Горячие новости
Читайте также

В Казахстане в последние годы стала актуальной тема дуальной системы образования

Фото : 5 февраля 2014, 15:23

В Казахстане в последние годы стала актуальной тема дуальной системы образования. Стоит отметить, что в мире нет однозначного ответа на вопрос, какая система лучше всего обеспечивает экономический рост. Я уже 16 лет нахожусь в Казахстане и за это время наблюдаю за интенсивными попытками реформирования и совершенствования образовательного процесса на всех уровнях и сферах. Поскольку жизнь не стоит на месте, то эти требования постоянно находятся в динамке, соответственно, необходимо постоянно над ними работать.

Каждая страна имеет свою психологию и менталитет, который отражается во всех сферах жизнедеятельности людей и государства. Но здесь я, как работник сферы высшего образования, хочу сказать, что нам сильно мешает чрезмерное «любопытство» госорганов к нашей деятельности. То есть не могу не отметить вечные проверки вузов, планы, отчеты и т.д. Эти инструменты используют якобы для обеспечения качества, но в действительности слишком много документов, бумаг и бюрократии. Это отвлекает от вопросов повышения качества, потому что на различные комиссии и проверки уходит слишком много времени и ресурсов. У меня уже резко упало желание работать в этой сфере в Казахстане. Мне кажется, что вопросы бюрократии тормозят экономику Казахстана, а страна могла бы качественнее и динамичнее развиваться.

Если говорить об образовании в Казахстане, то 80-85 процентов выпускников школ рвутся поступать в высшие учебные заведения. Скоро из-за демографического спада 90-х годов это количество будет немного меньше. В Германии существует другая система образования. Там 60 процентов детей после 10-го класса, без собственных комплексов и их родителей, совершенно спокойно подписывают договор для получения дуального профессионального среднего образования. То есть они не учатся в университетах, только лишь 40 процентов выпускников школ продолжают обучение в высших учебных заведениях после 12, 13-го класса, но далеко не все получают заветный диплом, 1/3 поступивших не успевает на занятиях и выбывает раньше срока.

Дуальная система применяется в нескольких европейских странах, таких как Германия, Голландия, Бельгия. Там она сложилась достаточно давно и существует уже по традиции. Здесь очень важно, что в Германии есть около 350 признанных профессий, по которым учащиеся получают образование. Основу такого образовательного процесса составляют малые и средние предприятия - они принимают учеников и делают это добровольно. Стоит отметить, что все обучение в Германии бесплатное. Обучающиеся получают маленькую, но заработную плату, которая в среднем составляет около 650 евро в месяц. И главное - они получают первоклассное профессиональное образование. В Казахстане сейчас тоже идет внедрение этой модели, основываясь на немецком опыте. Но, как оказалось, это очень сложный процесс, потому что отсутствует целый ряд предпосылок. Одна из главных проблем - дефицит наставников. Готовность самих предприятий сейчас находится на низком уровне. Однако можно отметить, что потихоньку создаются первые положительные примеры.

В Германии около 20 предприятий добровольно берут к себе на обучение учеников. Они считают, что им лучше заниматься этими ребятами и специально готовить кадры для своих предприятий, но обучение основывается на базе общих программ. То есть таким образом обеспечивается гибкость перехода выпускников в другие предприятия или в другую сферу деятельности. Формальным результатом этой отлаженной системы является эффективное использование потенциала сотрудников. Другими словами, благодаря этому в стране очень низкий уровень безработицы. Кадры с хорошей квалификацией имеют больше шансов найти хорошее рабочее место.

Бодо ЛОХМАНН,

доктор экономических наук, профессор


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии