Ответ на депутатский запрос Премьер-Министра РК от 10 октября 2013 года № 20-37/5004

 

Депутатам

Мажилиса Парламента

Республики Казахстан

На № ДЗ-140 от 12.09.2013 г.

Уважаемые депутаты!

 

Рассмотрев Ваш запрос по некоторым вопросам совершенствования системы платы труда в Республике Казахстан, сообщаем следующее.

 

О повышении размера базового должностного оклада и поэтапном увеличении размера минимальной заработной платы в рамках проекта республиканского бюджета на 2014-2016 годы.

На сегодняшний день, исходя из реальных финансово-экономических возможностей, государством проводятся последовательные меры по совершенствованию системы оплаты труда и повышению уровня заработной платы бюджетной сфере. Так, в соответствии с Посланием Главы государства народу Казахстана от 6 февраля 2008 года заработная плата работников бюджетной сферы с 1 января 2009 года была повышена на 25%, с 1 июля 2010 и 2011 годов - соответственно на 5% и 30%. Таким образом, к 2012 году было произведено двукратное повышение заработной платы работников бюджетной сферы по сравнению с уровнем 2008 года.

Кроме того, в целях совершенствования системы оплаты труда работников здравоохранения и образования внедрена дифференцированная оплата труда,: которая ориентирует работников данных сфер на конечный результат.

Дифференцированная оплата труда педагогических работников взаимоувязана с повышением квалификации по трехуровневой системе и зависит от таких показателей, как уровень успеваемости ученика, использование информационных технологий в преподавании.

Помимо этого, в целях усиления материальной заинтересованности работников организаций среднего образования в повышении качества учебно-воспитательного процесса и улучшении конечных результатов работы в рамках проекта подушевого финансирования будут предусмотрены стимулирующие надбавки к заработной плате указанных работников.

В результате введения подушевого метода финансирования предполагается, что уровень заработной платы педагогов в среднем возрастет в 1,5 раза.

В здравоохранении на уровне организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (ПМСП) внедрен стимулирующий компонент к по-душевному нормативу (стимулирующая составляющая к тарифу ПМСП), который выплачивается за достигнутые конечные результаты и обеспечивает улучшение базовых показателей системы здравоохранения (снижение материнской, младенческой смертности, раннее выявление туберкулеза и онкологической патологии и т.д.).

В настоящее время Министерством труда и социальной защиты населения продолжается работа по совершенствованию системы оплаты труда работников бюджетной сферы, в рамках которой разработана новая модель системы оплаты гражданских служащих.

Новые подходы к оплате труда гражданских служащих будут способствовать дальнейшему повышению престижа гражданской службы и справедливому вознаграждению труда работников бюджетной сферы, а также мотивации работников к достижению ими конечных результатов, что в результате, позволит улучшить качество предоставляемых ими государственных услуг.

Предлагаемое увеличение размера базового должностного оклада (далее - БДО) на 15% потребует дополнительных затрат из государственного бюджета на выплату заработной платы государственным и гражданским служащим ориентировочно 258,9 млрд. тенге.

Кроме того, увеличение размера БДО и минимального размера заработной платы (далее - МРЗП) повлечет за собой увеличение размера прожиточного минимума (далее - ПМ), что в свою очередь потребует дополнительные затраты на:

социальные выплаты, рассчитанные исходя из ПМ и МРЗП;

на выплату адресной социальной помощи;

расходы работодателей, в том числе государственного сектора;

оплату труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными (особо вредными), опасными условиями труда;

возмещение потерь доходной части местных бюджетов от поступлений по индивидуальному подоходному налогу.

При этом необходимо отметить, что минимальная заработная плата ежегодно индексируется на уровень инфляции.

Также отмечаем, что соотношение социально-значимых расходов (заработная плата и социальные пособия) к доходам государственного бюджета в 2013 году составляет порядка 60%.

Вместе с тем, в настоящее время наблюдается снижение темпов экономического роста и роста доходов республиканского бюджета.

В связи с этим, основным принципом формирования республиканского бюджета на 2013 - 2015 годы явилась концентрация бюджетных средств на обеспечение реализации поставленных Главой государства задач и приоритетов развития Республики Казахстан, неукоснительного исполнения государством обязательств социального характера.

Полагаем, что вопросы по повышению оплаты труда государственных и гражданских служащих необходимо рассматривать с учетом реальных возможностей государства.

 

Об отходе от практики определения минимальной заработной платы на уровне величины прожиточного минимума.

В настоящее время разработан проект Концепции социального развития Республики Казахстан до 2030 года, целью которого является создание условий для повышения качества и конкурентоспособности человеческого капитала, достижение высокого стандарта качества жизни для всех казахстанцев.

Для достижения цели выработана стратегия действий в разрезе сфер.

Так, в стратегии развития сферы социальной защиты, труда и занятости населения предусмотрены меры по построению эффективной модели социально-трудовых отношений.

В целях защиты доходов наиболее уязвимых социальных групп населения к 2017 году с учетом экономических возможностей государства будет проработан вопрос увеличения прожиточного минимума за счет пересмотра его структуры, что соответственно, приведет к увеличению уровня минимальной заработной платы (согласно статье 122 Трудового кодекса минимальный размер месячной заработной платы не должен быть ниже прожиточного минимума).

Также Министерством труда и социальной защиты населения проводится работа по разработке методики установления минимального размера месячной заработной платы, которую планируется завершить в ноябре т.г.

 

Об увеличении периодичности выплаты заработной платы до 2-х раз в месяц.

Согласно пункту 1 статьи 134 Трудового кодекса заработная плата выплачивается в денежной форме в национальной валюте Республики Казахстан не реже одного раза в месяц, не позже первой декады следующего месяца. Дата выплаты заработной платы предусматривается трудовым, коллективным договорами.

Таким образом, полагаем, что действующие нормы трудового законодательства позволяют работодателям увеличивать периодичность выплаты заработной платы до 2-х раз в месяц.

Кроме того, в Трудовом кодексе предусмотрены нормы, обеспечивающие государственный контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы, который является одной из государственных гарантий в области оплаты.

Одновременно отмечаем, что в разработанном в настоящее время проекте новой редакции Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях предусматривается увеличение размера административных штрафов за невыплату заработной платы работодателем в полном объеме и в сроки, которые установлены трудовым законодательством, до ста месячных расчетных показателей (в действующей редакции Кодекса - до 50 МРП).

 

Премьер-Министр

Республики Казахстан С. Ахметов

 

 

 

 

Депутатский запрос от 12 сентября 2013 года № ДЗ-140

«В проекте РБ на 2014-2016 гг. учесть повышение базового размера должностного оклада с 1 января 2014 года не менее чем на 15%»

 

оглашен 11.09.2013 года

Премьер-Министру

Республики Казахстан

Ахметову С.Н.

 

Депутатский запрос Уважаемый Серик Ныгметович!

 

На сегодняшний день главной движущей силой развития Казахстана стала социальная модернизация. Основной целью социальной модернизации, прежде всего, является повышение благосостояния граждан и развитие человеческого капитала. Однако рост доходов населения в республике сопровождается также усилением экономического неравенства, что может стать серьезной угрозой для стабильного развития страны. На заседании Совета предпринимателей Глава государства обратил внимание Правительства Республики Казахстан на данную проблему. Сегодня около 8% домохозяйств имеют среднемесячные доходы менее 15 тысяч тенге на человека. Главную причину неравенства доходов населения составляют перекосы в уровне заработной платы. Низкие заработные платы приводят к появлению такой категории людей как «работающие бедные». Наряду с созданием новых рабочих мест политика преодоления бедности должна основываться на увеличении заработной платы. В распоряжении государства имеется ряд инструментов для борьбы с неравенством в оплате труда.

Во-первых, государством выплачивается заработная плата государственным служащим и работникам бюджетной сферы: образование, здравоохранение, культура и др. По данным Агентства РК по статистике среднемесячная заработная плата по итогам июля в стране составила 113 тысяч тенге. При этом, например, оклад ведущего специалиста аппарата акима сельского округа составляет от 48 до 65 тысяч тенге, то есть 40-60% от среднего уровня заработной платы по республике. Согласно официальной статистике среднемесячная заработная плата в образовании составляет всего 75 тысяч тенге, в здравоохранении - 84 тысяча тенге, в искусстве - 83 тысячи тенге. То есть выплачиваемая государством заработная плата является одной из причин низких доходов населения и социального неравенства. Это также приводит к падению статуса и престижа государственной службы, профессии учителя, врача и т.д.

Заработная плата государственных служащих, гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий устанавливается исходя из размера базового должностного оклада, который составляет 17 697 тенге. Однако размер базового должностного оклада Правительством не индексировался с июля 2011 года. С того момента накопленная инфляция уже превысила 10%.

Во-вторых, для регулирования оплаты труда в частном секторе государством используется определение минимального размера заработной платы. В настоящее время минимальный размер заработной платы в Казахстане привязан к прожиточному минимуму, что не соответствует современным реалиям и требованиям жизни. Минимальный размер заработной платы должен отражать достойные социальные стандарты потребления, в том числе касающиеся жилья, отдыха, образования и лечения. Кроме того, сложившейся негативной практикой являются невыплаты и задержки заработной платы. По состоянию на 9 августа 2013 года просроченная задолженность по заработной плате составляет 1 153,2 миллионов тенге. По сути предприятия кредитуются за счет заработной платы своих работников. По трудовому законодательству заработная плата выплачивается не реже одного раза в месяц.

В целях предотвращения невыплат заработной платы целесообразно увеличить периодичность выплаты заработной платы. Исходя из вышеизложенного прошу Вас:

1) В проекте республиканского бюджета на 2014-2016 годы учесть повышение размера базового должностного оклада с 1 января 2014 года не менее чем на 15%;

2) Отойти от практики определения минимальной заработной платы на уровне величины прожиточного минимума. Проработать вопрос поэтапного увеличения размера минимальной заработной платы в рамках республиканского бюджета на 2014-2016 годы;

3) Изучить вопрос увеличения периодичности выплаты заработной платы до 2-х раз в месяц.

 

С уважением, Члены Фракции «Народные коммунисты»

Т.Омурзаков

В.Косарев

Ж.Ахметбеков

Г.Баймаханова

Т.Кенжин

А.Конуров

Б.Сорокин

Исп: Т.Канатов

74-67-77

5 февраля 2014, 13:12
Источник, интернет-ресурс: Депутаты, Депутатские группы, Премьер-министр РК

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript