Ответ на депутатский запрос Премьер-Министра РК от 10 октября 2013 года № 17-24/4971 «О рассмотрении вопроса о возможности снижения стоимости газа для населения»

4 февраля 2014, 13:20
Фото:

Ответ на депутатский запрос Премьер-Министра РК от 10 октября 2013 года

Депутатам Мажилиса Парламента

Республики Казахстан-членам

фракции ДПК «Ак жол»

На № ДЗ-135 от 11.09.13г.

Уважаемые депутаты!

Рассмотрев Ваш запрос относительно возможности снижения стоимости газа для населения, сообщаем следующее.

Касательно стоимости газа

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона «О газе и газоснабжении» Правительством осуществляется государственное регулирование цен оптовой реализации товарного и сжиженного нефтяного газа на внутреннем рынке.

Предельные цены оптовой реализации газа устанавливаются для каждого региона страны согласно Правилам, утвержденным постановлением Правительства от 29 июня 2012 года № 884, с учетом расходов, включающих в себя тариф на транспортировку по магистральному газопроводу, хранение газа, маржу регионального поставщика, транспортировку по распределительным сетям. В связи с этим, цены на газ для конечных потребителей различаются.

Так, учитывая географические особенности газотранспортной системы и отсутствие достаточных собственных ресурсов газа, газоснабжение в Костанайской области наряду с южными регионами страны осуществляется за счет импортного газа в рамках Соглашения между АО «КазМунайГаз», ОАО «Газпром» и НХК «Узбекнефтегаз» о встречных поставках природного газа по цене 85 долларов США за тыс. куб. м.

Подача газа потребителям западных регионов страны, а также Кызылординской области осуществляется за счет ресурсов газа, добываемых отечественными недропользователями.

Дополнительно сообщаем, что в настоящее время прорабатывается механизм установления предельных цен оптовой реализации на внутреннем рынке Республики Казахстан с учетом социальных аспектов, наличия/отсутствия ресурсов газа, а также текущего уровня цен на газ в каждом регионе в отдельности.


Касательно предоплаты за газ и оплаты услуг внутридомового газового обслуживания (далее - ВДГО)

Предоплата за газ носит добровольный характер, о чем потребители уведомляются в выставляемых счетах-квитанциях. Предложение о предварительных оплатах была внесена АО «КазТрансГаз-Аймак» на основании многочисленных обращений потребителей и в связи с ростом комиссий банков второго уровня за обработку платежного документа.

Касательно гарантийных взносов, необходимо отметить, что сбор гарантийных взносов практиковался ранее, но на сегодняшний день всем потребителям была произведена корректировка, то есть сумма оплаченного гарантийного взноса пересчитана в счет предоплаты.

Согласно нормам законодательства, без наличия технических условий, исполнительно-технической документации и заключенного договора технического обслуживания газопотребляющих систем не может осуществляться услуга поставки природного газа.

На основании индивидуально заключенных договоров с бытовыми потребителями и актов выполненных работ, оплата за выполненные услуги ВДГО выставляется потребителям отдельной строкой в счете вместе с оплатой за потребленный газ.

Касательно стоимости подключения жилых строений к газу в Жамбылской области

Стоимость подключения жилых строений к газу в Жамбылской области составила 390 000 тенге за 1 точку в связи с тем, что в нее, помимо затрат на строительство распределительных газопроводов для снабжения газом потребителей г. Шу и близлежащих населенных пунктов Кордайского района, также включены затраты на строительство внутридомовых газовых систем и распределительных уличных сетей.

Касательно газификации и использования сжиженного газа

В настоящее время в соответствии со статьей 11 Закона «О газе и газоснабжении» Министерством нефти и газа разрабатывается Генеральная схема газификации Республики Казахстан (далее -Генеральная схема), которая позволит с учетом приоритетности обеспечить внутренние потребности Республики Казахстан в товарном и сжиженном нефтяном газе на основе прогнозного баланса производства, реализации и потребления товарного и сжиженного нефтяного газа.

Генеральная схема будет содержать схему размещения объектов систем газоснабжения, согласованную с акиматами областей, необходимые финансовые ресурсы и их источники, перспективные ресурсы товарного и сжиженного нефтяного газа.

Премьер-Министр Республики Казахстан С.Ахметов

Премьер-Министру

Республики Казахстан

Ахметову С.Н.

Депутатский запрос Уважаемый Серик Ныгметович!

14 декабря 2012 обращаясь с очередным посланием к народу Казахстана, Глава государства поручил разработать детальный план новой фазы индустриализации Казахстана.

Вместе с тем один из факторов влияющий на темпы индустриализации является стоимость энергоносителей.

Так, цена газа для конечных потребителей в большинстве стран существенно отклоняется от биржевых и контрактных показателей как в большую, так и в меньшую сторону. В результате разница между ценами, которые платят потребители, многократная. На последнем месте рейтинга расположился Казахстан с его дешевым собственным топливом - 10,5 тг. за кубометр.

При этом стоимость газа в нашей стране очень волатильна по областям. Так, что при одинаковой оптовой цене газа 85 долларов за кубометр в ЮКО тариф на газоснабжение составляет 22,9 тенге, в Алматинской области - 21,76 тенге, в Костанайской области 18,6 тенге.

Тогда как согласно подпункту 3) статьи 7 Закона Республики Казахстан «О естественных монополиях и регулируемых рынках» субъект естественной монополии обязан предоставлять равные условия потребителям регулируемых услуг (товаров, работ), в том числе равные условия доступа к регулируемым услугам (товарам, работам).
Следует отметить, Казахстан по запасам природного газа занимает одно из ведущих мест в мире. При этом цены в отдельных областях сопоставимы с ценами стран, импортирующие природный газ.

Тогда как в Белоруссии стоимость природного газа для конечного потребителя составляет 13 тг. за кубометр, импортирующая российский газ по льготным ценам. При этом Россия продает газ этой стране по $160 за тысячу кубометров, а население получает его почти вдвое дешевле. Такое несоответствие характерно почти для всех постсоветских стран. Государства фактически субсидируют этот рынок для поддержания социальной стабильности. На Украине 18 тг. за кубометр, платит за российский газ «европейскую» цену, но население его покупает в несколько раз дешевле. При этом цены газа в этих странах остается на одном уровне из года в год.

Тогда как в Казахстане вместо снижения стоимости газа за счет модернизации газопроводных сетей, совершенствования механизма поставки газа, внедрения новых технологий, стоимость газа в некоторых регионах повышена на 300%.

Имевшее место повышение тарифов на коммунальные услуги итак очень болезненно было воспринято населением. При этом прекращение с начала 2013 года субсидирования цены природного газа в итоге может привести к еще большему росту тарифов.

Высокая стоимость природного газа приводит к высокой себестоимости производства тепловой энергии.

Вместе с тем, ситуация в северной части страны, например в Костанайской области, усугубляется наиболее низкой температурой и продолжительным отопительным сезоном (213 дней).

Стоимость газа Костанайской области дороже по сравнению с соседней Актюбинской областью в 8 раз, жители Костанайской области вынуждены платить за отопление более 106 тенге в месяц, что вдвое, а с учетом северного расположения области, втрое превышает средние затраты жителей республики на отопление, что противоречит принципам социальной справедливости

Вместе с тем имеют место и другие нарушения прав потребителей.

Так, в ЮКО осуществлен принудительный сбор предоплаты за еще не поставленный газ; произведен не законный сбор гарантийных взносов в размере 330 млн. тенге, необоснованно находившийся на счетах газоснабжающей организации без выплаты вознаграждения потребителям; население обязало оплачивать услуги внутридомового газового обслуживания, договора о поставке газа составлялись без учета мнения потребителей.

В декабре 2012 года был проведен запуск газопровода «Кордай - Шу» в Жамбылской области, мощностью 462 миллиона кубометров газа в год, стоимость строительства составила 3,949 миллиарда тенге. Однако, стоимость подключения жилых строений к газу составляет 390 000 тенге за 1 точку, тогда как в других регионах стоимость аналогичных услуг в несколько раза ниже.

Огромная разница в цене на газ между регионами создается неравные условия для развития бизнеса, так как бизнес ориентируясь на низкие цены на газ, стремится новые производства размещать в тех регионах, где цена на газ ниже.

Между тем даже с текущими объемами добычи газа республика могла бы обеспечить себя голубым топливом на 100 процентов. Если бы сжиженный углеводородный газ - побочный продукт, получаемый при переработке попутного нефтяного газа не сжигался в факелах.

А между тем в стране не единожды действовали программы по газификации. В рамках каждой из них так и не были полностью обеспечены потребности внутреннего рынка и энергетическая независимость страны. При непрерывно пылающих факелах многие потребители по-прежнему вынуждены отапливать свои жилища углем.

При этом львиная доля вырабатываемого в стране сжиженного газа уходит за рубеж, потому как экспортные цены на сжиженный газ, как и на природный, значительно выше, чем внутренние. Если в среднем в Казахстане цена газа за тысячу кубометров составляет 63 доллара, то в Европе она доходит до 346 долларов.

Учитывая вышеизложенное, прошу Вас рассмотреть вопрос о возможности снижения стоимости газа для населения путем выравнивания стоимости газа по регионам, либо найти другие альтернативные способы решения данной проблемы.

О результатах рассмотрения запроса, просим сообщить в письменном виде в сроки, установленные действующим законодательством.

С уважением,

депутаты парламентской

фракции ДПК «Ак жол»

Т.Ергалиев

А.Перуашев

Е.Никитинская

А.Абильдаев

Н.Жазылбеков

М.Казбекова

С.Кадралиева

А.Туртаев

Орынд. Хаматханова Р. Тел: 74 64 03


Читайте новости zakon.kz в
Показать комментарии

Популярное

все топ новости

НОВОСТИ

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:

Хотите быть в курсе важных новостей?