединяться к ней по мере возникновения объективных возможностей. Назарбаев считал, что на территории СНГ может возникнуть не один, а несколько интеграционных центров, что зависит от стремления к интеграции друг с другом стран СНГ. И одним из таких центров, по мнению Назарбаева, мог бы стать Евразийский союз.

В октябре 2000 года главами Рес-публики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан было официально заявлено о создании международной организации – ЕврАзЭС. В заявлении, в частности, указывается, что данный шаг свидетельствует о желании государств выйти на реальную интеграцию. В тот же день в Астане главы указанных государств подписали договор об учреждении ЕврАзЭС. 

Однако достижение эффективной интеграции ЕврАзЭС и, соответственно, создание ЕЭП ЕврАзЭС затрудняется по ряду причин различного характера, в числе которых правовые проблемы занимают одно из наиболее важных мест.

В самом общем виде ЕЭП представляет собой конечный этап международной экономической интеграции. Однако для раскрытия понятия ЕЭП и, соответственно, его особенностей прежде всего представляется необходимым проанализировать иные формы интеграционных объе-динений, предшествующих его образованию. На практике принято различать следующие государственно-правовые формы интеграционных объединений: 1) зона свободной торговли, 2) таможенный союз, 3) общий рынок, 4) ЕЭП. 

Интересным представляется в данном контексте обратить внимание на то, что вышеуказанным этапам интеграции, то есть образованию зоны свободной торговли, таможенного союза, общего рынка и экономического союза, предшествует этап, когда государства делают первые шаги к взаимному сближению и между ними заключаются преференциальные торговые соглашения. Такие соглашения подписываются либо на двусторонней основе между отдельными государствами, либо между существующей межинтеграционной группировкой и отдельным государством или группой государств. В соответствии с подписанными соглашениями государства предоставляют друг другу более благоприятный торговый режим по сравнению с режимом, предоставляемым третьим странам. Преференциальные торговые соглашения рассматриваются как подготовительный этап интеграционного процесса. 

Традиционно таможенные союзы и зоны свободной торговли относят к «негативной» интеграции, а общие рынки, экономические и политические союзы – к «положительной». Конечно, вопрос не в названии того или иного образования, а в содержании, в конкретных международно-правовых предписаниях и реализуемой совместной политике, соответствующих общим представлениям о видах интеграции.

Следует отметить, что по решению глав государств ЕврАзЭС в течение 2008–2010 годов сформирован Таможенный союз трех государств – Беларуси, Казахстана, России. То есть фактически вторая из четырех ступеней создания Единого экономического пространства преодолена. Теперь актуальным становится решение третьей задачи – формирование общего рынка. 

В науке существует мнение о том, что при всем многообразии форм экономической интеграции ее развитие в основном проходит три этапа – от создания зоны свободной торговли через таможенный союз к ЕЭП. Действительно, стадию общего рынка проходят не все интеграционные объединения. Вместе с тем в настоящее время существует достаточно примеров такой формы международной экономической интеграции, в частности Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива, Андский общий рынок, Латиноамериканская ассоциация интеграции, Карибское сообщество, Южно-американский общий рынок (МЕРКОСУР). Поэтому для более полного исследования пути интеграции, ведущего к образованию ЕЭП, представляется необходимым исследовать и «общий рынок».

Общий рынок предполагает договоренность интегрирующихся государств о свободном движении между ними не только товаров и услуг, но и факторов производства – капитала, финансовых и трудовых ресурсов. Фактически в сентябре прошлого года в рамках Таможенного союза соответствующие соглашения были подписаны, что опосредованно может свидетельствовать о том, что и третья ступень – формирование общего рынка в отношениях Казахстана, Беларуси и России – преодолена. И судя по темпам этой работы за последние три года, есть все основания полагать, что в перспективе, самое большее двух лет, можно будет говорить о достижении конечного пункта интеграции – создании ЕЭП. 

В соответствии со ст. 1 Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года ЕЭП – это «пространство, состоящее из территорий Сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика».

Несколько иное определение понятия ЕЭП содержится в ст. 1 Соглашения о формировании ЕЭП, подписанного президентами России, Белоруссии, Казахстана и Украины в Ялте 19 сентября 2003 года, согласно которой под ЕЭП стороны понимают экономическое пространство, объе-диняющее таможенные территории сторон, на котором функционируют механизмы регулирования экономик, основанные на единых принципах, обеспечивающих свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, и проводится единая внешнеторговая, налоговая, денежно-кредитная и валютно-финансовая политика.

ЕЭП предусматривает, наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения факторов производства, также координацию макроэкономической политики и унификацию законодательства в ключевых областях – валютной, бюджетной, денежной. При такой организационно-правовой форме интеграции возникает потребность в органах, наделенных полномочиями не только координировать действия государств, но и принимать оперативные решения от лица интеграционного объединения в целом. Правительства государств-участников часть своих суверенных полномочий передают наднациональным органам. Такие межгосударственные органы с надгосударственными функциями наделены правом принимать обязательные для государств решения по вопросам, касающимся деятельности экономического союза. То есть наряду с согласованием макроэкономических политик государств, включающих в себя валютную, бюджетную и денежную политики, государства приводят свое законодательство, регулирующее их деятельность в данных сферах, к единообразию, в целях создания единой правовой системы интеграционного объединения.

Кроме того, если ранее мы обращали внимание на наличие наднационального органа только в сфере таможенного регулирования, а именно  в Таможенном союзе, то в ЕЭП существуют наднациональные органы, принимающие самостоятельно решения по всем сферам экономической деятельности, что также характеризует ЕЭП как высшую форму региональной экономической интеграции.

В 2013 году для Единого экономического пространства, которое формируется на территории Беларуси, Казахстана и России, начинается уникальный этап. С 1 января вступили в силу количественные ориентиры для проведения согласованной макроэкономической политики. Это означает, что теперь страны «тройки» должны находиться в определенных границах своих макроэкономических показателей при проведении государственной политики. 

В истории становления Европейского союза этот период был ознаменован принятием Маастрихтского договора и странам-участницам дали куда больше времени для подстройки к новым условиям регулирования. 

Тем не менее новые реалии, которые созданы для Беларуси, Казахстана и России, требуют незамедлительной реакции. 

С этого года устойчивость экономического развития наших стран определяется количественными ориентирами в размере не выше 3 процентов ВВП годового дефицита государственного бюджета, не более 50 процентов уровня государственного долга к ВВП и не превышающим более чем на 5  процентов уровнем инфляции государства, имеющего наименьший рост цен. 

Помимо официальных ориентиров, появилась необходимость согласования на трехлетний период интервальных значений цен на нефть, темпов роста мировой экономики и курсов национальных валют к доллару США. Все это нужно для построения максимально похожих прогнозов социально-экономического развития. 

Россия и Казахстан практикуют так называемые сценарные прогнозы развития. Есть несколько сценариев развития, и каждый показатель выводится для отдельного сценария. Набор показателей не сильно отличается и составляет порядка 10–12. 

Национальный банк Республики Беларусь несколько по-иному подходит к макроэкономическому прогнозированию. В его документах не найти различных сценариев развития экономики, нет столь пестрого количества прогнозируемых показателей. И самое главное, в Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2013 год, при официально обозначенной цели в виде соблюдения ценовой стабильности, отсутствует целевой показатель инфляции. 

Эти ориентиры определяют по-настоящему новый уровень проведения макроэкономической политики. Если раньше в осуществлении тех или иных мер государственного регулирования можно было усмотреть противоборство наших стран (стоит вспомнить, к примеру, девальвацию 2009 года, когда Национальный банк Казахстана «отпустил» курс тенге, в том числе по причине более выгодных условий для экспортеров России из-за опережающих темпов снижения рубля к доллару), то сейчас мы становимся союзниками, и подобные вещи уже вряд ли пройдут. Во всяком случае, за этим будет следить, согласно тексту соглашения, Евразийская экономическая комиссия. 

Новое соглашение, однако, говорит о том, что центральные банки имеют право проводить денежно-кредитную и курсовую политику независимо от согласованных интервальных значений макроэкономических показателей. 

Своевременны ли меры по вступлению данного соглашения в силу, покажет время. Можно лишь вспомнить пока единственный в мире пример из этой области. Маастрихтский договор вступил в силу в 1992 году, но начался он со сближения показателей стран еврозоны, после чего лишь в 1998 году страны – члены ЕС начали проводить политику, направленную на достижение заданных Маастрихтским договором критериев. В этом же году был представлен доклад о тех странах, которые не вошли в валютный союз. 

Мы нашли свой путь. Посмотрим, к чему он приведет. 


Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
0
КОММЕНТАРИИ
Главная Топ LIVE Все
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления